Янис Ксенакис. Архитектор в мире музыки.




Https://zen.yandex.ru/media/id/5e58d60669807744879b937f/ianis-ksenakis-arhitektor-v-mire-muzyki-5e5a6f30d7c66a7d8764d376

Янис Ксенакис. Архитектор в мире музыки.

29 февраля 2020

168 прочитали

Янис Ксенакис в своём доме в Париже в 2001 году

Мы написали этот текст, чтобы рассказать о Ксенакисе — французском композиторе, музыковеде и архитекторе греческого происхождения.

Он одним из первых стал использовать компьютеры и математический подход в композиторском искусстве, стал инициатором светомузыкальных представлений — политопов и разработал идею «стохастической» музыки.

Инженер и музыкант

Янис родился в Румынии, в городе Браила. Мать композитора была пианисткой, отец любил слушать оперу. В начале 30-ых семья переехала в Грецию, на остров Спеце, где Ксенакиса устроили в школу-интернат. Там он обучался гармонии, игре на фортепиано и пел в школьном хоре.

В 1938 году Янис переехал в Афины для подготовки к вступительным экзаменам в Национальный технический университет Афин, где хотел изучать архитектуру и инженерное дело и куда поступил через год. В столице он продолжал заниматься гармонией и изучал контрапункт.

Война не щадит

В конце 1940 года началась итало-греческая война, из-за которой обучение Яниса в университете прервалось.

В годы войны Ксенакис состоял в греческом партизанском отряде и сражался против фашистов, а с приходом британских войск, стремившихся вернуть в Грецию монархизм – с англичанами.

В одном из боев Янис был тяжело ранен и в результате контузии потерял левый глаз.

Он закончил университет в 1947 году, после чего был призван в армию, но в то же время новое правительство Греции стало охотиться на бывших участников Сопротивления и отправлять их в концлагеря. Это вынудило Ксенакиса дезертировать: с помощью отца он бежал в Италию,а затем во Францию. В Греции Ксенакиса приговорили к смертной казни, поэтому композитор не мог приехать обратно.

Позже Янис признавался:

«В течение многих лет я мучился чувством вины в том, что оставил страну, за которую я сражался. Я оставил своих друзей – некоторые из которых были в тюрьме, некоторые были мертвы, а некоторым удалось бежать. Я понимал, что я в долгу перед ними и что я обязан возместить этот долг. Я чувствовал, что это была моя миссия. Я должен был сделать нечто очень важное, чтобы оправдать свое право на жизнь. Поэтому музыка была не просто занятием, но чем-то гораздо более существенным»

Он смог вернуться на родину в 1974 году, когда приговор был отменен.

Будни архитектора

Приехав во Францию в качестве нелегального иммигранта, Ксенакис устроился на работу в мастерскую Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье

Первое время он работал помощником инженера и занимался черновыми расчётами, но со временем ему стали доверять задачи важнее и он стал работать с самим Ле Корбюзье: Янис помогал в проектировании детского сада на крыше здания в Резе, Доминиканский монастырь Сент Марии де Ла-Турет и пр.

 

 

«Электронная поэма»

В 1956 году в мастерскую поступил заказ от фирмы Philips – нужно было спроектировать павильон для всемирной выставки ЭКСПО-58, которая должна была пройти через год в Брюсселе. Разработку этого проекта, который был назван «Электронная поэма», Корбюзье доверил Ксенакису.

 

Павильон Philips «Электронная поэма»:

 

Павильон Philips «Электронная поэма»

Павильон имел необычные формы, а его конструкция напоминала арфу. В самом павильоне проигрывалась «Электронная поэма» Эдгара Вареза, а на входе и выходе звучала Concret PH — композиция, написанная Ксенакисом.

После окончания выставки павильон был разобран.

«Электронная поэма» стала первой самостоятельной работой Ксенакиса, в которой он соединил музыку с архитектурой. Опыт с павильоном Филлипс помог ему впоследствии реализовать концепцию политопов.

Разные учителя

Во время работы в мастерской Ксенакис продолжал заниматься музыкой с разными учителями. Некоторые из них не признавали его талант: Буланже, Онеггер, Мийо – они не воспринимали музыку Яниса всерьёз.

После безуспешной работы с Мийо, Ксенакис стал заниматься с Оливье Мессианом, который смог разглядеть его потенциал:

«Я сразу понял, что передо мной не один из многих. У него были уникальные способности. Я сделал нечто ужасное, что я никогда не делал ни с одним из своих студентов (поскольку я считаю, каждый должен изучать гармонию и контрапункт,), но это был столь неординарный человек, что на его вопрос стоит ли ему заниматься этими дисциплинами, я ответил: Нет, вам уже тридцать и вам повезло быть греком, быть архитектором и математиком. Используйте в своих интересах эти вещи, привнесите их в свою музыку»

Результатом занятий Ксенакиса и Мессиана стали создание первого крупного произведения Яниса — Anastenaria и написание статьи «Кризис сериальной музыки».

Изобретатель от музыки

Ксенакис написал эту статью в противовес сериализму, который был моден в обществе авангардистов в 50-х годах прошлого века. Янис не видел ценности в такой музыке, считая ее нелогичной и бессмысленной:

«Линеарная музыка сама себя разрушает своей сложностью, которая не позволяет слуху следить за сплетением линий, приводя в качестве макроскопического результата к бессмысленному и произвольному разбросу звуков на весь диапазон»

Ксенакис предлагал иной подход к созданию музыки. Он считал допустимым использование теории вероятности в создании музыки, благодаря которой можно было создать массив нот, который он часто сравнивал с какими-то объектами и природными явлениями:

«Представьте себе огромную толпу возмущённого народа. Голоса сливаются в гул, из которого выделяются отдельные возгласы и крики. Толпа ведёт себя как единое целое, толпа дышит, растёт, движется. Можно ли создавать музыку, думая не об отдельных нотах и инструментах, но сразу — об общем эффекте, то есть проектировать звуковые массы с заранее заданными свойствами?».

Так сформировалось понятие «стохастической» музыки.

Также Ксенакис придумал еще один интересный прием — политопы, в которой использовались свет и музыка.

Первый политоп Янис использовал на всемирной выставке в Монреале, для которой он создал павильон со светомузыкой. Около 1200 лампочек, мигающих с разной частотой, сопровождали музыку Ксенакиса. Музыка исполнялась разными ансамблями и передавалась в павильон через систему громкоговорителей.

 

Первый политоп Ксенакиса

 

Первый политоп Ксенакиса

Политоп в какой-то степени можно считать прообразом презентаций. Явление политопов в нынешнее время может показаться обычным, но для конца 70-х такой прием был в новинку.

Новатор своего времени

Янис Ксенакис является ярким представителем послевоенного авангарда: изобретение политопов, открытие «стохастической» музыки и использование ЭВМ для ее создания — он был новатором своего времени.

Пережитые ужасы войны и ощущение долга перед своими близкими и родиной стали движущей силой творчества Ксенакиса. Трудности, закалившие его характер, позволили пойти против моды авангарда, поставить под сомнение сериализм и предложить что-то новое.

 

Diamorphoses

 

Concret PH

Лекция и концерт «Архитектор и композитор: Ле Корбюзье и Янис Ксенакис» | Ф. Софронов

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1641313779729441-18296573813713258726-vla1-2251-vla-l7-balancer-8080-BAL-4261&wiz_type=v4thumbs&filmId=8014572619702894949

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: