Из цикла «Четырех духовных хоров»
Дж. Верди
Содержание:
I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3
II.Музыкально-теоретический анализ…………………………………….....11
III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………...18
IV.Исполнительский анализ………………………………………………...25
Литература…………………………………………………………………….28
I.Историко-стилистический анализ
Cведения об авторе
Джузеппе Фортунино Франческо Верди (1813 1901)— итальянскийкомпозитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.
Композитором созданы 28опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто»,«Трубадур», «Травиата».
Вершина творчества — последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».
Популярность творчества Верди объясняется его глубокой народностью, органической и неразрывной связью с национальной демократической культурой своей страны, жизненной правдивостью и реализмом, высоким гуманизмом, необычайным мелодическим богатством. Популярность творчества Верди объясняется также и тем, что оно своеобразно отразило передовые общественные движения итальянского парода.
С детских лет Джузеппе вынужден зарабатывать себе на жизнь. Он берет уроки композиции у помощника дирижера театра «Ла Скала» и уже через 2 года в этом театре успешно выступает с первой оперой «Оберто». Ему тут же заказывают оперу «Король на час». В знаменитых операх Верди 50-х годов «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» – характеры героев обрисованы глубоко и правдиво. «Риголетто» – первая зрелая опера Верди. Музыка ее драматична, богата интонациями живой речи. С 50-х годов оперы Верди идут на всех крупнейших сценах мира. Музыка Италии в 70-80-х годах переживала кризис. В такой обстановке 74-летний Верди создает шедевр - «Отелло». Но не просто картины природы он вводит в драму. Предсмертная песня Дездемоны об иве трогает безыскусственностью, чистотой и свежестью.Проходит несколько лет, и как национальное торжество отмечает Италия появление 26-й последней оперы Верди «Фальстаф» по мотивам Шекспира. Случай исключительный: 80-летний композитор создает произведение, полное непосредственности, юношеской свежести и юмора.
|
Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество — Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный — Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.
Композитор недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство характерно для творчества Верди — характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.
Дж. Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.
|
Духовное творчество Дж. Верди
Жанровая ветвь духовного творчества Верди до сих пор не была предметом пристального внимания исследователей, несмотря на то, что внимание к личности Верди не только не ослабевало на протяжении XX века, но и с особой силой проявилось во второй его половине. Жанры духовной музыки Дж. Верди насчитывает всего несколько образцов: «Реквием», «Stabat Mater», «Te Deum», четыре хоровые и одну вокальную миниатюру, несколько ранних сочинений. Не занимая главенствующей роли в творческом наследии композитора, они тем не менее являют ряд истинных шедевров, обогативших мировую сокровищницу духовной музыки. Появление духовных сочинений в творческой биографии Верди позволяет рассматривать их как три этапа. Отделенные друг от друга значительным временным отрывом, эти периоды дают интересный ракурс исследованию эволюции хорового письма композитора. К первому этапу относятся опусы, появившиеся перед его операми (до 1836 года); второй период знаменуется «Реквиемом» (1874); третий представлен шестью разномасштабными произведениями (1880–1898), характеризующими поздний период творчества. Одна из острых проблем исполнения духовных сочинений Верди, обозначим ее сразу, –это степень принадлежности их тому или иному жанру.
|
Известно, что «Реквием», при соблюдении формальных жанровых признаков (опоре на канонический текст, номерной структуре, значительной роли полифонических форм и приемов письма), испытал огромное влияние оперы. Оно отразилось в таких значимых элементах, как мелодика, драматургия, музыкальная форма. Видимо, подобный жанровый синтез и дает исполнителю большие возможности в выборе направления собственной трактовки (об этом немного позже). Духовную музыку композитора можно отнести к этой жанровой ветви порой весьма условно из-за характера эмоций, неподобающих церковному стилю, картинного изображения канонического текста. Вспомним «Dies irae» из «Реквиема», где вопли отчаяния, глас трубы, созывающей мертвых на Страшный суд, выписаны с подлинно театральной конкретностью и невероятным размахом в выборе средств выразительности.
«Новаторство Верди в трактовке духовного жанра в его слиянии с принципами театральной драматургии и оперного вокального стиля осознавалось всегда. При жизни композитора его упрекали в “светскости”, в слишком “земном” характере Реквиема». Эту же мысль подтверждает наличие некоего взаимопроникновения между различными жанровыми направлениями: в духовных произведениях Верди есть примеры использования поэзии, вольных пересказов канонического текста, как в «Ave Maria», «Pater noster», «Le laudi alla Vergine Maria».
Однако, наряду с оперным влиянием, отметившим духовные сочинения, в творчестве Верди наблюдается и обратный процесс: оперы композитора изобилуют эпизодами духовного содержания. Таким образом, для композитора важна сама тема присутствия Высшей силы в жизни человека независимо от жанра, избираемого для ее воплощения.