Советский период. Современность




После Октябрьской революции в 1917 году в национализированном дворце размещалась Коммунистическая академия.

В 1949 году было принято решение о переводе основанного ещё в 1930 году Института востоковедения АН (ныне — Институт восточных рукописей РАН, сокращённо — ИВР). До этого институт в разное время располагался в домах 3 и 5 по Университетской набережной и здании Библиотеки академии наук. За время существования ИВР в нём работали многие известные академики (А. Н. Кононов, Н. И. Конрад, И. Ю. Крачковский, В. М. Алексеев, А. П. Баранников, В. В. Бартольд, И. А. Орбели, В. В. Струве, Ф. И. Щербатской).

В 1951 был образован Институт электромеханики РАН

В настоящее время -Институт истории материальной культуры РАН (или Институт археологии) организованный в 1937 году из академии истории материальной культуры. Четырьмя годами позже (в 1943 году) дирекция института перебралась в Москву, тогда как в Ленинграде осталось лишь отделение (филиал). В 1991 году ленинградское отделение стало самостоятельным учреждением. При институте состоит крупнейшая в России археологическая библиотека (в фондах которой около 200 000 томов), архив рисунков и рукописей (содержит примерно 70 000 единиц хранения), а также фотоархив (около 1 200 000 единиц хранения). ИИМК издаёт журнал «Труды», ежегодник «Археологические вести. В 2009 году было объявлено, что помещения, в прошлом занимаемые великокняжескими конюшнями, будут переоборудованы в книгохранилище Института восточных рукописей

Фасад

. Архитектором используются мотивы и отдельные детали рококо, барокко, а также множество отсылок к ренессансу и «стилю Людовика XIV». В композиционном плане строение больше похоже на доходный дом, чем на великокняжескую резиденцию. Во дворце был храм во имя архангела Михаила.

Выходящий на Дворцовую набережную и обращённый к Неве главный фасад дворца отличается пышным оформлением. В сооружении использовался каррарский мрамор. Фасад выделяется тремя ризалитами: центральным и двумя боковыми. Все ризалиты увенчаны треугольными фронтонами, заполненными разными фигурами, причём фронтон центрального ризалита расположен выше фронтонов боковых. Балюстрада и декоративные вазы, стоящие на широком антаблементе, венчают фасад.

 

На уровне третьего этажа все 3 ризалита оформлены фигурами кариатид. На уровне третьего этажа в центральном ризалите - мраморный великокняжеский герб; в боковом — монограммы Михаила Николаевича, поддерживаемые женщинами в лавровых венках и т.д.

Интерьеры выполнены в различных стилях. Рядом располагались конюшни, манеж, шталмейстерский корпус, где одно вр6емя жил Гергий Михайлович – средний сын Михаила Ни колаевича.

 

Мраморный дворец.

На месте где располагается Мраморный дворец находился Питейный двор, в 1714 году перестроенный в Почтовый двор с пристанью для двух "почтовых фрегатов", совершавших регулярные рейсы между Петербургом и Москвой. Почтовый двор представлял из себя небольшое мазанковое здание. В 1715-1716 годах он стал деревянным и двухэтажным. На втором этаже расположился зал, где Пётр I устраивал ассамблеи и другие торжественные мероприятия. При Почтовом дворе работала гостиница, постояльцы которой при любой погоде выселялись при прибытии сюда царя. Кроме охраны и служителей здесь служили почтмейстер, секретарь, переводчик и три почтальона.

Набережную у Почтового двора назвали Почтовой, сейчас это Дворцовая набережная. В 1730 году Почтовый двор перевели к Исаакиевской церкви, здание и пристань уничтожили. На их месте в 1732 году построили Манеж. Пожар 1737 года уничтожил эту постройку. Освободившееся место расчистили, и назвали Верхней Набережной площадью. Она примыкала к Царицыну лугу.

В 1768-1785 годах здесь по проекту Антонио Ринальди строится Мраморный дворец, который Екатерина II подарила своему фавориту Григорию Орлову. Подарок был сделан за активное участие Орлова в событиях 1762 года, в результате которых императрица оказалась на русском престоле. Ответным жестом графа стал подарок - огромный бриллиант массой в 189,62 карата, названный "Орлов".

По одной из легенд императрица сама сделала набросок будущего здания и показала его архитектору. Зная, что проект составила Екатерина, Ринальди высоко оценил эту работу и тут же получил разрешение на строительство. Здание заложено 10 октября 1769 года, в его фундамент был замурован мраморный ящик с монетами. Строительными работами руководил полковник артиллерии М. И. Мордвинов. Архитектурный надзор осуществлял Пётр Егоров.

Огромные плиты мрамора и гранита доставляли по Неве. Их сюда начали завозить уже в 1768 году. Кирпичные своды и стены построили в 1769 году, после чего началась первичная обработка природного камня. Эта работа осуществлялась в 1770-1774 годах

Нижнюю часть фасада Мраморного дворца облицовали гранитом, а вместо штукатурки по предложению архитектора для облицовки стен было решено использовать 32 сорта мрамора. Отсюда и его название - "Мраморный дворец". Белый мрамор привозили из Италии. Остальной - в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр.

В 1780-1788 годах в восточной части участка построили служебный корпус. Перед его постройкой засыпали Красный канал, соединявший Неву и Мойку. Между зданиями установили решётку работы П. Е. Егорова, напоминающую ограду Летнего сада.

. Над входом в Мраморный дворец была помещена надпись "ЗДАНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ". Выше, на аттике, установили башенку с часами. По сторонам от башни установили две фигуры работы скульптора Ф. И. Шубина - Верность (справа) и Щедрость (слева). Всего во дворце находилось около 40 работ этого мастера.

Для кровли в Сестрорецке изготовили медные листы. Их подгонка и пайка была проведена так тщательно, что крыша не знала протечек вплоть до ремонта 1931 года.

Парадная лестница Мраморного дворца была украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь. На площадке от второго этажа до третьего - скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие.. На лестнице имеются медальоны с барельефом Ринальди.

Мраморный зал - главное помещение дворца. В Мраморном зале находятся барельефы "Жертвоприношение", изготовленные для Исаакиевского собора А. Ринальди. За этим залом находился Орловский зал, прославляющий деятельность братьев Орловых. За ним - Екатерининский, прославлявший Екатерину II. С юга к Екатерининскому залу примыкали личные покои Григория Орлова: Парадная спальня, Садик с пятью яблонями, пятью вишнями и фонтаном. В юго-восточной части дворца располагалась Картинная галерея с 206 шедеврами живописи работы Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Корреджо, Пуссена, Гроота, ван Дейка и других. В юго-западной части дворца - Греческая и Турецкая бани. В северо-западной части - запасные комнаты Малой Невской анфилады: Кабинет, Спальня, Будуар и Гостиная.

На третьем этаже Мраморного дворца находились жилые покои, Библиотека, две гостиные для игры в карты, Китайская диванная. В корпусе по Мраморному переулку был Зал для игры в мяч.

Мраморный дворец строился так долго, что граф Орлов умер ещё до завершения работ, 13 апреля 1783 года. Здание отошло в казну. В 1796-1797 годах здесь жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко. После смерти Екатерины II его освободил Павел I.

В 1796 году Екатерина II отдала Мраморный дворец своему внуку великому князю Константину Павловичу. Он стал подарком по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской. Однако, за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было шестнадцать лет (его жене четырнадцать), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над своей женой.

В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский.

После отъезда Константина Павловича Мраморный дворец перешёл Придворной канцелярии..

В 1832 году Николай I отдал Мраморный дворец своему второму сыну - Константину Николаевичу и Александре Иосифовне.Дворец перестраивался А.. С этого времени Мраморный дворец стал называться Константиновским.

 

После Константина Николаевича дворцом владел его сын - Константин Константинович, известный под псевдонимом "К.Р.". при нём здесь проводились камерные концерты, литературные чтения, ставились любительские спектакли. В 1884-1886 годах архитектор А. К. Джиоргули переделывал помещения первого этажа по Миллионной улице: Приёмную, Опочивальню, Гулевую, Горенку. Они были отделаны в старорусском стиле, расписаны художником Ф. Седовым. Изменились также Спальня, Гостиная, Музыкальная комната, Кабинет. В 1898 году по инициативе Константина Константиновича в Мраморном дворце прошло заседание Императорского Географического общества, на котором было принято решение о строительстве ледокола "Ермак" по проекту адмирала С. О. Макарова. На заседании присутствовали Д. И. Менделеев и С. Ю. Витте.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров. В начале революции вдова Константина Константиновича (он скончался в 1915 году) ещё жила здесь. После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства. После переезда правительства в Москву до 1936 года во дворце размещалась Российская академия истории материальной культуры.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали музею В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева. Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал. В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. У входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. Музей открылся в ноябре 1937 года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик был отправлен в Артиллерийский музей. На его месте установили памятник Александру III, используя тот же постамент, на котором стоял ленинский броневик. В настоящее время в Мраморном дворце проводятся временные выставки современного искусства, экспозиции иностранных художников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: