В поисках исчезнувших деревень




Туристы Бродской школы занимались сбором сведений об исчезнувшем хуторе Жаровском, встречались со старожилами, устанавливали фамилии хуторян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Побывали юные туристы и на месте исторического Салмышского боя времен

Гражданской войны, где в апреле 1918 года разгорелся ожесточенный многочасовой бой. Победа на Салмыше была первым серьезным ударом по Колчаку.

На два дня покидали родное село и уранбашские школьники, они занимались изучением исчезнувших сел, расположенных в междуречье Янгиза и Каргалки. Ребята вписали в большую книгу нашего района истории хуторов: Покровский, Переплетчиков, Горный, Гуляев, Казачий, Коитоямский, Ерши.

В конце 60-х – начале 70-х хутора распались, а жители переехали в п. Урнбаш и с. Васильевка. В настоящее время установить точное местоположение исчезнувших сел трудно, ведь все заросло бурьяном, покрылось слоем земли. И только редкие белоствольные березки среди степи да черемуховые кусты свидетельствуют о том, что здесь были деревенские палисады.

Уникальный материал о хуторах Старообрядческий, Добровольческий, Кармала, деревне Татьяновка в своих рюкзаках принесли из трехдневного похода юные туристы из Нижнегумбетовской средней школы.

Ребята путешествовали по красивейшим местам родного края, преодолевали реки и овраги. Натертые ноги и ноющие от рюкзаков плечи не принимались в счет. Удовольствие, полученное от похода, было не с чем несравнимо.

«Я понял, что туризм не игра, а серьезное дело. Это вообще особый мир – мир путешествий, открытий, новых встреч, настоящей дружбы и проверки себя», сказал один из воспитанников.

Во время похода очень интересно наблюдать, как с каждым днём меняются ребята, как в них просыпается дух коллективизма, они начинают понимать, что главное для успеха не собственное благополучие, а совместный труд. Если перекладывать сложные или малоприятные дела (мытьё канов, сбор дров, разбивку и снятие бивака, помощь отстающим) на товарищей, то в проигрыше оказываются все вместе. Группа позже выходит на маршрут, приходится идти по жаре, меньше времени остается на восстановление сил вечером.

Другая сторона туристского похода - это воспитание воли. Трудно придумать, что закаляло бы характер человека так, как походная жизнь. Надо рано и без длительной раскачки встать, при любой погоде быстро собраться, долго идти под тяжёлым рюкзаком, терпеть жажду и боль в сбитых ногах, не замечать жары, холода, ветра, дождя и многого, многого другого. Ныть нельзя. Это неодобрительно воспринимается товарищами и особенно старшими. После первого дня никто не произносит, почти бессмысленных слов - “ну, давайте посидим на привале ещё пять минут”, “а может, подъём сделаем попозже”, “сейчас отдохнём, а затем займёмся лагерем…” Всем понятно, что если хотим достичь цели (сегодняшней или всего похода) то надо работать и терпеть, и тогда усилия с лихвой окупятся полноценным отдыхом вечером и на днёвках, прекрасным настроением от чувства совершённого, пусть маленького, но подвига, от осознания собственной силы.

Как часто после сложных переходов произносились слова - “Как здорово, что мы смогли...”, а в голове у многих проносилась мысль - “Я выдержал, у меня хватило сил, я не подвёл. Молодец!” И лучшим положительным подкреплением вечером была суховатая фраза руководителя - “Ну, сегодня мы прошли неплохо...”

Таким образом, поход может помочь и в воспитании. Во-первых, велика организующая роль похода, как на стадии подготовки, так и во время его проведения. Во-вторых, у ребят появляется цель, пусть локальная, но они учатся её достигать, тем самым, подготавливая себя к достижению целей в дальнейшей жизни. В-третьих, воспитывается стойкость и воля. Умение жить в коллективе и быть коммуникабельным. В-четвёртых, поход приобщает к истории, и, наконец, прививает интерес к природе, умение видеть её красоту. Вот к чему стремились руководители походов октябрьских туристов: Исанчурин А.А., Косов С.В., Татаринов В.М., Ерохин И.Н., Билишова О.В., Бондаренко А.В., Коваленко А.Н., Пономарева С.Н. и представляется, что во многом им удалось справиться со своей задачей.

Земля и движения – вот наши добрые воспитатели и охранители жизни. И поэтому у туристических походов всегда есть будущее.

 

сентябрь, 2009 год.

 

Юлдашова Т.А.,

методист высшей категории

МУДОД «Октябрьский Дом пионеров и школьников».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: