Рассмотрите схему трезвучий натуральных и гармонических ладов (До мажор (C-dur) натуральный и до минор (c-moll) гармонический).
Сверху над каждым трезвучием указано его местоположение (ступень, на которой оно строится), под трезвучием – его структура (Б53, М53, Ум53 или Ув53), еще ниже – обозначение по функции (трезвучия на I, IV, V – главные, т. е. тоническое, субдоминантовое и доминантовое; они обозначаются большими буквами T, S, D, если являются мажорными по структуре и маленькими буквами t, s, d, если являются минорными по структуре; остальные трезвучия на прочих ступенях – побочные, обозначаются римскими цифрами, указывающими на их местоположение).
Обратите внимание: если в гармоническом ладу трезвучие строится на измененной по сравнению с натуральным видом лада ступени, т. е. на VII# (гармонический минор), то букву «г.» писать не нужно, т. к. сама измененная ступень указывает на гармонический вид лада. Если же трезвучие строится на какой-либо другой ступени и в его состав входит измененная ступень, тогда перед обозначением трезвучия ставится «г». Исключение– гармоническая доминанта в миноре с VII#, которая обозначается просто большой буквой D – D53.
Обратите внимание: в натуральном мажоре одно уменьшенное трезвучие – на VII ступени; в гармоническом миноре уже два уменьшенных трезвучия – на обеих вводных ступенях (добавляется гармоническое уменьшенное трезвучия за счет VII#в гармоническом миноре).
В натуральном мажоре уменьшенное трезвучие (Ум53) строится на VII ступени (VII53). См. выше схему трезвучий в натуральном До мажоре (C-dur).
В гармоническом миноре (благодаря повышению седьмой ступени лада на полтона – VII#) появляется уменьшенное трезвучие (Ум53) наVII# ступени (VII#53). Поэтому в гармоническом миноре 2 уменьшенных трезвучия: на IIступени (натуральное, II53) и на VII#ступени (гармоническое, VII#53). См. выше схему трезвучий в гармоническом до миноре (c-moll).
Чтобы построить 2 уменьшенных трезвучия в тональности (одно натуральное и одно появляющееся дополнительно в гармоническом виде лада), нужно найти вводные ступени (окружают тонику –VII и II) и нарисовать от них «снеговички». Если построение выполняется в мажоре, то строим уменьшенное трезвучие VII ступени –(Ум53 – VII53). Если построение выполняется в миноре, нужно найти в одном из трезвучий седьмую ступень лада и повысить ее (VII#), гармоническим будет уменьшенное трезвучие на самой VII# (Ум53 – VII#53), уменьшенное же трезвучие на II ступени – натуральное (Ум53 – II53).
Уменьшенное трезвучие включает в себя неустойчивые ступени, поэтому должно обязательно разрешаться.
Поэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение уменьшённой квинты, образующейся между крайними ступенями, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию. А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.
C dur (н) и c moll (н)
Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённое трезвучие в гармоническом миноре. Построим их в ре миноре (г).
Гармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляется знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично. Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).
Д/З Построить уменьшенные трезвучия в D dur, g moll (н) и g moll (г)