ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………………...3

2. Актуальность………………………………………………………………………4

3. Глобализация………………………………………………………………………6

4. Изменения……………………………………………………………………...…10

5. Заключение……………………………………………………………………….11

6. Источники……………………………………………………………………..….14

ВВЕДЕНИЕ

Направление: Социология

Тема: Глобализация образования и интеграция студентов в международной среде.

Цели:

1. Определить тенденции современного российского высшего образования

2. Выявить изменения, произошедшие после вступления в Болонский процесс

3. Сформулировать пути дальнейшей интеграции российского высшего образования.

Задачи:

1. Проанализировать социологические и мониторинговые исследования студентов об успешности Болонского процесса в России

2. Определить основные черты глобализации образования

3. Сравнить направленности традиционного и современного образования


 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Молодежь – это безусловно будущее страны, и от того, что вкладывается в молодое поколение будет зависеть процветание самой страны. Образование во многом играет важную роль в формировании фундамента для дальнейшего развития молодых людей. Целью образования является приобщение к достижениям человечества, и это не только обучение по современным технологиям и стандартам, но и непосредственное общение молодежи с иностранными студентами, практика за рубежом, введение их в международную социально-культурную среду. С 2003 года в России изменился подход к обучению студентов и школьников, но интернациональная направленность осталась прежней. Все больше студентов стремятся выучить иностранный язык, получить образование, соответствующее международным стандартам, расширить свои навыки и возможности и иметь за плечами практику не только в своей стране, но и за границей, так как это открывает большие карьерные возможности и позволяет студенту найти применение своим знаниям и развиваться в любом направлении. Современное российское высшее образование своей целью ставит переход к общемировым, а конкретно общеевропейских стандартам, которые откроют множество возможностей для российских студентов. Тема высшего образования всегда являлась актуальной, так как студенчество — это важнейший период жизни человека, когда он открыт к новым знаниям и идеям, а в современных условиях глобализации эта тема становится особо острой.

Современный мир все больше охватывает процесс глобализации, он затрагивает каждую сферу человеческой жизни, и образование не исключение. Распространение компьютерных технологий, широкое использование иностранных языков для международного общения, стандартизация и интернационализация образования – то, с чем сталкивается мир в наше время и следование этой тенденции является целью современной России на сегодняшний день. В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, задачей которой стало установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Стало возможно свободное перемещение между вузами, стажировки, международные проекты, трудоустройство в других странах. Изменения в системе высшего образования привели к введению бакалавриата и магистратуры как в европейских вузах. К сожалению, Болонский процесс в России как инструмент интернационализации системы высшего образования по началу не имел большого успеха. Устаревшая система управления и недостаточное количество иностранных преподавателей и профессоров, которые имеют высокую квалификацию препятствовали развитию российских вузов. Одной из основных причин медленных темпов интеграции российской системы образования в Болонский процесс также можно считать неполную информированность должностных лиц о системах российского и европейского образования и о смысле и задачах Болонского процесса.


 

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Глобализация — это процесс мирового преобразования, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным и превращается в единую глобальную систему. Глобализация можно рассматривать как процесс всемирной, экономической, политической и культурной интеграции

Глобализация образования – это часть процесса глобализации культуры. Его отличительными чертами являются: интеграции образовательных систем различных стран, сближение деловой и потребительской культур, распространённое использование иностранного языка (особенно английского) для международной коммуникации, развитие международного туризма, активное внедрение и использование интернета в различных целях, который стал универсальным средством общения и инструментом учебной и научной деятельности.

Образование не стоит в стороне от процесса всеобщей интеграции, стандартизации и сближения между разными странами мира. Достаточно проследить, и можно заметить, что целью образовательного процесса является подготовка достойных и квалифицированных специалистов для решения глобальных проблем.

 

Вот, что пишет Штатская Т.В. - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Кубанского государственного технологического университета о явлении глобализации в сфере образования:

 

«Можно выделить два аспекта глобализации образования.

С одной стороны, экономика, промышленность стремятся к объединению с образованием с целью превращения интеллектуальных ресурсов региона, страны или города в факторы, способствующие достижению экономического роста и других социальных задач.

 

С другой стороны, интернационализация экономической, социально-политической, культурной жизни современного мира требует обмена не только товарами и капиталами, но и знаниями, а теперь и студентами, и преподавателями между высшими учебными заведениями и странами. Таким образом, глобализация образования стала вполне логичной и закономерной составляющей всеобщей глобализации.

 

Вышеперечисленные тенденции инициировали создание единого образовательного пространства в Европе, известного как Болонский процесс. Здесь необходимо обратить внимание на то, что речь идет не о единой европейской системе высшего образования, а о гармонизации исторически сложившихся неоднородных систем путем создания единых европейских стандартов для облегчения взаимодействия, увеличения мобильности в сфере высшего образования. Таким образом, глобализация образования, нашедшая отражение в создании единого образовательного пространства, нацелена не на создание противоречий в существующих образовательных системах, а на координацию их действий.»

 

То есть глобализация образования – это естественный процесс в условиях современного развития общества, и именно поэтому в России начался Болонский процесс, способный приблизить систему образования к международным стандартам. Но недостаточно только внедрить в образовательный процесс эти стандарты, важно, чтобы студенты и школьники получали опыт в процессе непосредственного общения с иностранными специалистами и студентами, должна происходить интеграция образования науки и производства, чтобы каждый выпускник уже имел за плечами представление о своей специальности. Эту возможность предоставил Болонский процесс.

 

«Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.»

 

Началу Болонского процесса послужила Резолюция о сотрудничестве в образовательной сфере принятая Советом министров Европейского Союза в середине 1970-х годов. Однако официально дата начала процесса является 19 июня 1999 года. В этот день в Болонье министрами образования 29 европейских государств была принята декларация «Зона европейского высшего образования» называемую также Болонской декларацией. Множество встреч проходили в Праге, Берлине, Бергене, Лондоне и других города. Следующая конференция должна пройти во Франции в Париже в 2018 году. На данный момент в Болонский процесс входят 47 стран.

«Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.»

Целями процесса, стали:

 

· Повышение конкурентоспособности европейского образования на мировом образовании.

· Формирование европейского пространства высшего образования и исследования

· Оптимизация расходов на образования без потери качества.

 

Современное российское образование находится в поиске своей формы и идентичности и, чаще всего, заимствует и адаптирует зарубежный опыт.

Процессы глобализации современного мира оказывают определенное влияние на развитие мировой системы высшего образования. Глобализация дает возможности для развития коммуникации, интенсификации научно-технического прогресса, развития культурных связей. В период преобразования мира в глобальное информационное сообщество именно информатизация становится главным фактором глобализации образования.

Не стоит забывать о том, что в России глобализация образования, его информатизация и модернизация все еще остается неразрешенной проблемой и находится лишь на начальной стадии своего развития.

Поэтому разумно учитывать опыт США, Японии, Англии, Германии, Франции, где процесс глобализации набрал значительные темпы развития.


 

ИЗМЕНЕНИЯ

 

Интернационалистическая направленность в СССР во многом схожа с современными тенденциями российского образования. Россия готова вкладывать в развитие международных связей в том числе путем внедрения международных образовательных программ. Однако, традиционное образование теряет свое значение, так как основной направленностью сегодня становится практическое использование знаний, и умение обучаться в постоянно изменяющейся среде. Ценностными ориентирами становится гибкость, универсальность, разностороннее развитие личности, ее способность принимать незамедлительные решения и действовать творчески. Огромную роль стала играть способность к самообразованию, современное образование стремится воспитать в индивиде способности к обучению, оно не дает информацию в чистом виде, но заставляет обучающегося самому находить и правильно использовать информацию. Такой подход обусловлен тем, что образовательная среда становится рынком, поэтому традиционное образование все больше вытесняется современными методами.

С момента вступления России в Болонский процесс произошли некоторые изменения в системе высшего образования, вот что пишут студенты об трудностях перестройки системы образования в 2006 году: «Мобильность студентов не имеет системного характера и не приводит к повышению качества обучения в целом. Эта ситуация обуславливается отсутствием системы финансирования и неготовностью большинства студентов нести дополнительные расходы, связанные с пребыванием в других вузах». Изменился традиционный подход к студенту, теперь институты стремятся взрастить квалифицированного потребителя, имеющего способность воспользоваться преимуществами общества знания, воспринимать информацию и правильно использовать достижения и технологии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Трудно судит о том, по какому пути должно проходить развитие российского образование. Существует множество противников участия России в Болонском процессе. Многие эксперты критикуют идею реформы и ее смысл, анализируя Болонский процесс в двух направлениях. С одной стороны, они считают реформу ответом на вызовы современности, другие склонны считать ее как необходимость консолидации перед лицом конкуренции с Америкой и восходящими научно-образовательными державами Юга и Востока. И хотя целью создания единого европейского пространства высшего образования является повышение мобильности преподавателей и студентов, некоторые отмечают, что в Западной Европе студенты и преподаватели посещали другие страны и раньше. Те, кто поддерживают идеи Болонского процесса полагают, что интеграция разных стран позволит улучшить качество высшего образование, как это произошло с европейской экономикой при введении единой валюты и ослабления таможенных границ, другие считают, что обезличивание европейского университета приведет к исчезновению его разнообразия. Также существует мнение о том, что Европа превращается в «общество знания», а, следовательно, растет финансирование образования и науки, ему возражает мнение о том, что Болонский процесс ставит своей целью сократить расходы, поэтому, например, и был введен укороченный курс — бакалавриат. Многие боятся, что такие изменения разрушат суть университета, ограничит его свободу, уничтожит воспитание у студентов научного мышления, значительно сузит их кругозор и превратит университет в профессиональное училище.

Болонский процесс превратил образование в рынок, где студент – покупатель, которому предлагают бессчётное количество услуг и товаров. Особенно сильно это отразилось на гуманитарных факультетах, так как им трудно конкурировать с техническими, которые готовы предложить высококвалифицированных специалистов, способных производить товар, а, следовательно, приносить пользу рынку.

Но с другой стороны, отталкиваясь только от традиционного подхода Россия рискует потерять темпы развития системы образования и серьезно отстать от ведущих стран. В современных условиях невозможно полностью игнорировать те требования, которые диктуют страны Болонского процесса.

В будущем развитие Российской системы высшего образования будет направлена на следующие аспекты:

· Интернационализация образования

· Интеграция образования, науки и производства

· Компьютеризация и введение новых технологий

Первое подразумевает повышение преподавательской и студенческой мобильности и студентов, более широкий обмен опытом с помощью зарубежных стажировок и практик, международных программ. Для того, чтобы Россия установилась в международной среде нужны качественные образовательные программы, выпускники которых будут востребованы по всему миру.

Интеграция образования, науки и производства (ИнОНП) заключается в совместном использовании потенциала образовательных, научных и производственных организаций. Это должно эффективно влиять на подготовку студента в вузе и на его дальнейшую деятельность. Направления ИнОНП имеют многочисленные формы реализации:

‑ учебно-научно-производственные комплексы;

‑ системы "завод-втуз" или "физтех.;

‑ филиалы и базовые кафедры;

‑ научно-учебные и инженерные центры;

‑ системы целевой интенсивной (индивидуальной) подготовки студентов (ЦИПС);

‑ технопарки и технополисы (ТП);

‑ творческие коллективы специалистов и студентов и т.д.

Каждая из этих форм, в свою очередь, имеет свои особенности в различных условиях и конкретных образовательных учреждениях.

Компьютеризация и внедрение новых технологий включают в себя многоцелевое использование компьютеров в образовательном процессе, обеспечение современным оборудованием и обучение студентов основам использования ЭВМ. Компьютеризация или информатизация обучения своей целью ставит подготовку к жизни в информационном обществе, т.е. в обществе, в котором значимое место занимают виды деятельности по обработке информации. И это крайне важно, так как в современном мире область разработки компьютерных технологий и информационная среда стремительно развиваются и ей нужны все новые и новые специалисты.

Таким образом, мы исследовали различные стороны Болонского процесса в России, указали направления развития российского высшего образования и проследили изменения, произошедшие после вступления в процесс интеграции образовательных систем.


 

 

Источники:

 

1. Штатская Т.В. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 11. – С. 65-65;

 

2. ГАЙДУКОВА И.Б. (Курская академия государственной и муниципальной службы) РУДАКОВА О.В. (Московский институт государственного управления и права) // ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ СИСТЕМЫВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. – 2017.

 

3. Журнал «Скепсис» https://scepsis.net/ https://scepsis.net/library/id_2688.html

 

4. Шабля И. Н. // Учебно-методический материал на тему: Болонский процесс и российская система образования // https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/12/29/bolonskiy-protsess-i-rossiyskaya-sistema

 

5. Заварзин В.И., Гоев А.И. // Интеграция образования, науки и производства // Журнал «Российское предпринимательство» № 4 – 2001

 

6. Маяцкий Михаил // От Болоньи до Болоньи, или тупиковый процесс // Пушкин №2. 2009

 

7. https://www.ehea.info/pid34135/accueil.html

 

 

8. https://dic.academic.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: