1. Вместе с ребенком выполните задание в рабочей тетради (с.18, №3).
2. Вместе с ребёнком найдите возле дома деревья, которые он может узнать по листьям. Проверьте себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Узнайте с помощью атласа-определителя название ещё одного дерева.
ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать, что хвоинки — это листья хвойных деревьев;
различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
различатьлиственные и хвойные деревья.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
сравнивать ель и сосну;
описывать дерево по плану;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.
Оборудование. У учителя — букет из опавших листьев; веточка лиственницы. У учащихся — цветные фишки; веточки, хвоинки и шишки ели и сосны (для групповой работы); атлас-определитель «От земли до неба».
Предварительная работа. До урока желательно провести прогулку, во время которой дети рассмотрят сосну и ель, а также, по возможности, лиственницу.
Ход урока
Мотивация и целеполагание. Урок можно начать с чтения детям стихотворения:
Опавшей листвы — С осинки...
Разговор еле слышен: — С черёмухи...
— Мы с клёнов... — С дуба...
— Мы с яблонь... — С берёзы...
— Мы с вязов... Везде листопад:
— Мы с вишен... На пороге — морозы!
Ю. Капотов
Учитель предлагает назвать, с каких деревьев упали листья, собранные в его букете. Затем учитель напоминает, что сосна и ель, которые мы видели во время прогулки, по-прежнему стоят зеленые. Чем покрыты их веточки? (Хвоинками.) «Что такое хвоинки?» - спрашивает Муравей Вопросик. Дети пытаются дать ответ. Учитель: «Сегодня на уроке мы обязательно узнаем, что такое хвоинки. А еще узнаем… (зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся» (с. 30).
|
Актуализация знаний и умений. Дети выполняют задания на с. 30 учебника. Если при перечислении известных им деревьев дети назовут только лиственные, учитель напоминает о тех деревьях, которые видели во время последней прогулки (сосна, ель). При работе с иллюстрацией можно предложить детям отметить лишний, по их мнению, рисунок цветной фишкой. Если решение неверное, то в ходе последующего обсуждения фишку перемещают. Учитель подводит детей к выводу: лишний рисунок тот, который изображает веточку ели, потому что у нее вместо обычных листьев - иголки (хвоинки).
Освоение нового содержания и его применение. Учитель: «Обычными листьями мы с вами назвали такие, которые имеют вид пластинок. А иголки – это тоже листья, только другой формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?»
Муравей Вопросик: «А я не понял!»
Учитель: «Давайте еще раз объясним Муравьишке, что такое хвоинки». (Дети: «Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок»).
В разговор вступает Мудрая Черепаха: «Не кажется ли вам, ребята, что мы подошли к важному открытию? По строению листьев деревья можно разделить на две группы. Кто скажет, какие? (Лиственные и хвойные.) Верно. Деревья, имеющие листья в виде пластинок, называются лиственными. Деревья, имеющие листья в виде хвоинок, называются хвойными».
|
Далее в парах выполняется задание в рабочей тетради (с.19, №1).
После выполнения и проверки задания учитель от имени Мудрой Черепахи предлагает подробнее познакомиться с хвойными деревьями. Проводится практическая работа «Определяем хвойные деревья». Дети работают в группах по заданиям учебника и рабочей тетради. Одним группам предлагаются для определения веточки, хвоинки и шишки ели, другим - веточки, хвоинки и шишки сосны. Детиопределяют их по рисунку на с. 31 учебника, выполняют зарисовки в рабочих тетрадях и делают сообщение классу.
Далее выполняются задания на с. 31 учебника (сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану). Эта работа ведется фронтально. Завершить ее можно загадками:
Её всегда в лесу найдёшь. У меня длинней иголки,
Пойдём гулять и встретим: Чем у ёлки.
Стоит колючая, как ёж, Очень прямо я расту
Зимою в платье летнем. В высоту.
(Ель) Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.
(Сосна)
Учитель: «Отгадайте загадки и скажите, какие особенности изученных нами деревьев в них отражены?»
Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 20, №3). Дети работают самостоятельно, затем представляют классу результаты работы. Важно, чтобы учащиеся четко назвали признаки, по которым они узнали веточки: по длине хвоинок (у ели — короткие, у сосны — длинные), по расположению хвоинок на веточке (у ели сидят по одной, у сосны — по две).
По усмотрению учителя в урок в качестве дополнительного материала может быть включен материал о лиственнице. Учитель демонстрирует веточку лиственницы, предлагает рассмотреть рисунок в атласе-определителе «От земли до неба» (с.82) и спрашивает: «Можно ли это дерево отнести к хвойным? (Да, потому что у него есть хвоинки.) Как они расположены? (Пучками.) Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев? (Осенью желтеет и сбрасывает хвою.)» На этот вопрос дети отвечают на основе наблюдений, если в окрестностях школы или дома могли видеть лиственницы. В качестве подсказки можно загадать загадку о лиственнице:
|
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз объяснить Муравьишке, что такое хвоинки. Учитель: «А какие еще выводы мы можем сделать по сегодняшнему уроку?» Высказывания детей обобщаются с помощью текста на с. 31 учебника.
Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 31 учебника.
Физкультминутки. Учитель читает стихотворение, дети выполняют произвольные движения.
Даже ёлки мы вначале А когда на ветку ели
От сосны не отличали: Мы получше посмотрели,
Раз торчат иголочки — Оказалось, что она
Значит, это ёлочки. Не такая, как сосна.
А. Барто