![]() ![]() | Смысл | Использование в сочинении |
Творческая биография автора | История жизни и творчества автора разбираемого произведения | Фактам биографии автора следует уделять внимание обязательно, если они просматриваются в тексте произведения, если есть посвящение, имена, названия, даты и т.п. Чем более отвлечённо содержание стихотворения, тем менее уместно обращение к биографии автора |
История создания произведения | Время, место, история создания, черновые варианты произведения | Этот материал необходим, если он углубляет, расширяет ваше восприятие произведения и умело вводится в сочинение |
Мировоззрение автора | Система взглядов, их эволюция, в том числе гражданская позиция, эстетические, религиозные взгляды | Не стоит рассматривать мировоззрение отдельно. О нём следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения |
Лирика | Род литературы (эпос, драма), передающий переживания человека, его мысли и чувства | Анализируя лирическое произведение, следует учитывать его специфику: внимание к внутреннему миру человека, отсутствие сюжета, системы персонажей в том виде, в котором они характерны для эпоса и драмы. |
Гражданская, любовная, философская, вольнолюбивая, пейзажная лирика | Эти определения весьма условны | Пользоваться осторожно с учётом условности и необязательности определения. Самое употребительное из определений этого ряда - философская лирика, так как она может включать пейзаж как способ выражения переживания, может быть посвящена теме любви, размышлению о судьбе родины, осмыслению таких понятий, как свобода, Бог, творчество и др. |
Виды и жанры | (общепринятой терминологии нет.) Лирическое стихотворение, песня, элегия, ода, апология и др. | О жанре стоит говорить, если налицо его признаки, и только в связи с содержанием |
Содержание | Тема, идея, конфликт, проблема, пафос | Анализируется в единстве с формой, так как художественное содержание стихотворения реализуется с помощью композиции, образной системы, стихотворной речи. Следует избегать прямолинейной трактовки художественной идеи (главной поэтической мысли), рассматривать её движение через построение стихотворения, художественные образы, детали и другие элементы формы. Не следует пересказывать стихотворение, воспроизводя его «содержание» |
Форма | Композиция (построение), расположение и соотношение частей. Грамматика. Тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз, аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, обращение, восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, многосоюзие, бессоюзие | Идейно-композиционный анализ один из универсальных приемов анализа художественного произведения (следить за развитием поэтической мысли); следует обращать внимание на художественную роль частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, местоимении - в создании образов, передаче поэтической мысли. Не стоит делать самоцелью поиск в художественном тексте всех тропов и ограничиваться их нахождением. Лучше попытаться рассмотреть, какими оттенками смысла троп обогащает впечатление об изображаемом явлении, как он участвует в передаче авторского отношения к изображаемому и т.д. Синтаксические фигуры рассматриваются как средство художественного изображения неотрывно от цели - придания тексту художественной выразительности (так же, как и тропы) |
Стихотворная речь | Метрика (размер) | Определение стихотворного размера - одного из элементов формы -рассматривается в связи с содержанием стихотворения и как элемент своеобразия авторской поэтики (например, пушкинские ямбы, трёхсложные размеры у Некрасова, дактиль у Блока и Ахматовой, тонический стих у Маяковского) |
Пиррихий | - - | Спондей | - - | Фоника (ассонанс, аллитерация) Рифма (мужская, женская, дактилическая; простая, составная; парная, перекрестная, опоясанная) | Если в сочинении зафиксированы какие-либо особенности стихосложения, стоит осмыслить их художественную функцию. Наблюдая эти явления, следует дать оценку их участия в создании художественного образа. Внимание к рифме как к элементу формы стиха обусловлено степенью её своеобразия (например, составные рифмы Маяковского), выразительностью и смысловой значимостью («век - человек» у Фета, «венца -глупца» у Пушкина) | |
Реминисценция Аллюзия | Отзвук чужого произведения, смутные воспоминания Намёк на нечто известное (в т.ч. историческое событие, художественное произведение, миф и т.д.) | Истолкование художественного произведения с учетом содержащихся в его тексте реминисценций и аллюзий, внимание к ассоциативным связям, которые вызывают образы, мотивы произведения, неотъемлемая часть всестороннего анализа художественного текста |
Ассоциация | Связь между отдельными представлениями: одно вызывает в памяти другое | Выстраивание ассоциативных рядов - один из приёмов анализа |
Цитата | Прямое заимствование из текста художественного произведения, литературоведческой, критической литературы и т.д. | Употребление цитат должно быть логически оправданно, умеренно, грамматически правильно. Оптимальный способ цитирования - «усечённая» цитата (фрагмент стихотворения - несколько слов), введённая в текст непосредственно. При более подробном цитировании кавычки не употребляются, если сохраняется стихотворная строка |
Художественный метод, направление, течение | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм футуризм, концептуализм и др. | Информация такого рода в сочинении не должна иметь характер констатации факта (Лермонтов - романтик, Блок - символист). Особенности метода, направления, течения следует рассматривать в процессе анализа конкретного стихотворения (Как проявляется романтическое двоемирие? В чём реалистичность пейзажа? Почему рассматриваемый образ - символ? и т.п.) |
Поэтика | Особенности стиля автора, совокупность тех художественных средств, которыми он пользуется 1 | Рассматривая художественные особенности конкретного стихотворения, надо отметить характерные для поэтики автора приёмы. Следует использовать и сам термин «поэтика» в указанном значении |
Образ художественный | Обобщённое понятие: картина, способ отражения окружающего мира, переживаний человека | Употребляется как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени и пространства, образ природы, образ города, образ поколения, так и в обозначении ключевых образов: образ лирического героя, образ Петербурга, образ осени, образ музы, образ ветра, а также более конкретных картин: образ «непробуждённого народа» (Тютчев), образ свечи (Пастернак), образ «риза чистая Христова» (Тютчев). Образы создаются с помощью изобразительно-выразительных средств языка |
Лирический герои | Условный образ поэта в лирике, лирическое «я» художественный «двойник» автора в художественном произведении | Можно говорить как о лирическом герое стихотворения, так и о своеобразии лирического героя автора (например, лирического героя Есенина). Следует разграничивать сферы употребления понятий поэт, автор и лирический герой. Сигналом к рассмотрению переживаний лирического героя в стихотворении в какой-то мере является употребление местоимения «я» и глаголов в 1-м лице единственного числа. Степень тождественности лирического героя автору может быть предметом анализа |
Деталь художественная | Подробности портрета, пейзажа, интерьера, поведения: жесты, мимика движения, речь | Рассматривается как смыслообразующий элемент формы, характерный элемент авторской поэтики (например, у Ахматовой, Блока) |
Интонация | Повышение и понижение голоса, темп речи, сила ударения, пауза и др. | Интонация связана с правильным, выразительным чтением стихотворения как про себя, так и вслух. Уловить интонационное своеобразие стихотворения, понять, чем диктуется повышение и понижение голоса, темп, ударение, пауза, - важная часть анализа, которая может быть отражена в сочинении |