Раздел «Литературоведческая пропедевтика»




Ученик научится:

 различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;

 сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);

 использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;

 практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

 подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Ученик получит возможность научиться:

 сравнивать и характеризовать тексты, используя литера туроведчес кие по нятия (прозаичес кая и с тихо творная форма, фольклорное и авторское произведение);

находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;

 различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных недел ях, библ ио теч ных уроках, школьных праздниках;

писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответс твующих теме изучаемых литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

 пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

 пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

 писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 находить информацию в тексте произведения;

 прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лис т);

 работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

 использовать информацию из текс тов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

Ученик получит возможность научиться:

находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;

находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;

собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.

Методическое обеспечение

1. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях М.: Вентана-Граф, 2013

2. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях М.: Вентана-Граф, 2013

3. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях М.: Вентана-Граф, 2014

Литература

1. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературноые диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания» в двух частях М.: Вентана-Граф, 2012

2. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс: методическое пособие» М.: Вентана-Граф, 2014

3. «Литературное чтение. 1-4 классы» Электронное учебное пособие

4. Словарь-справочник «Книгочей» М.: Вентана-Граф, 2011

5. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение. Программа. 1-4 классы (с CD-диском) М.: Вентана-Граф, 2012

6.

 

Календарно-тематическое планирование

Дата Тема урока Внекл.чтение, доп.чтение
              01.09   03.09   05.09 Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» Былина «Волх Всеславович»   Народные легенды. Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»     Русская народная сказка «Марья Моревна» Былины «Вольга Святославович», «Святогор». Шотландская легенда «Рыцарь-Эльф», библейская легенда «Суд Соломона»
    08.09   10.09   12.09     Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»   Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»   Обобщение по разделу «Проверь себя». Стартовая проверка техники чтения    
      15.09   17.09   19.09 Басни. Русские баснописцы И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»; И.И. Хемницер «Стрекоза»     Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравей» И.И.Хемницер «Друзья» Стартовая диагностическая работа     И.А.Крылов «Осел и соловей», А.Е.Измайлов «Лестница»     И.А.Крылов «Крестьянин в беде» А.Е. Измайлов «Лестница»
          22.09     24.09     26.09 А.Е. Измайлов «Кукушка»     И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет» Проверка навыка чтения вслух   Произведения В.А.Жуковского В.А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания»     С.В.Михалков «Слово о Крылове», И.А. Крылов «Осел и Соловей»   И.И.Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок»     В.А. Жуковский «Вечер», «Загадки»
      29.09   01.10     03.10 Волшебные сказки. В.А. Жуковский «Спящая царевна» Слушание и работа с книгами В.А.Жуковского «Сказка о царе Берендее…» Обобщение, рубрика «Проверь себя» В.А.Жуковский «Сказка о царе «Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери». «Светлана»    
          06.10     08.10   10.10 Произведения А.С.Пушкина Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Осень»   А.С.Пушкин «И.И.Пущину», И.И.Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). А.С.Пушкин «Зимняя дорога» А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И.Даля       Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении) А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»
            13.10   15.10     17.10 Произведения М.Ю.Лермонтова М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»     М. Лермонтов «Горные вершины», «Утес»   Слушание и работа с книгами М.Ю.Лермонтова. Книги-справочники о М.Ю.Лермонтове.     М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб», восточная сказка, «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня»
          20.10   22.10   24.10 Произведения П.П.Ершова Литературные сказки. П.П.Ершов «Конек-Горбунок» П.П.Ершов «Конек-Горбунок», стихотворение «Кто он?» Обобщение по разделу «Проверь себя» или комплексная разноуровневая контрольная работа.  
        27.10   29.10   31.10 Произведения В.М.Гаршина В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» Авторские сказки, В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»  
    10.11   12.11   14.11   Обобщение по разделу «Проверь себя» Произведения Н.Г.Гарина-Михайловского Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодезь (глава из повести «Детство «Темы»)   Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодезь (глава из повести «Детство «Темы»)    
      17.11     19.11   21.11 К.М.Станюкович «Максимка»     Произведения русских писателей о детях. Обобщение по разделу «Проверь себя»   Комплексная контрольная работа (итоговая) за 1 триместр    
          24.11   26.11   28.11 Произведения зарубежных писателей Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы) Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы) Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Работа с книгами М.Твена «Приключение Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»     1 и 8 главы из повести М.Твена «Приключения Гекльберри Финна» В.Гюго «Козетта» (отдельные главы)
          01.12   03.12   05.12 2 триместр Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди» Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди» Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»    
      08.12   10.12     12.12 Стихотворение Х.К.Андерсена «Дети года» Слушание и работа с книгами Х.К.Андерсена. Детские газеты и журналы. Итоговое обобщение изученного в 1 полугодии «Проверьте себя»     Х.К.Андерсен «Девочка со спичками» К.Г.Паустовский «Великий сказочник»
      15.12     17.12   19.12 Комплексная контрольная работа (итоговая) за 1 полугодие. Мифы народов мира Древнегреческий миф «Арион», «Дедал и Икар» Славянский миф «Ярило-солнце»     Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»
              22.12     24.12     26.12 Обобщение по разделу «Проверьте себя» Итоговая проверка навыка чтения вслух (за 1 полугодие) Книги Древней Руси Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет» «О князе Владимире». «Деятельность Ярослава (Похвала книгам)» Слушание и работа с детскими книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мифодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам»       Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мифодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам»
    12.01 14.01 16.01 Произведения Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой «Акула» Л.Н.Толстой «Два брата» Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной»     «Воспоминания Л.Н.Толстого»
  19.01 21.01 23.01 Л.Н.Толстой «Черепаха» Л.Н.Толстой «Русак» Быль Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»   Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь»
    26.01   28.01   30.01 Обобщение по разделу. Произведения А.А.Блока Стихи о Родине. А.А.Блок «Россия»   А.А.Блок «Рождество»      
        02.02   04.02     06.02 Слушание и работа с детскими книгами. А.А.Блок «На поле Куликовом» Стихи К.Д.Бальмонта Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме» Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме»    
    09.02   11.02   13.02 Стихи о природе. К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» Стихи о природе. К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» Слушание и работа с детскими книгами. К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»  
      16.02   18.02 20.02 Произведения А.И.Куприна А.И.Куприн «Скворцы»   А.И.Куприн «Скворцы» Комплексная разноуровневая контрольная работа за 2 триместр.  
    25.02   27.02   02.03 Слушание и работа с детской книгой. Сказки и легенды русских писателей. А.И.Куприн «Четверо нищих»   Слушание и работа с детскими книгами. Э Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М.Песков «В гостях у Сетона-Томпсона» 3 триместр Обобщение по разделу «Проверьте себя»    
      04.03   06.03 11.03 Стихи И.А.Бунина И.А.Бунина «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство» И.А.Бунин «Листопад» Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин», К.И.Чуковский «Н.А.Некрасов»     И.А.Бунин «Шире, грудь, распахнись для принятия…»
    13.03   16.03   18.03 «Проверьте себя». «Странички книгочея». Обобщение по изученным разделам. Произведения С.Я.Маршака Повторение изученных произведений С.Я.Маршака. «Словарь» Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)     С.Я.Маршак «Загадки», «Зеленая застава»
        20.03     30.03     01.04 Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. С.Я.Маршак «Сказка про козла»     С.Я.Маршак «Сказка про козла»
      03.04   06.04   08.04 Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. С.Я.Маршак-переводчик. Р.Бернс «В горах мое сердце…» (Перевод С.Я. Маршака). С.Я. Маршак «Ледяной остров»   Комплексная разноуровневая работа. С.Я.Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик. Стихи Н.А.Заболоцкого Н.А. Заболоцкий «Детство»     С.Я. Маршак «Ледяной остров»
    10.04   13.04   15.04 Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» Библиотечный урок Произведения о детях войны Слушание и работа с детскими книгами о детях. К.М.Симонов «Сын артиллериста»      
        17.04   20.04   22.04 Стихи Н.М.Рубцова Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Береза» Стихи о Родине. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина», «Ласточка». Обобщение по разделу «Проверьте себя». «Страничка книгочея»     Произведения о Родине. Сказка-быль А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»
            24.04   27.04   29.04 Произведения С.В.Михалкова Произведения С.В.Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» Произведения С.В.Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» Басни С.В.Михалкова «Зеркало» С.В.Михалков басни «Любитель книг», «Чужая беда», «Дым без огня»  
        06.05     08.05     13.05     Слушание и работа с детскими книгами С.В.Михалкова. Сказка «Как старик корову продавал», «Чужая беда» Юмористические произведения Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н.Носов «Федина задача», В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»   Юмористические стихи. И.Л.Гамазкова «Страдания»  
          15.05     18.05   20.05     Очерки Очерки о Родине. И.С.Соколов-Микитов «Родина». Итоговая проверка навыка чтения М.А.Шолохов «Любимая мать-отчизна» Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина», Н.Шер «Картины-сказки»  
    22.05   25.05   27.05   Слушание и работа с книгами. Р.Сеф «О стихах Джона Чиарди» Комплексная разноуровневая контрольная работа. Библиотечный урок. Писатели о писателях. Творческая работа «Мой любимый писатель»    
                29.05 Путешествия, приключения, фантастика Н.П.Вагнер «Фея Фантаста», «Береза»   Н.П.Вагнер «Фея Фантаста», «Береза»   Библиотечный урок «В мире книг»     Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: