Значимым моментом при работе с молодежными объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимных оценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
|
Учебный план на два года
№ | Разделы программы | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
Введение | |||
Культура и техника речи | |||
Ритмопластика | |||
Театральная игра | |||
Этика и этикет | |||
Всего часов |
Учебно-тематический план на два года
№ | Тема занятий | Количество часов | Сроки |
Учебно-тематический план 1-го года обучения I полугодие | |||
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | |||
Культура и техника речи | |||
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | |||
Выпуск газеты «СТЭМ» | |||
Ритмопластика | |||
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | |||
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | |||
Театральная игра | |||
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | |||
Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | |||
Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). | |||
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | |||
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | |||
Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | |||
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | |||
Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | |||
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | |||
Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | |||
Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | |||
Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | |||
Этика и этикет | |||
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | |||
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | |||
Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | |||
Привычки дурного тона. (Этикет) | |||
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество) | |||
II полугодие | |||
Культура т техника речи | |||
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | |||
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» | |||
Вечер «Знание – сила» | |||
Ритмопластика | |||
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | |||
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | |||
Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | |||
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. | |||
Театральная игра | |||
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | |||
Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | |||
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | |||
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). | |||
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | |||
Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». | |||
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен. | |||
Обговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | |||
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. | |||
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | |||
Выступление перед учащимися группы продленного дня. | |||
Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня). | |||
Этика и этикет | |||
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») | |||
Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») | |||
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | |||
Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) | |||
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья) | |||
Театральная игра | |||
Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) | |||
Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. | |||
Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок». | |||
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. | |||
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением | |||
Генеральная репетиция | |||
Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня). | |||
Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). | |||
Анализ работы за год. | |||
Учебно-тематический план 2-го года обучения I полугодие | |||
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская» | |||
Культура и техника речи | |||
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | |||
Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | |||
Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | |||
Составление небольшого рассказа «Многоликие слова». | |||
Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей). | |||
Ритмопластика | |||
Испытание пантомимой. | |||
Тренировка ритмичности движений. | |||
Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | |||
Совершенствование осанки и походки. | |||
Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | |||
Театральная игра | |||
Значение подробностей в искусстве. | |||
Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). | |||
Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) | |||
| |||
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. | |||
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). | |||
Техника грима. Светотень. | |||
О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица. | |||
Анализ мимики своего лица. | |||
Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | |||
Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. | |||
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. | |||
Генеральная репетиция. Оформление сцены. | |||
Премьера. (Перед учащимися начальных классов) | |||
Анализ выступления. | |||
Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения. | |||
Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно). | |||
Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка». | |||
II полугодие | |||
Этика и этикет | |||
(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | |||
(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. | |||
Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. | |||
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). | |||
Театральная игра | |||
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума. | |||
Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек). | |||
Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса. | |||
Работа над образом. Сказочные гримы. | |||
Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки) | |||
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | |||
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. | |||
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок. | |||
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций. | |||
Подбор музыкального сопровождения к сценарию. | |||
Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). | |||
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | |||
Премьера спектакля. | |||
Анализ выступления. | |||
Культура и техника речи | |||
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | |||
Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. | |||
Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). | |||
Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице. | |||
Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. | |||
Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). | |||
Ритмопластика | |||
Пантомимический этюд – тень | |||
Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | |||
Этика и этикет | |||
Круглый стол «Азбука общения» | |||
Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | |||
Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). | |||
Анализ работы за год |
Список литературы
|
|
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
- Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с