VII. Неорганизованная защита




 

О бласть неорганизованной защиты

 

Как область права, точно так же и область неорганизованной защиты, состоит не из одной, но из нескольких групп отноше­ний, которые в конце концов сводятся, во-первых, к порядку от­ношений, обусловленным нравственным режимом и, во-вторых, к порядку, обусловленному режимом обычаев и приличий.

 

Сходство организованной и неорганизованной защиты

 

Обращаясь к действительности и останавливаясь прежде всего на идеальном праве и нравственности, мы легко убеждаемся в гар­монии обеих сфер.

Абсолютно справедливое всегда представляется абсолютно нравственным и наоборот. Труднее обнаружить ту же гармонию на почве действительности, в действующем правовом и нравственном порядке, юридических и нравственных нормах. Но здесь надлежит показать: 1) что гармония существует в общем, целом — как пре­обладающая и существенная черта, характеризующая отношение права к нравственности; 2) что разноречия права и нравственности являются в качестве второстепенного, случайного явления, которое вызывается исключительно различием способов нравственного и юридического контроля общества над поведением своих членов.

Не надо упускать из виду, что нравственность во всех своих частях и принадлежностях составляет так же продукт истори­ческого развития, как и право, и одинаково с ним подлежит постоянному развитию. Поэтому несоответствие, которое су­ществует иногда в значительной степени между правом и нрав­ственностью различных времен, ничего не доказывает в пользу разнородности права и нравственности. … Только сравнение права и нравственности одного общества и одного вре­мени имеет значение при разрешении вопроса, которым мы за­нимаемся, а такое сравнение не дает данных в пользу их разно­родности.

 

Происхождение противоречий

Юридическая защита — организованная, нравственная — неорганизованная. Потому юридическая защита менее растяжи­ма, менее подвижна, менее проницательна, чем нравственная защита. Этим различием объясняются все случаи взаимного про­тиворечия действующего права и нравственности.

1. Организованный контроль и организованная защита тре­буют от общества большей затраты труда и средств, нежели контроль и защита, действующие без всяких особых органов. Поэтому сфера применения организованного контроля и защи­ты относительно уже.

2. Организованный контроль и организованная защита, бу­дучи облечены в искусственные и сложные формы выражения (законодательство, процесс, администрация, гражданский оборот), а также разбиты и разделены между большим числом органов (учреждений, должностных и частных лиц) не могут развивать­
ся так плавно и равномерно, как нравственный контроль и за­щита. Поэтому до некоторой степени движение права и нрав­ственности расходятся. Это раздвоение имеет временный характер: по истечении некоторого времени гармония устанав­ливается вновь. Часто нравственность опережает право.

3. Для распространения организованного контроля и органи­зованной защиты существуют еще и те пределы, что не все отно­шения и не все стороны отношений одинаково легко поддаются их влиянию. Историческим опытом засвидетельствовано, что в цивилизованных обществах очень важные отношения, каковы, например, отношения половые, почти не могут регулироваться юридическим образом (законодательные меры против разврата и т. п.). Далее, есть такие сферы, в которых юридическая защита ста­новится средством обоюдоострым. Защищая, она и вредит. Именно это бывает во всех тех случаях, где защита не может быть осуществлена без усиленной особенным образом самодея­тельности ее органов, без предоставления им особых полномо­чий, особой свободы усмотрения. Такое расширение деятель­ности юридических органов открывает им широкое поле для опасных ошибок, увлечений и злоупотреблений, и тогда защита способна принести больше зла, нежели добра. Представляется наиболее целесообразным отказываться в таких случаях вовсе от применения юридической защиты. На этом основаны вели­кие принципы современной государственной жизни — принци­пы свободы мысли и слова. Всякий контроль — и юридический, и нравственный, — при­меним к актам человеческой деятельности лишь настолько, на­сколько они проявляются во вне. Только выраженное во вне доступ­но надзору общества. Потому, если внутренняя сторона действий — побуждения, мотивы — выражаются в каких-либо внешних формах, то и она становится предметом контроля. Но юридический контроль, по свойствам своим, не в состоянии проникнуть в такую глубину человеческих поступков, как конт­роль нравственный. Юридический контроль выражается в каж­дом отдельном случае в вполне сознательной оценке данного дей­ствия и в определенных мерах внешнего принуждения; нравственный контроль выражается в полусознательных колеба­ниях общественного чувства, неопределенных и тягучих формах одобрения или осуждения поступка. Что доступно этим последним, то не доступно юридическому контролю. По качествам принадлежащей ему защиты юридический контроль обнимает по преимуществу внешнюю сторону человеческих поступков, а нравственный контроль, по преимуществу — внутреннюю сторону их.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: