Выбор и разработка маршрута похода




После того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки — выбор и разработка маршрута.

Проще всего обстоит дело с непродолжительными походами по родному краю. Для начала можно воспользоваться специальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты. Различные наши центральные и областные издательства теперь более или менее систематически выпускают подобную литературу.

Пусть ребят не смущает, что рекомендованные маршруты ранее уже были кем-то пройдены. От этого они не стали менее интересными. В путеводителях содержится вся необходимая информация о маршрутах (в том числе их схемы), и можно легко подобрать себе тот, который соответствует намеченным целям и составу группы.

После нескольких многодневных походов по родному краю можно переходить к походам по другим районам страны. Подготовка такого маршрута — дело более сложное.

Знакомство с предполагаемым районом путешествия начинается с изучения литературы, в первую очередь специальной туристской. Помимо упомянутых выше путеводителей, рассчитанных на путешествия по родному краю, наши издательства выпускают довольно много всевозможных книг, справочников, альманахов, сборников, туристских карт и маршрутных схем с подробными комментариями. Данную литературу можно найти в районных и городских библиотеках или в клубах туристов и станциях юных туристов.

Помимо специальной туристской литературы, много полезных сведений можно найти в справочной литературе общего назначения. Таковы железнодорожные путеводители Москва — Крым, Москва—Владивосток, Москва—Ленинград—Мурманск и др.; путеводители по водным путям: по Волге, Волго-Балту, Оке. Имеются путеводители по автомагистралям, например, Москва — Ялта или Москва — Брест. Много книг, посвященных описанию исторических и архитектурных памятников разных районов страны.

Не должны туристы пренебрегать и узкоспециальной, в первую очередь географической, литературой. Правда, эта литература отличается трудным для юных туристов языком, но зато она подчас содержит много данных, которых больше нигде не найти. Для использования такой литературы нужна определенная географическая культура.

Иногда полезно также обратиться в научно-исследовательские институты, краеведческие, и другие музеи. Найти в этих организациях людей, которые бывали в интересующих вас краях и готовы дать самую подробную консультацию, не так уж сложно.

В ходе сбора сведений о предполагаемом районе путешествия начинают постепенно вырисовываться несколько возможных маршрутов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают приблизительно намечены.

После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.

Следует при этом иметь в виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных. Обычно измеренный на карте километраж надо увеличить хотя бы на 10 — 15%.

Очень полезно бывает на этом этапе подготовки обращаться с письмами в местные краеведческие музеи, леспромхозы, сплавные конторы и другие организации, где работают люди, хорошо знающие свой район. Они смогут сообщить об изменениях, происшедших в районе в последние годы, о том, на какие продукты можно рассчитывать на месте, о транспортных возможностях и т. д. Писать лучше на бланке учреждения, проводящего поход (школы, ДЮЦа и т. д.), и формулировать конкретные вопросы, которые остались неясными, а не вообще просить полезных советов. Посылать письма следует не в одну, а сразу в несколько организаций, так как практика показывает, что ответы приходят далеко не на все запросы.

После того как все это проделано, на отдельном листе составляется график движения примерно по такой схеме:

День пути Дата Маршрут Километраж Примечание

Полезно также вычертить схему маршрута, показав на ней путь группы, дневные переходы, места ночлегов и дневок. При этом нельзя думать, что эта схема может заменить собой карту. Схема является просто наглядной иллюстрацией к графику движения, не более того. Идти в походе надо по карте данного маршрута. Копировать надо достаточно широкую полосу — хотя бы по 15 км в обе стороны от намеченного пути, а не только узкую ленточку маршрута.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: