Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)




ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конкурс «С добром и миром на Руси»

НОД «Мир подобен колесу, сто перемен в одном часу»

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

 

Автор:

Кудряшова Анна Анатольевна

 

Санкт-Петербург

 

Название занятия: «Мир подобен колесу, сто перемен в одном часу».

Цель: Обобщение знаний детей о народных праздниках (Кузьминки, Колядки, Масленица, Троица).

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания детей о праздниках, ремеслах русского народа.

2. Расширить знания детей о предметах быта русской избы.

Развивающие:

1. Способствовать развитию познавательного интереса детей.

2. Развивать творческое воображение детей, речевую активность.

3. Стимулировать к поисково-исследовательской деятельности.

4. Поощрять желание детей применять полученные знания в повседневной жизни.

Воспитательные:

1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к народным традициям.

Ход занятия:

Дети под р.н.п. «Во саду ли, в огороде» входят в избу.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в избу, мои хорошие!

Хозяйка подводит детей к колесу: Крутится колесо – время идет вперед.

Зиму сменяет весна, а не наоборот.

Днем солнце светит в оконце, а ночью на небе луна.

Ничто не стоит на месте, меняются времена.

И праздники идут друг за другом.

Жизнь, как солнышко, движется по кругу.

За весною будет лето, и до осени рукой подать…

Крутится колесо, идем перемены встречать.

Подойду к колесу, покручу,

Перемены увидеть хочу.

Осень нам приносит щедрый урожай.

Трудись, не ленись, собирать успевай!

Выходит грустный Домовой с пустым чугунком в руках.

Домовой: Ох, ох, ну что это такое, совсем меня в этом доме не любят.

Хозяйка: Здравствуй, домовой Кузя! Ты что такой грустный?

Домовой: По осени-то ты хозяйка хорошо меня кормила, киселями поила, бывало, целый чугун каши за печку положишь. А сейчас, весной, обижаешь, кашу без молока да из одной крупы варишь.

Хозяйка: Кузя, так весна уж на дворе! Сам сходи-ка в амбар, посмотри, запасы-то крупы, овощей заканчиваются. Осенью богатый урожай был собран! Поэтому и варила я кашу сытную, знатную из 7 круп.

Домовой: Да, осень – хорошая пора! Помню, помню, гости к нам в избу приходили, угощения приносили, эх, веселые посиделки были!

Хозяйка: Кузя, а ты помнишь, в какой осенний праздник это происходило?

Кузя пожимает плечами.

Хозяйка: А вы, ребята, помните, каким праздником осень провожали?

Ответы детей.

Домовой: Сейчас мой чугунок вам подскажет (Домовой поворачивает чугунок).

Чугунок, чугунок, поверну тебя разок!

Чудеса нам покажи, что за праздник, расскажи!

Дети подходят по очереди к чугунку и заглядывают в него. (Дно чугунка заклеено калькой. По принципу теневого театра Домовой показывает силуэт кузнеца с молотом. Дети должны догадаться, что это кузнец и назвать осенний праздник Кузьминки.)

Хозяйка: Ребята, а что это за праздник такой?

Дети: Проводы осени, встреча зимы.

Кузьминки – по осени поминки.

Хозяйка: Тара-ра, тара-ра, идут девки со двора

Песни петь да плясать,

Осень провожать,

Зиму радостно встречать!

Как звали главных героев праздника?

Дети: Кузьма и Демьян.

Домовой: Правильно, они были ремесленниками, бессеребренниками, свои изделия людям раздавали, да денег с них не брали. Люди благодарили их особым угощением, которое варили на этот праздник – Кузьминки. Какое блюдо готовили?

Хозяйка: Какое блюдо готовили на Кузьминки?

Дети: Кашу из семи круп.

Домовой: Своим добрым сердцем кузнецы и прославились. А что же полезного для людей они могут изготовить?

Дети: Гвозди, разные инструменты.

Домовой: Я вам сейчас загадаю загадки, буду описывать предметы, которые изготавливают кузнецы, а вы их постарайтесь отгадать и назвать.

1.Этот старинный предмет необходим хозяйке в доме. С помощью него, она поднимает чугуны и ставит их в печь, чтобы руки не обжечь. (ухват)

2. Эти предметы очень нужны, чтобы дом построить или что-то смастерить. (гвозди)

3. В каждом хозяйстве был конь. А чтобы ноги у него были сильными, нужна эта вещь. Тогда лошадь будет огород пахать да и по хозяйству помогать. (подкова)

4. У него деревянная шея, железный клюв, а говорит он «Тук-тук-тук». (молоток)

5. Этот предмет сделан из железа. Он большой, тяжелый. Он всегда находится рядом с печкой. Без него хозяйке никак не обойтись. Что это за предмет? Для чего он нужен?

Дети: Это кочерга. Кочергой шевелили горящие дрова в печке, сгребали в кучу горячие угли.

Домовой: Давайте поиграемс вами в игру «Кто быстрее соберет в кучку все угольки».

(Выходят двое желающих поиграть. Каждому дается кочерга. Рассыпаются «угольки» - скомканные комочки бумаги черного цвета. Игрокам нужно собрать угольки в кучку).

Хозяйка: А теперь все это по местам разнесите, порядок в моей избе наведите. (Домовой с детьми раскладывают по своим местам предметы кованные изделия).

Хозяйка снова подходит к колесу: Подойду к колесу, покручу,

Перемены увидеть хочу.

Зимнее время к нам пришло,

Начинай-ка свое ремесло!

После осени начиналась зима. А вместе с ней приходили зимние праздники.

Домовой: (Крутит свой чугунок)

Чугунок, чугунок, поверну тебя разок!

Чудеса нам покажи, что за праздник, расскажи!

Дети подходят к чугунку и по очереди заглядывают в чугунок. Домовой показывает через чугунок силуэт Ряженых.

Хозяйка: Ребята, про какой следующий праздник мы вспомним?

Дети: Про колядки.

Хозяйка: Пришла коляда, отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

Домовой: Да, помню, помню, в зимний вечерок лежал на печи - полеживал, а в избу вдруг Ряженые зашли, эх, звонко, с задором колядки пели. Хотел приглядеться, кто же так шутит, да никого не узнал, в костюмах они были.

Хозяйка: Ребята, а в кого наряжались люди?

Дети: Люди наряжались в Медведя, в Черта, в Козу.

Они носили с собой Рождественскую звезду на шесте, мешок для угощений, играли на музыкальных инструментах.

Хозяйка: А чем еще занимались люди долгими зимними вечерами?

Дети: Люди занимались рукоделием – шили, вязали...

Хозяйка: Раньше девушки собирались вместе на посиделки да брали с собой кудельку и долгими зимними вечерами с песнями пряли нитки из шерсти, а потом вязали теплые вещи из них. Ребята, давайте найдем в избе предметы для рукоделия. Как вы думаете, где они могли бы находиться? Где девушки пряли?

Дети расходятся по избе в поисках предметов для женского рукоделия. Находят их в корзине под лавкой.

Домовой: Ребята, посмотрите внимательно на эти инструменты, для чего каждый из них нужен? (Работа с предметным рядом: гребень, карты, веретено, прялка, клубок, носок)

Домовой: Ребята, а откуда девушки брали шерсть, чтобы спрясть нитки?

Дети: Чтобы получить шерсть, люди чесали коз и овец.

Домовой: Прясть – дело не простое, требует много терпения, сил и времени. Давайте попробуем спрясть нитку.

Дети по очереди подходят и пробуют себя в прядении.

Домовой достает из корзины клубок: Вот и получился у нас небольшой клубок.

Хозяйка: Давайте поиграем в игру, которая так и называется «Клубок».

(дети берутся за руки, образуют цепочку, во время звучания песни, ведущий запутывает «нитку». В конце дети, не отцепляя рук, должны распутаться)

Уж я улком шла, переулком шла, клубок ниток нашла.

Клубок катится-перекатится, нитка тянется, перетянется…

Клубок дале-дале-дале, нитка доле-доле-доле…

Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась…

Хозяйка подходит к колесу: Подойду к колесу, покручу,

Перемены увидеть хочу.

Оживает все вокруг

После долгих зимних вьюг.

Хозяйка: Про осень поговорили, про зиму поговорили. А какое же время года наступает после зимы?

Дети: Весна.

Хозяйка: А весна тоже приходит со своими праздниками.

Домовой: (Крутит свой чугунок)

Чугунок, чугунок, поверну тебя разок!

Чудеса нам покажи, что за праздник, расскажи!

Дети подходят к чугунку и по очереди заглядывают в чугунок. Домовой показывает через чугунок силуэт Чучела Масленицы.

Хозяйка: Собирайся, народ! В гости праздник идет!

Песни пой и пляши, веселись от души!

Масленица-кривошейка! Повстречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом да поджаренным блином!

Ребята, расскажите, что вы знаете про этот праздник?

Дети: Этим праздником зиму провожают, а весну встречают.

На Масленицу пекут блины. Катаются на лошадях.

Устраивают веселые состязания, игры.

Сжигают чучело Масленицы.

Домовой: Ой, как я люблю полакомиться блинами!

Ребята, а вы знаете, как пекут блины? Тогда найдите, пожалуйста, в избе те предметы, которые помогут приготовить блины и поставьте из на стол (дети самостоятельно находят и ставят на стол кухонную утварь).

Работа с предметным рядом:горшок, мутовка, сковорода, сковородник, ложка, блюдо, сито. Дети рассказывают для чего нужен каждый из предметов.

Хозяйка: Ребята, а почему именно блины пекут на масленицу?

Дети: потому что блин похож на солнце.

Домовой: и хороводы на масленицу не зря водят, ведь хоровод это тот же круг. Становись частной народ, заведем хоровод.

Хоровод «Пришла к нам масленица» (Как вставала я ранешенько…)

Хозяйка подходит к колесу: Подойду к колесу, покручу,

Перемены увидеть хочу.

Лето, лето – прекрасная пора!

Солнечные дни – гуляет детвора!

Хозяйка: Ребята, скажите, а какое же время года наступит после весны?

Дети: После весны наступит лето.

Хозяйка: И лето тоже приходит со своими праздниками.

Посмотрите на эти предметы (хозяйка показывает лучину, березовое полено, шаркунок, берестяную утварь, березовый веник, веник из березовых прутьев, шкатулка, рожок, очелье). Из чего они сделаны? Что такое береста? Как вы думаете, с каким праздником связаны эти предметы?

Дети: Троица

Домовой: Давайте проверим. (Крутит свой чугунок)

Чугунок, чугунок, поверну тебя разок!

Чудеса нам покажи, что за праздник, расскажи!

Дети подходят к чугунку и по очереди заглядывают в чугунок. Домовой показывает через чугунок силуэт дерева березы.

Хозяйка: Как называется летний народный праздник, посвященный русской березке?

Дети: Этот праздник называется Троица.

Хозяйка: Этот праздник непростой, Троицей зовется,

Он березонькой густой в душах отзовется.

А кто знает, что это за праздник такой?

Дети: В этот праздник славят березку, поют о ней песни, водят хороводы.

Люди радуются приходу лета.

Хозяйка: А за что народ так любит березку?

Дети: Березка – очень красивое и полезное дерево.

Хозяйка: Да, березка – дерево не простое, а загадочное.

У березки в жизни четыре дела есть.

Первое дело – мир освещать! Потому что раньше, электрических лампочек не было. Люди освещали дома лучинами – вот такими деревянными палочками (показ). Их просто зажигали, и пока горела такая лучинка, даже самой темной ночью в доме становилось светлее.

А еще раньше дома обогревала печь, которую топили дровами. Так вот больше тепла получалось в доме, если печь топили березовыми дровами.

Второе дело есть у Березки – крик утешать! В семьях раньше было много детей. Маленькие дети часто плачут. Чтобы их успокоить, люди придумали игрушку-погремушку шаркунок из бересты (коры березы), чтобы она издавала звуки ее начиняли горохом. Из березовой древесины для детей постарше делали куколок и коняшек.

Третье дело – больных исцелять!

Во-первых, в березовом лесу очень чистый воздух, хорошо и легко дышится! Очень полезно постоять, прислонившись к березе больным местом. Из чаги (гриб, который растет на березе) готовят лекарство от многих болезней. Березовые почки и листья заваривают и пьют как чай от многих болезней. Из березовых веток делают веники и парятся ими в бане, выгоняют болезни из организма. А еще березка дает вкусный и полезный березовый сок!

Четвертое дело – чистоту соблюдать!

Из веток березы делают веники для того, чтобы подметать пол, землю во дворе.

Домовой: Ребята, а для чего изготавливали вот эти предметы? (берестяная утварь, шкатулка, рожок, очелье).

Домовой: Вышел в поле пастушок, заиграл его…

Дети: Рожок.

Домовой: Встанем дружно мы друзья, поиграем ты и я!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: