Гладиаторы с 254 - 255 учебника.




Тема урока: Восстание Спартака. 5 класс 13 апреля

К концу урока мы должны:

· знать источники рабства,

· описывать образ жизни рабов, используя документ и иллюстрации,

· объяснять значение понятий: рабы, гладиатор, амфитеатр,

· знать причины восстания рабов в Риме и причины их поражения.

Рабство в Древнем Риме. Познакомьтесь с документами и ответьте на два вопроса.

· Каковы были источники рабства? Письменно.

· Как относились к рабам в Древнем Риме? Устно

Рабство в Риме

Источники рабства были разнообразны. Рабами становились пленные, осужденные за преступления, захваченные и проданные пиратами. Была распространена самопродажа в рабство бедняков и детей на Восток. Рабов покупали на рынках, а также имелись рабы, родившиеся в доме своего владельца.

Некоторое значение имело также и внутреннее воспроизводство рабской силы, т. е. воспитание рабов, рожденных рабынями, что поощрялось некоторыми рабовладельцами. Воспитанные с малых лет в рабстве, они были обучены, послушны и высоко ценились.

Пользуясь попустительством римской администрации, римские сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты (48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить долг, их закабаляли. Таким образом, долговое рабство в провинциях служило одним из источников рабства во II — I вв. до н. э.

Ни в одной стране Древнего мира — ни в Греции, ни в эллинских государствах не было такого огромного количества рабов и такой их дешевизны. Цены колебались в зависимости от притока рабов на рынок от 4 до 400 денариев. Образованные рабы, а также танцовщицы, повара, актеры стоили значительно выше.

Молодых рабов обучали различным наукам, искусству, ремеслам. В Риме многие дома были лишены удобств, часто обваливались, разрушались. Это приводило к пожарам. Император Красс создал пожарные команды из специально обученных рабов. Они за плату тушили пожары.

Использовались рабы самым различным образом, и положение рабов было неодинаково. В привилегированном положении находились рабы, становившиеся доверенными людьми своих хозяев: казначеями, секретарями, управляющими. Эти рабы имели средства и даже владели собственными рабами и могли стать вольноотпущенниками.

Положение образованных рабов — врачей, чтецов, актеров, учителей и музыкантов в богатых домах, было лучше положения остальной массы рабов, но крайне унизительно.

 

Работа с картиной «На вилле римского рабовладельца» с 253 учебника.

— Представьте себе, что картина «ожила» и наполнилась звуками. Слышите рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Прислушаемся, о чем говорят между собой управляющий и владелец имения, А надо сказать, что управляющий тоже раб, но живется ему лучше, чем остальным невольникам. Боясь потерять свое место, он угодничает перед хозяином:

— Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в твоем имении. Он выполнял самую тяжелую работу, был лучшим рабом на прессе. А тёперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.

— Он лодырь,— замечает рабовладелец,— накажи его.

— Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.

— Попробуй продать его,— говорит рабовладелец — лишний нахлебник нам не нужен.

— Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром-то никто не возьмет.

— Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре,— отвечает рабовладелец. — Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней.

Так бесцеремонно и безжалостно говорят эти двое о человеке, который им обоим по возрасту годится в отцы.

— А чем заняты у тебя эти рабы? — спрашивает рабовладелец.

— Они давят виноград. Скоро будет хорошее вино из нового урожая.

— Не жалей рабов,— говорит рабовладелец,— заставляй их работать и в праздники, когда даже скот отдыхает. Быков жалей — они стоят дорого. А рабов теперь на невольничьих рынках сколько угодно.

Каждый из рабов, изображенный на картине, многое мог бы рассказать о тяжелой участи невольника. Один из них рассказал о себе следующее:

— Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей — римлян. Многие из сирийцев, как и я, попали в плен, Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня Сириец. В прошлом месяце я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи, и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину. Мы все ненавидим нашего господина и, как, можем, вредим ему!

Гладиаторы с 254 - 255 учебника.

 

Посмотрите видео о восстании Спартака или прочитайте текст в учебнике. https://www.youtube.com/watch?v=NJotv6cEf2M

Домашнее задание: 1. § 51, с 252 – 258, задания 1 - 4.

2. Ответить письменно на вопросы:

  1. Каковы были источники рабства?
  2. Почему в Риме произошло крупнейшее в истории Древнего мира восстание рабов?
  3. Почему восстание Спартака потерпело поражение?

Ответы на вопросы должны быть краткими и конкретными.

Например:

Источники рабства:

Дезертирство.

2.

Причины поражения восстания:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: