Творение Ангельского мира. Архангел Михаил и небесное воинство




1) Природа ангелов

2) Творение Богом Ангельского мира

3) Служение ангелов

4) Восхваление Бога

5) Архангел Михаил

6) Победа небесного воинства

7) Чудо в Хонех

8) Рассказ детям об Ангеле-хранителе

1) Природа ангелов

Всё, что мы видим, сотворено Богом. Но, вспомним, еще прежде, чем сотворить этот видимый мир, Господь сотворил мир невидимый, то есть ангелов.

Слово «ангел» означает «вестник». Бог посылает ангелов к людям, чтобы открывать им Свою волю.

Ангелы невидимы, потому что у них нет тела. Они бестелесные духи. Но иногда, когда Бог этого хочет, ангелы являются людям в образе человека. Ангелов на иконах изображают с крыльями в знак того, что они с радостью и быстро исполняют волю Божию.

2) Творение Богом Ангельского мира

Бог сотворил очень много ангелов, все они были добрыми: они любили и слушались Его. Но один из ангелов по имени Денница возгордился и захотел сам стать как Бог и никого не слушаться. Некоторые ангелы взяли с него пример и тоже перестали слушаться Господа. Тогда добрые ангелы вступили в борьбу со злыми, победили их и прогнали. С тех пор ангельский мир разделен: добрые ангелы остались с Богом, а злые ангелы находятся вдали от Бога и стараются сопротивляться Ему и сеять всюду зло. Злые ангелы уже называются не ангелами, а бесами, а первый, восставший против Бога – диавол или сатана. Добрые ангелы служат Богу, восхваляют Его и помогают людям делать добро.

3) Служение ангелов

Каждому христианину Бог дает ангела-хранителя. Ангел-хранитель любит нас, дает нам добрые мысли и желания. Он помогает нам своей молитвой удерживаться от злого и радуется, когда мы его не делаем. Ангел-хранитель помогает нам в добрых делах и охраняет нас от бед. Он всегда молится вместе с нами. Он наш самый близкий и верный друг. Надо всегда молиться своему ангелу-хранителю: Святый Ангеле-Хранителю, моли Бога о мне!

4) Восхваление Бога

Был однажды такой случай. В городе Константинополе было землетрясение. Люди в страхе собрались на площади и все вместе молились о конце землетрясения. Вдруг поднялся сильный ветер. Одного мальчика подняло на воздух и потом без вреда опустило на землю. Он рассказал, что во время полета слышал пение ангелов, хваливших Бога: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» Люди запели ту же молитву, только прибавили слова «помилуй нас», и землетрясение кончилось. С тех пор мы читаем и поем эту молитву, которая называется «Трисвятое »: Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный! Помилуй нас.

5) Архангел Михаил

Все добрые ангелы разделены Богом на 9 чинов, из которых некоторые ближе всего к Богу, а другие, наоборот – чаще служат людям, но у каждого небесного чина свои заботы и свои задачи. Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает – кто как Бог. А слово «Архистратиг» означает должность главнокомандующего, то есть говорит о том, что святой архангел Михаил является предводителем небесного воинства. Михаил есть ангел, обладающий необыкновенною духовною силою. Почитание святого архангела Михаила в Православной Церкви началось с самых древних времен. Святая Церковь повсюду изображает его первым в чину небесных воинств, воюющим за славу Божию и за спасение рода человеческого.

6) Победа небесного воинства

Первый подвиг святой архангел Михаил совершил на небе. Именно он, как верный служитель Божий, собрав все Ангельские чины и воинства, не увлекшиеся примером Денницы, громко воззвал к ним, призывая к прославлению Бога, и начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». Вслед за этим духи злобы были низвержены с неба.

Поэтому и изображается архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность ангелов Царю Небесному, а крест, которым оканчивается копие, дает знать, что война с царством тьмы и победа над ним самими архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

7) Чудо в Хонех

С древнейших времен Священное Писание хранит память о благодеяниях архангела Михаила. Самым известным из явлений архангела простым людям стало чудо Архистратига в городе Колоссы (впоследствии в честь явленного архангелом Михаилом чуда получившем новое название – Хоны, что значит расщелина).

Еще со времен апостолов близ Колосс струился чудотворный источник, в водах которого христиане обретали исцеление от болезней. Этот дивный родник имел такую целительную силу, что всякий, приходивший с верою, становился здоровым. На этом источнике почивала благодать Божия: любвеобильный Архистратиг Михаил благодетельствовал не только христианам, но даже и язычникам, многие из которых, получив исцеление от чудесной воды, обретали спасительную веру и здесь же крестились во имя Пресвятой Троицы.

Сжалившись над одним из заблудших язычников, имевшим немую дочь, Архистратиг Михаил явился ему и сказал: «Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, напои ее водой из моего источника, и тогда увидишь славу Божию». Этот человек поверил видению, исполнил повеление Архангела – от чудесной воды дочь его обрела дар речи, и первыми словами ее были: «Боже христианский, помилуй меня! Святый Михаиле, помоги мне!» Потрясенный и осчастливленный, отец ее вместе с нею и всей семьей тотчас принял Святое Крещение. В знак благодарности за исцеление дочери и просвещение своей души он выстроил над чудотворным источником храм Господень во имя Архистратига Михаила.

В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь.

8) Рассказ детям об Ангеле-хранителе

Однажды брат с сестрой пошли в лес за грибами. День был ясный, и дети, быстро набрав полные корзинки, пошли домой. Дорога шла через поле, посреди которого рос могучий дуб. Вдруг поднялся сильный ветер. Небо потемнело. «Сейчас начнется гроза, – воскликнула девочка, – бежим скорей под дуб». Она схватила брата за руку, и они со всех ног побежали к дубу. В это время сверкнула молния, грянул гром и начался ливень. Детям стало страшно. «Давай помолимся к нашим Ангелам-хранителям», – предложил мальчик. И дети начали молиться:

«Мой Ангел-хранитель святой,

Небесный друг мой,

Веди меня к Богу, это моя дорога.

Всегда меня храни, от злого духа сбереги,

Я хочу в святости жить и Господу служить».

«Во время грозы никогда не прячьтесь под одиноко стоящим деревом. Это очень опасно», – вдруг вспомнила мамины слова девочка. «Бежим домой!» – воскликнула она.

Мама обрадовалась, увидев детей здоровыми и невредимыми. На следующий день, придя к дубу, дети увидели, что от него остался лишь обуглившийся пень. Это молния ударила в дерево, и оно сгорело. «Спасибо нашим Ангелам-хранителям. Это они спасли нас», – сказал мальчик.

Проверочные вопросы:

1. Какими были созданы все ангелы?

2. Что с ними произошло?

3. Почему ангелов изображают с крыльями?

4. Почему Архистратиг Михаил изображается с огненным мечом?

5. Какие теперь бывают ангелы и что они делают?

6. Как называются злые ангелы?

7. Можете ли вы рассказать о каком-нибудь чуде, связанном с ангелом?

 

 

3. История Шестоднева

1) Что такое «день творения»

2) Последовательность творения мира

3) Седьмой день

4) Рассказ "Какие же вы счастливые!" В. Сухомлинский

После создания невидимого мира Бог сотворил видимый мир. Нужно помнить, что Бог не так творит вещи, как мы, люди, их делаем. Нам, чтобы сделать какую-нибудь вещь, нужно иметь материал, мы должны стараться, трудиться, а когда сделаем вещь, часто о ней больше не думаем и не заботимся. Но Бог все сотворил из ничего, одним словом Своим, и все время помнит о всяком Своем творении: любит его и заботится о нем.

1) Что такое «день творения»

Бог сотворил мир Своим словом, но не сразу, а постепенно, как говорят – в шесть дней творения (нужно помнить, что шесть дней творения не были обыкновенными днями, а может быть, по многу тысяч лет каждый, потому что у Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет). Поэтому процесс сотворения мира по-другому еще называют Шестоднев.

2) Последовательность творения мира

В первый день творения сказал Господь Бог: «Да будет свет!» Яркий свет залил все, и так он понравился Господу, что отделил Господь его от тьмы и назвал его днем, а тьму назвал ночью.

На второй день Бог разделил воды твердью и назвал эту твердь небом.

Потом собрал всю воду, что оказалась под небом, в одно место, и тогда появилась суша. Бог назвал ее землей, а воду – морями. «Хорошо! – сказал Господь Бог. – Пусть теперь будут травы, растущие из земли, и деревья, дающие плоды». В этот третий день земля родила зелень, а также семена и плоды, и это тоже понравилось Богу.

На четвертый день Он создал солнце, луну и звезды и расположил их на небе. И стали они освещать землю, отделять день от ночи и управлять течением времен.

А на пятый день Бог населил воду рыбами, а небо – птицами. Он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь!»

А на шестой день расселил по всей суше разную живность, всех зверей и всех гадов земных. И сотворенное опять понравилось Богу. Тогда Он создал человека и тоже благословил его.

Господь отдал человеку землю, отдал под его власть и рыб, и птиц, и животных, а плоды и то, что произрастает из семян, предназначил ему в пищу.

3) Седьмой день

В седьмой день Господь, как говорит Библия: «почил... от всех дел Своих, которые делал », то есть Бог больше ничего нового не творил, как бы отдыхал от творения. (Поэтому и мы шесть дней работаем, а в седьмой отдыхаем).

Небо и земля были совершенны, и прекрасен был созданный Богом мир.

4) Рассказ «Какие же вы счастливые!» В. Сухомлинский

Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.

Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.

Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.

— Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? – спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.

— Нет, не видели, – вразнобой отвечают ребята.

— А не видели вы, как соловей пьёт росу?

— Нет, не видели...

— А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?

— Не видели...

— Какие же вы счастливые... – говорит учитель. – Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.

Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.

Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!

Проверочные вопросы:

1. Откуда появился видимый мир?

2. Что такое «День творения»?

3. Из чего и как Бог сотворил мир?

4. На какой день Бог сотворил первого человека?

5. Каким был вначале сотворенный мир?

 

 

4. Как Бог сотворил первых людей

1) Сотворение Адама

2) Сотворение Евы

3) Свободная воля человека

4) Первая запрещающая заповедь

5) Жизнь в раю

6) Из жития преподобного Сергия Радонежского

1) Сотворение Адама

Вспомним, что Бог создал человека на шестой день, последним из всего творения. Весь мир был сотворён из ничего, одним Словом Божиим. А человека Бог сотворил особенно. Он сделал его хозяином земли. Все звери должны были слушаться человека и служить ему. Человек был сотворен по образу Божию, похожим на Бога: Господь ему дал разум и свободную волю, чтобы понимать и любить добро. Бог сотворил человека из земли, вдунул в него живую душу и назвал его – Адам.

2) Сотворение Евы

Как к царю, созданному владычествовать над всеми живыми творениями земли, Бог привёл к нему всех животных и всех птиц, чтобы тот в знак власти над ними дал им имена. Но среди животного мира не нашлось ни одного существа, с которым он мог бы обмениваться своими мыслями и чувствами. И тогда сказал Господь: «Не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ». И вот Господь навёл сон на Адама, во время которого из его ребра создал ему жену, и дал ей имя Ева. Затем Бог их благословил и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ». И поскольку Ева явилась из плоти (тела) человека, Бог предназначил и впредь быть мужу и жене всегда вместе, быть – как говорится с тех пор – одной плотью.

3) Свободная воля человека

Когда Бог создал человека и поставил его над всеми животными, Он дал ему свободную волю, то есть человек мог слушаться Бога, если сам хотел это делать, и мог делать зло, если сам отворачивался от добра. Если у человека не было свободной воли, он не мог бы по-настоящему любить Бога и других людей, он не был бы настоящим человеком, а скорее машиной, которая делает только то, что ее заставляют делать.

4) Первая запрещающая заповедь

Господь поселил человека в рай – прекрасный сад, который человек должен был возделывать и хранить. Среди прекрасных райских деревьев были два особых дерева – дерево жизни и дерево познания добра и зла. Плоды дерева жизни предназначены были для поддержания в человеке бессмертия. Дерево познания добра и зла было избрано Богом как средство испытания и воспитания человека в послушании Богу. Для укрепления в добре Бог дал человеку заповедь (правило, указание) не вкушать плодов от дерева познания добра и зла.

5) Жизнь в раю

Все, что Бог сотворил, было очень хорошо: не было ничего плохого – ни несчастья, ни болезни, ни смерти. Наши прародители жили в мире, в котором не было зла. Их ум был проницательным, воля – доброй, чувства – чистыми, не загрязнёнными грехом. Все в раю жили в мире, никто никого не обижал. Люди пользовались всеми его плодами и наслаждались его радостями. У них было всё, чего они хотели, а главное – они могли общаться с Богом, Который являлся им «в раю во время прохлады дня» и беседовал с ними.

6) Из жития преподобного Сергия Радонежского

Великий русский святой преподобный Сергий Радонежский в начале своей монашеской жизни жил один среди дремучего леса. Осенью шли дожди, зимой избушку заносило снегом под самую крышу. Кругом бродили дикие звери. Порою жутко становилось преподобному Сергию, но он молился день и ночь и молитвою гнал от себя страх. Однажды ранней весной вышел преподобный Сергий на крыльцо и видит – возле крыльца лежит медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес краюшку хлеба и накормил медведя. Через день зверь снова сидел у крыльца. И опять преподобный Сергий поделился с ним своим обедом. Спустя несколько месяцев медведь стал почти ручным. Он приходил из лесу, садился у кельи и ждал угощения. Дикий зверь слушался преподобного и был кроток с ним, точно овца. Святитель Платон пишет: «Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов; а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность». Ведь все твари живые видели в Адаме образ Божий и склоняли перед ним головы. Но потом, когда согрешил человек, перестали неразумные твари узнавать его и повиноваться.

Проверочные вопросы:

1. Из чего Бог сотворил первого человека?

2. Как звали первых людей?

3. Из чего Бог сотворил женщину и почему?

4. Что означает выражение «образ Божий в человеке»?

5. Как вы понимаете то, что человек был наделен свободной волей?

6. Расскажи, каким был сад, в котором Бог поселил человека.

7. Почему жизнь в раю была прекрасной?

5. Грехопадение как непослушание прародителей

1) Непослушание

2) Изгнание из рая

3) Грех

4) Покаяние

5) Покаянная молитва

1) Непослушание

Вы знаете уже, что когда Господь поселил прародителей (Адама и Еву – первых людей, родителей всего человечества) в раю, то сказал им не есть плодов с дерева познания добра и зла, которое росло посреди рая. Блаженная жизнь людей возбуждала злобную зависть диавола, так как после падения зависть и жажда зла сделались его свойствами. Однажды диавол вошел в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. Когда Ева проходила мимо, он спросил ее:

— Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды в раю?

— Нет, – ответила Ева, – только с этого дерева мы не должны есть плоды, а то мы умрем.

Диавол всегда говорит неправду. Он и тут начал лгать: – Бог вас обманул, сказал он, если вы съедите эти плоды, вы сами будете, как Бог, будете знать добро и зло. – И он подал ей плод с дерева познания добра и зла. Ева увидела, что он красивый и, наверное, вкусный, и ей очень его захотелось съесть. Она взяла его, съела и дала Адаму, и он тоже съел.

Так они ослушались Бога и совершили грех. Все переменилось для них, и совесть стала их мучить: звери стали их бояться, и им самим стало стыдно перед Богом и друг перед другом. Они подумали, что это оттого, что они голые, и захотели спрятаться. Но Бог все видит и все знает. Он сразу спросил Адама:

— Где ты?

— Я здесь, – отвечал Адам, – но я спрятался, потому что у меня нет одежды и мне стыдно.

— Кто сказал тебе, что стыдно быть без одежды? Не ел ли ты плодов с дерева познания добра и зла?

Адам отвечал: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел».

Ева сказала: «Змей обольстил меня, и я ела».

2) Изгнание из рая

Адам и Ева не раскаялись, не попросили у Бога прощения, и Господь изгнал их из рая и осудил людей на трудную земную жизнь. Изменилась земля – на ней стали расти сорные травы: терния и волчцы. Адаму пришлось добывать себе пищу тяжёлым трудом «в поте лица своего», а Еве – терпеть страдания при рождении детей. Бог сказал им, что их будут постигать всякие несчастья, они будут болеть и умирать. Но, осуждая людей, Господь обещал им, что наступит время, когда придет Спаситель, Который спасет их, победит зло и снова откроет им двери в рай. С тех пор люди стали с нетерпением ждать этого Спасителя. Мы теперь знаем, что это был Сам Бог Сын, который сделался человеком, чтобы нас спасти, что это Господь наш Иисус Христос.

3) Грех

Но почему же добрый Бог не простил Адама и Еву, а так строго наказал их? Чтобы это понять, надо подумать вот о чем:

Бог сотворил Адама и Еву безгрешными и невинными, они не болели и не умирали. Они знали и видели только добро и не должны были знать зла.

Грех Адама и Евы был первым грехом людей. Он поэтому называется первородным грехом. После этого первого греха они стали болеть и умирать, им стало трудно делать добро и легко делать зло. После греха Адам и Ева совершенно изменились и душой и телом. Душой стали грешными, а телом – больными и умирающими.

Все люди, которые потом произошли от Адама и Евы, стали такими же грешными, больными и смертными. Мы сами знаем и видим, что младенцы, чуть только подрастут, уже начинают завидовать, не слушаться, сердиться! Откуда это у них? Ведь они еще не понимают, что это плохо? Это потому, что они уже рождаются с грехом. Диавол через грех стал владеть человеческим родом. Грешному человеку уже нельзя было жить в раю, потому что Бог – это самое чистое добро. В Нем, и даже около Него, не может быть никакого зла. Если Он нам что-нибудь запрещает, мы должны знать, что это зло. Божья воля всегда добро; то, что против нее, – всегда зло. Бывает, как было с Евой, что нам хочется сделать, как Бог не велит. Это называется искушением. В таких случаях мы должны стараться изо всех сил не сделать так, напротив, отойти как можно скорее и даже не думать об этом: это – зло. Адам и Ева сделали наоборот: они поддались искушению и ослушались Бога. Это и называется – грехом. Адам и Ева согрешили. Кто согрешил, не может уже быть с Богом, потому что в нем живет зло.

Вот почему добрый Бог не мог простить Адама и Еву. Нужно было не только простить, но снова совершенно изменить человека, избавить его от власти диавола, греха и смерти, чтобы человек мог снова войти в рай.

Для этого и приходил на землю наш Спаситель Господь Иисус Христос.

4) Покаяние

Как неразумно поступил Адам! У него было всё, о чём только можно мечтать. Но он нарушил заповедь Божию и многое потерял. Кажется, если бы мы были на месте Адама, то ни за что так не поступили. Но подумаем о нас. Самое дорогое для человека на земле – это любовь, доброжелательные отношения, мир и согласие между людьми. Это приносит человеку настоящую радость и счастье. Но мы сами часто разрушаем это своим равнодушием, злостью, обманом, непослушанием. И получается, что мы уподобляемся в этих поступках первым людям. Поэтому благоразумные люди стараются жить праведно, чтобы не растерять главную ценность – любовь.

Но вот мы согрешили. Неужели мы уже погибли? Нет, милосердный Бог может нас простить. Но для этого надо, чтобы зло и грех в нашей душе умерли. А чтобы они умерли, мы должны покаяться. Это значит, мы должны всей душой сожалеть о нашем грехе, признаться в нем перед Господом и просить Его простить нас. Милосердный Бог всегда прощает грешника, если он кается, потому что Он любит и жалеет его, но только не выносит греха и зла. Без покаяния Господь не прощает никакого греха, а кающимся Господь всякий грех простит.

В нашей жизни все время бывают искушения: нам хочется того, что запретил Господь. Будем изо всех сил с ними бороться. А если случится согрешить, не будем извинять себя и сваливать вину на других, а будем сожалеть о своем грехе и умолять Господа простить нас.

5) Покаянная молитва

Вот короткая молитва, в которой мы просим Бога простить нас: «Боже, милостив буди мне грешному (или грешной) ». Это значит: Боже, не будь ко мне строг, а прости мои согрешения. Такие молитвы, в которых мы просим Бога о прощении наших грехов, называются покаянными.

Проверочные вопросы:

1. Для чего диавол обманул Еву?

2. Почему Ева послушалась змея?

3. Кто виноват в том, что Адам съел запрещенный плод?

4. Можно ли спрятаться от Бога?

5. Как были наказаны Адам и Ева за своё непослушание?

6. Что случилось со всем миром после грехопадения прародителей?

7. Почему Господь изгнал Адама и Еву из рая?

8. Что пообещал Бог Адаму и Еве?

9. Что такое первородный грех?

10. Бывает ли, что и сейчас диавол разговаривает с людьми?

11. Чего ждёт от нас Господь, когда мы согрешаем?

 

6. Каин и Авель

1) Жертвоприношение

2) Первое убийство

3) Изгнание Каина

4) О зависти

5) Забота Бога о человеке

 

1) Жертвоприношение

Трудная началась жизнь для Адама и Евы. Они с грустью вспоминали рай и с нетерпением ожидали Спасителя, которого им обещал Господь. Скоро у них родился сын, и Ева назвала его Каином. Каин рос грубым и недобрым мальчиком, и от него не было радости родителям. Второго сына Ева назвала Авелем. Авель, наоборот, оказался добрым и благочестивым.

Когда мальчики выросли, они стали работать. Каин обрабатывал землю, а Авель пас стада. Однажды братья решили совершить жертвоприношение, то есть принести Богу в дар то, над чем они трудились. Каин принес плоды, а Авель ягненка. Господь принял жертву Авеля, а дар Каина не принял. Господь справедлив и всех любит. Отчего Он не принял жертвы Каина? Надо помнить, что Богу от нас ничего не нужно. Он не ест ни плодов, ни ягнят. Вся земля Его и Он всеми вещами может распорядиться, как хочет. Он любит нас и хочет, чтобы и мы Его любили. И наш подарок Ему приятен лишь только тем, что показывает нашу любовь к Богу. Но иногда мы приносим жертву без любви: или потому, что так принято и стыдно не сделать, как все, или потому, что мы хотим за это что-нибудь получить. Верно, что-нибудь такое было у Каина. Господь не принял его дара, чтобы показать ему его недостаток. Но Каин этого не понял. Он стал завидовать Авелю и злобиться на него. Господь еще раз предостерег Каина. Он сказал ему:

— Отчего ты огорчился? Если ты хорошо поступаешь, то нечего тебе огорчаться, а если плохо, то смотри – грех близко около тебя, и тянет тебя к себе, но ты борись с ним и побеждай его.

2) Первое убийство

Каин не послушался Господа: он все больше злобился на Авеля и скоро совершил страшный грех. Он позвал Авеля в поле и там убил своего брата.

И после этого страшного греха Господь не оставил Каина. Он старался обратить его к раскаянию. Он спросил: «Каин, где брат твой Авель?»

Но Каин ответил: «Разве я сторож брата моего?»

Тогда Господь грозно сказал ему:

— Кровь брата твоего вопиет ко мне от земли. Земля, на которую упала кровь Авеля, проклинает тебя, и не даст тебе хлеба, ты будешь теперь скитальцем и изгнанником на земле.

Тут только Каин испугался того, что он сделал, но и то, только потому, что боялся, что его тоже убьют. Но Бог сделал ему знак на лице, чтобы никто его не убил.

3) Изгнание Каина

Братоубийца не мог больше оставаться со своими родителями. Он ушёл от них и поселился вместе с женою в земле Нод. Потомство Каина стало быстро увеличиваться. В борьбе с природой потомки Каина научились добывать медь и железо и изготавливать из них орудия труда. Увлекаясь чисто житейскими заботами, каиниты мало заботились о духовной жизни. Из-за этого среди них появились бесчисленные пороки. За своё безбожие они стали именоваться «сынами человеческими».

А у Адама родился новый сын – Сиф. Дети Сифа были благочестивы и обращались все время за помощью к Богу. Они звались детьми Божьими.

 

4) О зависти

Вот до чего дошел Каин. Даже имя его стало ужасным. Беда, если кого-нибудь можно назвать Каином или «окаянным»! А с чего он начал? Он сердился на Авеля, за то, что Господь принял его жертву. Это дурное чувство к другому, за то, что у него есть что-нибудь хорошее, называется завистью. Подумай, отчего она рождается? Завидует ли тебе твоя мама? Конечно, нет. А почему? Потому что мама тебя любит. Зависть рождается там, где нет любви, где один человек отделяет себя от другого, и где человек гордится собой. Как же с ней бороться? Вспомним слова Бога: «Грех влечёт к себе, но ты господствуй над ним». Зависть кажется маленьким грехом, но ее нужно очень бояться. Когда мы завидуем, нам хочется видеть в других все плохое: их недостатки и грехи, и нас все больше тянет желать и делать им зло. Грех тогда близок к нам и тянет нас к себе. Каждый человек может победить свои злые желания! Нужно только захотеть этого и не давать им воли. Мы должны стараться любить своих ближних, думать больше о своих собственных грехах и молиться Богу. Например, такой молитвой:

Господи, даруй ми зрети (то есть дай мне видеть) моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

5) Забота Бога о человеке

Православные люди знают, что Бог бесконечно любит каждого человека и всегда готов ему помочь. Не оставляет Бог человека и тогда, когда тот не хочет жить благочестиво. Когда-то Бог не принял жертву Каина, потому что видел, что сердце его не чисто. Но Он не перестал заботиться о Каине. Бог видел зарождающийся в сердце Каина грех и говорил, что тот должен его победить. Но Каин не стал бороться с грехом.

И сейчас Бог не оставляет каждого человека. Через совесть Он подсказывает, что совершать плохие поступки нехорошо. И только от человека зависит, послушает ли он Бога или заглушит голос совести.

Проверочные вопросы:

1. Как Каин и Авель совершали жертвоприношение?

2. Какое чувство появилось у Каина?

3. Какой страшный грех совершил Каин?

4. Зачем Бог спрашивал Каина об Авеле, ведь Он всё знает Сам?

5. Почему Бог положил печать на лицо Каина?

6. Как звали третьего сына Адама и Евы?

7. Как стали жить дети Каина и Сифа?

8. Что нужно делать, чтобы победить свои злые желания?

 

7. Всемирный потоп

1) Гнев Божий на людей

2) Повеление Ною строить ковчег

3) Начало всемирного потопа

4) Окончание всемирного потопа

5) Жертвоприношение Ноя

6) Нравственные выводы

7) Необходимость беречь природу

1 ) Гнев Божий на людей

Со времени смерти Адама и Евы прошло много лет. Род человеческий размножился. Дети Божии и дети человеческие сначала жили раздельно, но потом сыновья Божии стали брать в жены дочерей человеческих и следовать их дурному примеру. Все люди стали жить в грехах: забывать Бога, обижать друг друга и заботиться только о земном.

Бог, наконец, разгневался на людей и решил очистить землю от грехов их и поселить на ней новый человеческий род. Один только человек по имени Ной оставался праведным на земле. Бог сказал Ною: «Сделай себе ковчег... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всё живущее на земле... и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою».

2) Повеление Ною строить ковчег

В то время люди жили долго, и Бог назначил им сто двадцать лет на раскаяние. А Ной в это время должен был вести своё необычайное строительство. Получив откровение от Бога, Ной приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер и был осмолён внутри и снаружи. Длина ковчега была около 150 метров, ширина – 25 метров и высота – 15 метров. Наверху было сделано в полметра длинное отверстие по всему ковчегу для света и воздуха, а сбоку дверь. Он состоял из трёх ярусов со множеством отделений, предназначенных для животных и корма.

И сделал Ной всё, что повелел ему Бог. Сооружение Ноем громадного корабля на суше, вдали от воды, вызывало у окружающих людей лишь насмешки. Бог ожидал пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но всё было напрасно. Ной говорил людям о грядущем потопе, но они лишь издеваясь над проповедью Ноя, становились ещё более беззаботными. Тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и взять с собой ото всех зверей, по 7 пар чистых и по 2 пары нечистых. (Чистыми назывались животные, которых можно было принести в жертву Богу.)

3) Начало всемирного потопа

Ной послушался Бога и вошёл в ковчег. И вот «...разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей». Вода всё прибывала и прибывала на земле. Сто пятьдесят дней поднимался её уровень, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле». Погибло всё живое, и только один Ноев ковчег носился по необъятному морю. Это ужасное наводнение называется «всемирным потопом».

4) Окончание всемирного потопа

Постепенно вода начала убывать, и в седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать, найдёт ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся, не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять его выпустил, и голубь вернулся под вечер, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал ещё семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле.

5) Жертвоприношение Ноя

Тогда Ной вышел с семьей из ковчега, выпустил всех зверей и принес жертву Господу в благодарность за чудесное избавление. Жертва Ноя была угодна Богу, и Господь сказал ему, что на земле никогда больше не будет потопа. Знамением (то есть знаком) этого обещания Богом была дана радуга. Так Господь водою потопа как будто смыл все грехи с земли, и на ней снова началась жизнь.

6) Нравственные выводы

Почему же Бог, столь любящий людей, навёл на них потоп? Очевидно, они настолько уже были заражены пороком, что не случись потопа, все люди погибли бы от собственных грехов. Ведь подумай, как живут очень порочные люди – злятся на других, обижают, дерутся, могут даже убить. Хорошо, что их немного. А, представь, что бы творилось в мире, если бы такими были почти все люди? Поэтому каждому из нас нужно помнить, что совершая плохие, порочные поступки, мы увеличиваем количество зла в мире. От этого становится тяжелее жить и нам, и окружающим нас людям. Человек призван быть творцом добра, умножать на земле любовь, поэтому мы должны быть на стороне добра.

7) Необходимость беречь природу

Потоп, по обещанию Бога, не угрожает нам, но существует, кроме греховной жизни, ещё одна опасность. Посмотри вокруг. Нередко на улицах, во дворах, в подъездах домов можно увидеть мусор, разрисованные стены. Загрязняются леса, реки, моря, воздух. Конечно, предпринимаются различные меры для поддержания чистоты. Но если каждый человек не будет заботиться о чистоте, разве будет в нашем большом доме, этом замечательном мире, чисто и уютно? Поэтому, чтобы не пришлось тебе и твоим детям дышать грязным воздухом, ходить в замусоренный лес, купаться в загрязнённом море, старайся беречь этот прекрасный данный нам Богом мир.

Проверочные вопросы:

1. Как люди жили после смерти Адама и Евы?

2. Кто был Ной?

3. Что Бог ему велел сделать?

4. Почему ковчег был таким большим?

5. Что произошло, когда Ной вошел в ковчег?

6. Сколько времени шел дождь?

7. Как Ной узнал, что можно выходить из ковчега?

8. Что Ной сделал после потопа?

9. О чём напоминает нам радуга?

 

 

8. Жизнь Ноя и его детей после потопа

1) Грех Хама

2) Любовь к родителям

3) Строительство вавилонской башни

4) Смешение языков

5) Нравственные выводы

1) Грех Хама

После Потопа Ной стал возделывать землю, научился в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: