Тема: Владимирская роспись. История промысла




Ремёслам, связанным с обработкой дерева, часто сопутствовала роспись деревянных изделий – посуды, игрушек, предметов обихода. Мастера стремились обогатить цветом, сделать красивыми свои изделия. Роспись по дереву издавна стала частью повседневной жизни и самобытной культуры народа.

В XX столетии промыслы росписи по дереву, испытывали большие трудности. Многие из них вынуждены были сокращать производство в связи с оттоком молодёжи в крупные города. Традиционные приёмы и техники росписи сохранялись преимущественно в работе отдельных мастеров. В 1971 г. объединившиеся кустари-одиночки основали фабрику «Владимирские узоры», разместившуюся в самом центре г. Владимира. Благодаря деятельности 6 мастеров-энтузиастов стал возрождаться народный художественный промысел росписи деревянных изделий. С первых дней изделия владимирских мастеров получили заслуженное признание, как у туристов, так и у настоящих ценителей русского искусства. Туристический бум 1970-х годов в связи популярностью маршрута «Золотое кольцо России» повышал спрос на сувенирную продукцию, отражающую местный колорит. Это стимулировало развитие фабрики «Владимирские узоры». Уже к 1980 г. на ней было занято 100 мастеров, а объём производства увеличился в разы. Среди ветеранов фабрики – токарь по дереву Александр Шишкин, главный художник, ученик мстёрской школы Евгений Носков, художницы Лилия Голубева, Татьяна Филиппова и др.

К сожалению, до наших дней не сохранились произведения народного искусства росписи по дереву, какой она была на древней Владимирской земле. Мастера стали искать свою манеру письма, которая базировалась на глубоком изучении белокаменной резьбы владимирских соборов, традиций народных промыслов – резного оформления аргунами и якушами старинных деревянных домов, причудливых орнаментов мстёрской вышивки. На этой основе появилось новое направление в технике росписи деревянной посуды – владимирская роспись.

Отличительной особенностью владимирской росписи можно назвать несколько тонкостей в технике, делающие изделия непохожими ни на какие другие. Мастера стараются показать красоту натуральной текстуры липы, ольхи, берёзы и других используемых ими пород, выполняя роспись на фоне оставленных неокрашенными фрагментов дерева. Используется присущая только владимирским мастерам техника тампонирования («тычки» и «оживки»), позволяющая на фоне наложенного рисунка раскрыть объем. Это – оригинальная роспись, когда краска наносится не кистью, а поролоновым тампоном или просто пальцем художника, образуя лёгкое облачко и придавая рисунку объёмность и натуральность. В 1991 г. продукция фабрики была отнесена к изделиям народных художественных промыслов.

Сложная экономическая ситуация 1990-х годов практически подорвала промысел. С 2007 г. фабрика получила второе рождение на базе деревообрабатывающего производства в Суздале (директор В.Э. Кехтер) и возобновила свою работу уже как «Владимиро- Суздальские узоры»

Сегодня на художественном предприятии трудятся как мастера с многолетним опытом (например, С. Васильева), так и молодые перспективные художники (С. Поликарпова, М. Лаврова). Каждый художник совершенствует своё искусство, вносит в него новые черты. Например, в росписи изделий наряду с растительным орнаментом можно встретить элементы древнерусской архитектуры «Золотого кольца», образы известных суздальских народных праздников и др.

 

 

Фабрика выпускает более 400 наименований расписных деревянных изделий, которые можно широко использовать в быту (ложки, конфетницы, вазочки, плошки, блюда, бочонки, штофы и др.). Деревянная посуда от «Владимирских узоров» отмечена многочисленными дипломами на российских и региональных ремесленных ярмарках и выставках. Под руководством профессиональных художников на фабрике проводятся мастер-классы росписи по дереву.

 

Форма изделиям придается вручную с помощью специального режущего инструмента. Далее изделие проходит многоступенчатый процесс шлифовки, а только после этого наступает важнейший этап – роспись. Многое в этой работе зависит от художника. Иногда мастер отходит от образца. В этом случае проявляются индивидуальные особенности и талант исполнителя.

Пропагандой традиционных видов росписи по дереву сегодня занимаются Областной Центр народного творчества и его муниципальные подразделения, где работают студии декоративно-прикладного искусства. Мастер декоративно-прикладного искусства С.А. Савельева (ОЦНТ) разработала авторскую методику обучения детей росписи по дереву. В рамках программы «Секреты народного мастерства» она проводит мастер-классы по росписи в технике «владимирские узоры» для школьников и студентов, а также для людей с ограниченными возможностями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: