ГЭС «Пороги» одна из первых действующих ГЭС (с 1908 г.) в России. Комплекс «Пороги», расположен на реке Большая Сатка в Челябинской области в 35 км на северо-восток от г. Сатка
Строительство ГЭС началось на заре прошлого века после обнаружения в этом районе залежей хромистых железняков. В 1908 году «Уральское электро-металлургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е. А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе» приступило к строительству предприятия в урочище «Пороги» на реке Большой (Озёрной) Сатке в 35 верстах от одноименного горнозаводского поселка. Заводской корпус, объединил под одной крышей электростанцию, плавильный цех и другие производственные участки.
Граф Мордвинов Александр Александрович (07.12.1887 – 13.02.1950), сын шталмейстера царского двора, стал директором правления Уральского электрометаллургического завода «Пороги». Неординарная личность: зачинатель автомобилестроения и автоспорта в России. 24.05.1909 г. установил российский рекорд скорости – 131,5 км/час на автомобиле «Опель». Во время Первой мировой войны отдал свой дворец под госпиталь, служил в Русской военной миссии в Париже, где и остался жить.
Остзейский барон фон дер Ропп Феликс Теофилович (1853 – 03.04.1940), окончил С.-Петербургский университет, изучал металлургию в Германии, был смотрителем Оружейной фабрики в Златоусте. Оставил Россию в 1910 г.
Шуппе Александр Филиппович (17.05.1856 - не известно), горный инженер, основатель производства магнезильных огнеупоров на Саткинском месторождении.
Автор проекта Бахметьев Борис Александрович (20.06.1880, Тифлис, Россия – 1951, Нью-йорк, США), учёный гидродинамик, профессор Санкт-Петербургского политехнического института, заместитель министра торговли и промышленности Временного правительства (1917 г.) посол России в США с 1917 по 1922 гг. Помогал русским учёным-эмигрантам, таким, как Зворыкин В.К. (изобретатель телевидения), Сикорский И.И. (авиаконструктор). Струве О.Л. (астроном, астрофизик), Тимошенко С.П. (механика, сопротивление материалов) и др. Принимал участие в проектировании в России на Волге, Днепре и др. реках гидроэлектростанций, которые достраивались в советское время по плану ГОЭЛРО.
В строительстве гидроэлектростанции и первого в России Уральского электрометаллургического завода «Пороги» принимали участие инженеры Барри Александр Вениаминович (1848-1913), владелец строительной фирмы, в которой инженером-технологом работал Шухов Владимир Григорьевич (1853-1939), автор известной решётчатой радиобашни на Шаболовке в Москве.
|
Поскольку производство планировалось электроплавильное, р. Б. Сатку перегородили плотиной, смонтировали на берегу ГЭС. Через 2 года – в июле 1910 г. - она снабдила электроэнергией прилегающий посёлок и позволила сделать первую выплавку ферросилиция, а в августе – феррохрома, весом 954 кг. До этого ферросплавы Россия покупала за границей. Мощность гидроэлектростанции составляла 1,36 МВт (мегаватт).
Гравитационная плотина находится в живописнейшем месте, между склонами хребтов Чулкова и Уары. Высота плотины – 21 м, ширина – около 12,5 м по подошве, около 4,2 м по гребню, общая длина – 125 м, длина водосливной части – 71 м, общий пролет водосливов — 57,5 м.
Это единственная на сегодняшний день в мире ГЭС, сооруженная путем кладки из дикого камня. Все сооружения комплекса «Пороги»: станция, завод, плотина – были построены из местного горного камня. Привозной кирпич использован только на стыках и в дверных и оконных проёмах.
|
Водосливная плотина имеет 8 поверхностных водосливов, которые оснащены затворами 3-х разных типов. Все подъёмные механизмы, кроме кран-балки в машинном зале, использовали мускульную энергию, так как вся электроэнергия шла на электролиз и освещение основных производственных помещений.
Электростанцию и завод строили параллельно. На момент постройки предприятие, расположенное в уральской глуши, в техническом плане находилось на вершине инженерной мысли того времени.
До сих пор на электростанции действует оборудование, выпущенное более 100 лет назад и привезенное сюда на лошадях по лесным и горным дорогам: два генератора мощностью 550 КВт произведены в 1909 году немецкой фирмой «Бригель, Хансен и К°», генератор третьей турбины – швейцарской фирмы «Браун, Бовери и К°». Электроплавка ферросплавов велась в дуговых печах «Эру» из Франции. Мостовой кран грузоподъёмностью 5 тонн и подъемные механизмы затворов привезены из английского Бирмингема.
Технические организаторы проекта инженеры Ф.Т. Ропп и А.Ф. Шуппе, которые освоили на «Порогах» выплавку ферросилиция и феррохрома, ферровольфрама и ферромарганца, карбидов кремния и кальция. Их имена открывают список имен в российской электрометаллургии ферросплавов, которая к тому времени считалась чрезвычайно взрывоопасной. До 1931 года завод, расположенный рядом с плотиной, являлся единственным в нашей стране предприятием по выпуску ферросплавов. Завод со временем стал цехом Саткинского комбината «Магнезит», а впоследствии цех был ликвидирован как нерентабельный. Последняя плавка в нём состоялась в 2000 году. С 1997 по 2014 г. комплекс поддерживал, пока был жив, на свои средства бывший инженер комплекса Загнойко Виктор Владимирович.
Гидроэлектростанцией теперь владеет частный туркомплекс, построенный на берегу водохранилища, получающий электроэнергию с собственной ГЭС. Рядом с ним выстроена гостиница «Пороги», есть турбаза, проводятся экскурсии.
Плотина, построенная в начале прошлого века, является памятником индустриального зодчества. Комитет ЮНЕСКО по охране памятников истории и культуры в 1993 г. присвоил Порогам статус памятника международного значения. Это единственный в Челябинской области объект такого статуса. Постановлением Челябинской областной думы от 15 февраля 1996 г. комплекс «Пороги» признан памятником истории.
|
Памятник науки и техники «Порожский гидроузел», пожалуй, единственный в России с дореволюционных пор, существующий до сих пор без перестроек.