РМО учителей математики
Г.
Герасимова Н.А.,
учитель математики МОУ «ООШ №7»
«Цифровая трансформация в образовании – вызовы и перспективы»
Добрый день коллеги! Рада приветствовать Вас в стенах нашей школы на семинаре математиков, который проводится в рамках августовского совещания педагогических работников по теме: «Цифровая трансформация в образовании: вызовы и перспективы».
Информатизация образования, которая два десятилетия назад трактовалась как «широкое внедрение электронно-вычислительной техники в учебный процесс», с неизбежностью превратилась в планомерно организованную работу по широкой трансформации учебного процесса.
То, на что тратились годы, не очень результативного обучения повышения квалификации в области ИКТ, сейчас произошло практически мгновенно.
В апреле - мае 2020 года все образовательные учреждения страны во избежание распространения коронавирусной инфекции реализовывали учебные программы в дистанционном формате. Каждое учреждение, каждый учитель по окончании учебного года подвел итоги работы/ обучения в данном формате, который стал вынужденным и неожиданным.
Работая в «шоковом» режиме, школа в целом и каждый учитель в отдельности столкнулись с массой проблем:
- выбор формата проведения уроков - нужно было определить, все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения и готовы ли родители оставить детей наедине с цифровым образовательным пространством;
- отсутствие у многих учителей опыта и наработок общения с детьми именно в таком формате - каждый выбирал собственные площадки для обучения и мессенджеры для контактов с детьми и родителями - единообразия не было;
С другой стороны, это была возможность для учителя продумать новые сценарии работы и попробовать разные инструменты.
затрудненное планирование работы – у редкого учителя рабочий день получался нормированным;
- возможность п роверки и оценивания выполненных учениками заданий - в более выигрышном положении оказались преподаватели, которые организовали работу на учебных платформах, где есть автоматическая проверка заданий и аналитика;
- п олучение обратной связь от родителей - д анная связь и подразумевается как двусторонняя, но, по возможности, не круглосуточная как оказалось в реальности;
- п олучение обратной связь от коллег – сотрудничество учителей – предметников, классных руководителей, администрации также проходило в режиме онлайн – марафона.
Но, не смотря на проблемы, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса во время дистанционного обучения, мы, несомненно, приобрели хороший опыт и знания по работе в заданных условиях. А эти условия заставили нас пересмотреть возможности развития традиционного образования в иных направлениях, коими на текущий момент и является направление цифровой трансформации образования.
Т.е., цифровизация является одним из трендов ведущих образовательных систем мира и важным ресурсом развития образования в нашей стране.
Необходимость цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование», в рамках которого запущено два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего». Согласно целям национального проекта результатом действия федеральных проектов («Точки роста», «Кванториум», IT-куб и др.) становится доступ образовательных организаций региона к технологическим инновациям: новое техническое оборудование, цифровые платформы (образовательные и исследовательские), программные средства и электронные ресурсы для выхода на новый образовательный уровень.
Первое важное условие реализации данной цели – условие безопасности. В настоящее время этому уделяется большое внимание, поскольку зачастую в нефильтрованном Интернет – пространстве дети пребывают без контроля взрослых. (программа gerdabot.ru)
Следующий параметр, на который обращается серьезное внимание в поставленной цели – саморазвитие и самообразование. Дистанционное обучение напрямую связано с самообразованием и саморазвитием. Причем коренным образом меняется роль учителя в таком формате образования. Учитель не является сейчас носителем уникальной информации – всё уже создано. Главная задача учителя - отбирать нужный материал, помогать детям грамотно ориентироваться в цифровом пространстве, направлять их в достижении образовательных целей. И если учитель в этом компетентен, то сможет легко реализовать электронное обучение, используя различные цифровые платформы.
Немаловажное условие реализации проекта – подготовка кадров. Сейчас предлагается огромное количество курсов, связанных с цифровой образовательной средой.
И ещё один компонент достижения цели – создание федеральной цифровой платформы. В рамках дистанционного обучения было перепробовано много различных, а разработчики проекта будут добиваться создания единой платформы.
Мы видим, что цифровизация образования – неизбежный этап развития образования. Этапы компьютеризации и информатизации пройдены, цифровизация – следующий этап, предполагающий новые модели образования, управления, новые роли учеников и учителей.
Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным для всех. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для детей с особенностями развития.
Поэтому современный учитель не только носитель знаний, он - наставник. Он должен учить детей работать в команде, применять рефлексию, планировать свое время и т.д. А еще – хорошо ориентироваться в информационных потоках, стать навигатором для ученика. Важно учить ребенка алгоритму поиска и обработки информации, помогать ему видеть закономерности и анализировать тенденции, а не просто заучивать даты и факты.
Перед педагогом встала задача: как за небольшой промежуток времени передать значительный объем знаний, научить продуктивным методам самообучения, помочь учащемуся выстроить систему самообразования с использованием новейших средств обучения.
Подводя итог всему сказанному - Цифровизация – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат.
Занятия по дистанционному обучению в школах нашего города начались с организационных работ. Был проведен опрос родителей и обучающихся о наличии условий обучения, необходимо было указать из перечисленного: что у ребенка есть: компьютер (ноутбук), Интернет, телефон с WhatsApp, ВК или вообще нет условий.
На основании полученных ответов педагоги нашей школы определились с формой обучения. Опрос показал, что основная масса обучающихся имеет только телефон. Родители и дети, в домашний условиях, оказались не готовы к вызовам времени.
На сегодняшний день существует множество социальных сетей, созданных для совершенствования образовательного процесса, но, к сожалению, не все учебные сайты популярны среди учащихся, что мешает достичь с помощью данных Интернет-ресурсов заметных результатов в учебно-воспитательном процессе.
В связи с этим в своей практике мы используем уже созданные и работающие социальные сети, и в первую очередь – самый популярный среди молодежи сайт «Вконтакте». Здесь у нашей школы есть своя страница, где отражается вся школьная жизнь – на ней создана группа «Дистанционное обучение», где каждый класс создал открытую группу и закрытую. Также «Вконтакте» класс общается в беседе, где ученики делятся фотографиями и мы вместе организовываем разные мероприятия: акции, конкурсы, викторины, просмотры и др., обсуждаем проблемы класса и разные вопросы.
С помощью «Вконтакте» ведется и общение с родителями – это беседы и видеозвонки, как еще один способ онлайн-собраний родителей. В беседе мы делимся ссылками и информацией для родительского образования - «Родительский форум».
В ВК уже есть готовый набор функций для обмена учебными материалами, проведения онлайн-занятий, а также информирования всех участников образовательного процесса. Им отправлялись задания в виде электронных кейсов, которые необходимо было выполнить и отправить сфотографированный результат на электронную почту или в личные сообщения в ВК. Часть заданий могла выполняться в течение занятия 15-25 минут согласно САНПИН, а часть, например, работа над творческими проектами могла выполняться в течение месяца.
В процессе обучения (особенно для тех, кто не был на занятии) возникла необходимость записывать видео-уроки, которые могли бы использоваться как готовые учебные материалы. Но – не хватало нужного оборудования и технической поддержки.
С сентября 2020 года учителям было рекомендовано проводить онлайн – уроки, выбрав более подходящую платформу. Был составлен график проведения уроков: в каждом классе 2-3 урока.
Те, у кого были компьютеры, телефоны, планшеты и устойчивая связь Интернет, а также минимальные навыки работы в сети, использовали Skype или Zoom. Эти платформы являются самыми популярными и востребованными. Свою популярность они завоевали своими возможностями при организации и проведении видеоконференций, а также записи онлайн – уроков.
Одним из лучших решений является применение ZOOM в работе. Через Zoom проходят не только уроки, но и классные часы, родительские лектории и собрания.
Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, ученики могут заходить как с компьютера, так и с планшета и с телефона.
К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку для входа.
Изменились формы опроса вплоть до того, как поднимать руку в онлайн. И оказалось, что все это интересно, но сложно.
В качестве обратной связи использовалось блоги, чаты и краткое анкетирование. Интересно составленный опросник дает представление о том, насколько хорошо детям понятна тема.
Следующий цифровой образовательный ресурс – это онлайн-занятия со школьниками по электронной тетради Skysmart. Легко и удобно организовать обучение и проверку знаний дистанционно.
Эта платформа помогает каждому индивидуально подбирать задания, здесь для учащихся есть и разные обучающие курсы, которые помогают в воспитании.
Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. 20 бесплатных ежедневных карточек, олимпиады, квесты, видео – уроки, тренажеры… Здесь есть возможность соревноваться с другими классами в школе и завоевывать первые места в различных марафонах. Награды радуют, а знания пополняются.
«Российская электронная школа» - РЭШ – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. Это онлайн-школа, которая предлагает интерактивные уроки по различным предметам для учеников от 1 по 11 класс. Лучшие учителя страны предлагают свои авторские программы обучения, которые отвечают государственным образовательным стандартам.
Все необходимые для занятия материалы (презентации, видео, графика, инструкции и т.д.) удобно сохранять на Google-Диске для использования в работе не только педагогами, но и учениками, по ссылке доступа.
Цифровая трансформация может вести к качественному изменению образовательной работы. Без такого изменения невозможно сформировать у каждого члена общества способности плодотворно жить и трудиться в условиях меняющейся экономики, непрерывно продолжать свое образование на протяжении всей жизни.
Произошел огромный всплеск к онлайн обучению от самих педагогов. Не только какие инструменты использовать на онлайн занятии, но и как учить. Появилось критическое отношение к переосмыслению собственных умений. Каких умений и навыков не хватает до «дистантного педагога»?
Происходит массовый выход педагогов в сеть в поиске методик, ответов на свои вопросы (популярными стали вебинары). Как организовать вовлечение-увлечение-обучение - развлечение учеников. Не в том смысле, что мы их развлекаем, а в том смысле, что учеба становится желанной. Мотивировать учащихся к учебе.
По мнению педагогов, родителей и детей большим недостатком онлайн образования является:
Отсутствие личного контакта ученика с преподавателем.
В интернете много отвлекающих факторов. Нужно обладать очень высокой мотивацией, чтобы учиться онлайн.
Нет возможности «вживую» общаться и обмениваться опытом с другими учениками.
Отсутствие реальных конструкторов, технических возможностей в семьях многих обучающихся.
Длительное просиживание за экраном, учитывая, что первую половину дня они сидят за экранами, обучаясь по общеобразовательной программе, а во второй половине дня – по дополнительной.
Большой объем домашних заданий, так как не стало разделений на классную работу и домашнюю.
Нет разделения на учебное, домашнее и игровое пространство. Наличие ситуации скученности самых разных членов семьи.
Ученики стесняются показать свой быт, самого себя.
Обнаружилось противоречие школы и родителей. Родители стали имитировать онлайн присутствие и успешность своего ребенка.
Впервые у родителей появился запрос с «результатов обучения» на «результаты образования» своего ребенка. Запрос: не столько нам нужны ваши знания, сколько мы хотим иметь ученика способного учиться самостоятельно. Оказалось, что ребенок не может учиться вообще, если у него нет привычки учиться самостоятельно, планировать свое время, подчиняться режиму без особых средств контроля, особенно, если ребенок дома один.
Преимущества онлайн образования:
- Можно учиться, не выходя из дома, - это удобно!
Взаимодействовать с обучающимися с любого места, где есть подключение к интернету.
Обучение онлайн в своем графике.
Проводить занятия в индивидуальном режиме, подбирая уникальную программу обучения в соответствии с потребностями и знаниями каждого обучающегося.
Дистанционка - это отличный маркер того, насколько кто может самоорганизоваться. И педагоги, и родители, и дети.
Многие ребята наших классов в процессе дистанционного обучения порадовали результатами своих работ, участвовали в различных олимпиадах и конкурсах. Но есть и такие, кто «отдыхал на канарах», не работал, не присылал задания, ссылаясь на – нет телефона, отключен интернет и пр.
Впереди новый учебный год, который точно будет отличаться от всех предыдущих.
Сегодня уже стало понятно, что нельзя в образовательном процессе использовать отдельно друг от друга традиционные и дистанционные технологии. В грядущем году каждому учителю придётся научиться быстро адаптироваться к новым условиям и вызовам в условиях смешанного обучения.
А что значит меняться? А что значит цифровая трансформация?
Здесь выделяются 4 основных направления:
Вдохновить учительское сообщество. Ничто не вдохновляет так, как знакомство с передовым опытом.
Заинтересовать учеников и повысить их вовлеченность в учебный процесс.
Повысить эффективность работы учебных заведений, их административных функций, работы с выпускниками, все, что связано с их будущим трудоустройством.
Поиск и внедрение новых способов и форматов обучения.
Эти 4 направления являются составной частью большого процесса цифровой трансформации образования.
Что в результате этого мы можем получить на выходе? Мы можем получить:
Новую страну, в которой школьники учатся в современных учебных классах, в которых интересно.
Получить доступ к любому образованию из любой точки страны, вне зависимости от физического месторасположения ученика или каких-то ограничений, связанных со здоровьем.
Получить успешных учителей, которым бесконечно нравится их работа, и труд которых достойно оплачен.
Получить персонализированную рабочую программу, которая позволит выпускнику быть действительно успешным уже сегодня, а не после нескольких лет обучения, работая по специальности после окончания школы и вуза.
Это все и есть элементы составляющей части успеха.
Желаю вам набраться терпения, сил, смелости и упорства для новых открытий и достижений, всегда добиваться поставленных целей и не утратить интереса ко всему новому и неизвестному!
Спасибо за внимание!