Парки, маневровые районы; их назначение. Путевое развитие на железнодорожных станциях.
В зависимости от специализации на определенной работе, выделяют парки путей (рис.206)
приемо-отправочные — предназначенные для приема и отправления поездов;
сортировочные — для переработки вагонов;
погрузочные — для производства операций по погрузке-выгрузке;
тракционные — для ремонта локомотивов;
экипировочные — для экипировка локомотивов водой и топливом;
ремонтные — для ремонта вагонов грузового парка;
технические — для обработки пассажирских поездов (очистка, дезинфекция, промывка, группировка вагонов и пр.)
ранжирные — для формирования и отстоя пассажирских поездов;
местные — на станциях с большим вагонопотоком, для которого требуется подборка вагонов по группам или пунктам выгрузки;
транзитные — для приема и отправления поездов без переработки.
рис.206 Парки железнодорожных станций
На станциях с большой маневровой работой и значительным путевым развитием станционные пути делят на маневровые районы, за которыми закрепляют маневровые локомотивы и составительскую бригаду. Маневровый район — часть железнодорожной станции, включающая группу станционных путей и сортировочную горку или вытяжной путь, обслуживаемая одним маневровым локомотивом и составительской бригадой. Количество маневровых районов зависит от объема работы. На горочных сортировочных станциях обычно выделяют в отдельные районы: парки прибытия и горки, вытяжки сортировочного парка, транзитные приемоотправочные парки, пути, где производятся грузовые операции.
Границы маневровых районов и порядок работы в каждом из них устанавливаются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
|
Маневровые районы выделяют по объему работы с условием, что путевая схема или устройства СЦБ обеспечат изолированную работу в данном районе одного маневрового локомотива. Маневровые районы должны быть выбраны с таким расчетом, чтобы была обеспечена безопасность движения при одновременной работе маневровых локомотивов в разных районах.
Все радиостанции конкретного маневрового района работают на одной частоте и образуют сеть маневровой радиосвязи.
Стрелки, ведущие сманевровых районов на маршруты проходящих поездов, не должны в нормальном положении допускать выхода маневрирующего состава на пути, по которым могут проходить поезда.
Станционные пути
Пути, расположенные в границах раздельных пунктов, называются станционными (см. рисунок 207).
Они подразделяются на:
· главные,
· приемо-отправочные,
· сортировочные,
· погрузочно-выгрузочные,
· вытяжные,
· ходовые,
· деповские,
· соединительные,
· специального назначения,
· прочие.
1 – Главный путь; 2, 3,4 – приемо-отправочные пути; 5 – вытяжной путь; 6 – выставочный путь; 7 – погрузочно-выгрузочный путь; 8 – улавливающий тупик; 9 – предохранительный тупик; 10 – подъездной путь
Рисунок 207 Схема промежуточной станции на однопутной линии (классификация станционных путей)
Главные пути на станциях – это непосредственное продолжение путей перегона. Они, как правило, не откланяются на стрелочных переводах и служат для пропуска всех видов поездов, следующих без остановки с установленными скоростями, а также, пассажирских поездов с кратковременными остановками в месте расположения пассажирских платформ для посадки и высадки пассажиров.
|
Приемо-отправочные пути служат для приема, стоянки и отправления поездов.
Сортировочные пути служат для накопления и сортировки вагонов по пунктам погрузки-выгрузки и назначения следования, а также формирования из них поездов.
Погрузочно-выгрузочные пути используют для постановки вагонов под погрузку или выгрузку. Рядом с ними располагают склады общего пользования для кратковременного хранения грузов и склады, принадлежащие различным предприятиям.
Вытяжной путь является продолжением группы сортировочных, погрузочно-выгрузочных или иных путей станции и предназначенный для выполнения маневровой работы по сортировке вагонов, формированию составов поездов и передач вагонов внутри железнодорожного узла, перестановке вагонов с одного пути на другой и т. п. Длина вытяжного пути должна быть не менее длины маневрового состава, что позволяет выполнять работу целым составом.
Деповские пути служат для перемещения и стоянки локомотивов и вагонов на территории локомотивного и вагонного хозяйства во время ремонта, экипировки и других операций.
Соединительные (соединяющие отдельные части станции между собой и с площадками, складами, путями ремонта),
Ходовые пути для пропуска локомотивов из локомотивного хозяйства к приёмо-отправочным путям.
Путями специального назначения служат:
|
· предохранительные тупики, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов;
· улавливающие тупики – для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по крутому затяжному спуску или подъему;
· пути стоянки пожарных и восстановительных поездов,
· пути необщего пользования предприятий.
Горловина станции – зона, в которой уложены стрелочные переводы, соединяющие пути и парки между собой, а также главными, вытяжными и ходовыми путями для локомотивов. К горловинам станции также могут примыкать пути нобщего пользования и соединительные пути. Конструкция горловины влияет на пропускную способность станции. Расстояния между центрами стрелочных переводов в горловинах станций определяются по схемам взаимной укладки стрелочных переводов. Между главными путями и на путях движения пассажирских поездов на боковой путь укладываются стрелочные переводы с маркой крестовины не круче 1/11, а на остальных путях – не круче 1/9. На главных путях, как правило, используют рельсы типа Р65, а на приемоотправочных и прочих – Р50.
Виды соединений и пересечений путей
Чтобы переместить поезд или отдельную единицу подвижного состава с одного пути на другой, повернуть подвижной состав на 180° или взаимно пересечь рельсовые пути в одном уровне, существуют соединения и пересечения рельсовых путей. Все соединения и пересечения рельсовых путей можно представить тремя группами:
- соединения путей;
- пересечения путей;
- комбинированные устройства.
Основными видами соединений являются:
- одиночные стрелочные переводы - соединяют 2 пути в один;
- съезды - соединяют два соседних параллельных пути;
- стрелочные улицы - соединяют ряд параллельных путей;
- петля и треугольник - соединяющие пути так, что по ним можно поворачивать подвижной состав;
- поворотный круг - для разворота подвижной единицы.
Глухие пересечения рельсовых путей в зависимости от угла, под которым рельсовые пути пересекаются, делятся на прямоугольные и косоугольные. (см.рисунок 208)
- Прямоугольные глухие пересечения различают по ширине колеи пересекающихся рельсовых путей и по конструкции крестовин.
- Косоугольные глухие пересечения различают с одинаковой шириной колеи и разноколейные.
Рисунок 208. Глухое пересечение |
Стрелочной улицей называют путь, на котором расположен ряд стрелочных переводов, а иногда и глухих пересечений, на вполне определенных расчетных расстояниях одного от другого. Стрелочные улицы могут быть расположены по отношению к основному пути под углом, равным углу крестовины или большим, в частности под двойным углом крестовины. Могут быть и веерные стрелочные улицы.
Съезды путей представляют собой соединение двух близлежащих рельсовых путей посредством стрелочных переводов, а иногда и глухих пересечений. (см.рисунок 209)
Рисунок 209Схема стрелочной улицы и съезда