Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий учебным отделом
_______________
«11» февраля 2015 г.
Открытое психологическое занятие
«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ОФИЦЕРА»
Выполнил: педагог-психолог учебного отдела
Тверь
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема: Профессионально-важные качества офицера.
Место проведения: учебный класс.
Тип занятия: занятие построения системы знаний.
Форма организации занятия: психологический час.
Цель: формирование представлений о профессии офицера Российской армии.
Задачи:
Образовательные
- расширить представления подростков о профессии офицера;
- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;
- стимулировать мотивацию обучающихся к личностным изменениям.
Развивающие
- создать атмосферу доверия и конструктивной деятельности для эффективного взаимодействия с воспитанниками;
- развивать умения анализировать различные нравственные проблемы, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные
- способствовать процессу нравственного развития, ориентированию на общечеловеческие нравственные ценности;
- воспитание чувства патриотизма, самостоятельности, целеустремленности, воли, настойчивости, коммуникативной компетенции;
- способствовать реализации планов профессионального самоопределения в Вооруженных Силах РФ.
Планируемые результаты:
Личностные: Предметные: Метапредметные: | - потребность неуклонно стремиться к жизненной самореализации с опорой на нравственные ценностно-смысловые установки; - познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, принятие себя как ценности; - готовность к проявлению личностной позиции саморазвития; - самоопределение как выбор нравственных ориентиров. - овладение алгоритмом самоанализа в реализации собственных жизненных планов и возможностей. Познавательные - научаться оформлять результаты самонаблюдения, самоанализа в ходе решения практических задач. Регулятивные - умение определять цели; - использование приемов самоанализа и самооценки в повседневной деятельности. Коммуникативные - умение слушать, выражать свои мысли и чувства, уважительно относится к позиции своих товарищей; - вести конструктивный диалог в соответствии с целями и задачами общения; - умение выражать собственное мнение, делать выводы. |
Принципы организации занятия:
|
- принцип индивидуализации
- принцип гибкости
- принцип связи обучения с актуальными потребностями подростков
- принцип активности, сотрудничества
Технологии:
- информационно-коммуникативные
- сотрудничества
- личностно-ориентированного обучения
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап занятия Цель занятия | Деятельность психолога | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
1. Организационный этап Цель: создание благоприятного эмоционального настроя | Создает условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность | Выполняют уставные требования. Готовятся к практикуму | Планирование учебного сотрудничества |
2.Этап самоопределения Цель: формирование представлений у обучающихся собственных целей и ценностей | Подводит обучающихся к теме занятия, стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления обучающихся, проводит рефлексивный анализ выполненного анализа, формулирует тему занятия | Анализируют информационный материал на карточках «Профессионально-важные качества военнослужащего», соотносят данные качества и свои личностные особенности. Делают выводы, соотносят цель занятия со смыслом учения | Мотивация осознания предложенной темы занятия |
3. Этап актуализации знаний Цель: актуализация эмоционального и интеллектуального опыта | Объявляет цель упражнения, правила работы. Контролирует процесс и степень выполнения задания Включает воспитанников в рефлексивный анализ выполненного задания | Пишут сочинения на темы: «Мужество – это…», «Честь имею!». Участвуют в групповой дискуссии. | Актуализация знаний в области профессионального становления офицера РФ |
4. Этап формирования представлений о профессии военнослужащего РФ Цель: содействие осознанию обучающимися собственных жизненных целей и ценностей для выбора жизненного пути, актуализация интеллектуального и эмоционального опыта. | Знакомит с профессией военнослужащего и с системой дополнительной подготовки граждан к военной службе | Анализируют рассказ «Случай на дамбе». Отвечают на открытые вопросы. | Самооценка отношения к жизненным целям и ценностям |
5. Этап рефлексии Цель:соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Осуществляют саморефлексию занятия | Осуществляют саморефлексию содержания деятельности. Обучающиеся говорят о своих впечатлениях | Знают, как применять новые знания для достижения результата |
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
|
|
Организационный этап
Цель: создание благоприятного эмоционального настроя
Этап самоопределения
Цель: формирование представлений у обучающихся собственных целей и ценностей.
Суворовцам раздаются карточки с информационным материалом по теме «Профессионально-важные качества военнослужащего». Необходимо проанализировать данные качества, а также соотнести их со своими личностными особенностями.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Профессия военнослужащего является разновидностью государственной службы.
Основные решаемые задачи военнослужащего: поддержание боевой готовности, развитие боеспособности войск, выполнение специальных стратегических, оперативных и тактических задач.
С целью защиты и удержания территории, материальных и людских ресурсов военнослужащий: принимает решение или выполняет приказы о необходимых военных мероприятиях и операциях, участвует в различных акциях на местах и «горячих точках». Прогнозирует потребности в технике и количестве военных-сотрудников. Обнаруживает потенциальную опасность и составляет доклады, соблюдая при этом неукоснительно закон и устав во всех мероприятиях.
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- Организовать себя и других для выполнения задания
- Анализировать факты с целью предвидения возможной опасности
- Быстро принимать решения, адекватные сложившейся ситуации
- Сосредотачивать свое внимание на необходимом объекте нужное количество времени
- Контролировать свое эмоциональное состояние
- Прогнозировать дальнейшее развитие обстановки
- Представлять свое подразделение во время официальных мероприятий
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности военнослужащего
v способность быстро организовывать себя и других на выполнение задания
v способность к волевому саморегулированию, целеустремленность
v высокая эмоциональная устойчивость
v физическая выносливость, сила
v устойчивость внимания
v быстрота реакции
v коммуникативные способности
v организаторские способности
Личностные качества, которые необходимы человеку, решившему посвятить себя военной службе
v патриотизм
v честность
v дисциплинированность
v наблюдательность
v решительность
v умение прогнозировать ситуацию
v чувство товарищества
v умение разбираться в людях
v требовательность к себе и к людям
v справедливость
v инициативность
v умение быстро ориентироваться в обстановке
Однако, вы должны знать и о качествах, препятствующих эффективности профессиональной деятельности военнослужащего. Это:
v отсутствие чувства долга
v раздражительность
v импульсивность
v неспособность анализировать
v нерешительность
v неорганизованность
v недисциплинированность
v быстрая утомляемость
v отсутствие физической и психической выносливости
v неумение хранить тайну