Преподаватель: канд. пед. наук, доцент Долгова А.А.




Планы

семинарских и практических занятий

по курсу «Социальная психология»

в период летней экзаменационной сессии

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профили: Психология образования; Психология и социальная педагогика

(форма обучения – заочная, срок обучения – 5 лет, II курс 4 семестр)

Преподаватель: канд. пед. наук, доцент Долгова А.А.

ТЕМА №1. Коммуникативная и интерактивная стороны общения

Вопросы для обсуждения.

1. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

2. Средства коммуникации. Речь.

3. Невербальная коммуникация

4. Понятие взаимодействия в социальной психологии.

5. Динамика социального взаимодействия людей.

6. Типы взаимодействия.

 

Тест «Коммуникабельны ли вы?».

Тест «Умение излагать свои мысли»

Тест «Ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения

Опросник КОС.

 

Задание:

I. Подготовиться к обсуждению следующих статей:

1. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №3. – С.6–19.

2. Бардышевская М.К. Невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией // Вопросы психологии. – 2010. – №6. – С.33–42.

3. Белов А.Б. Роль обратной связи в общении: основные направления исследований в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С.149–157.

4. Вачков И.В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию //Вопросы психологии. - №3. – 2007.

5. Вербицкая Л.А. Язык и общество. Роль языка в жизни общества //Педагогика. – 2015. – №2. – С.3–18.

6. Горбатов Д.С. Достоверность слухов как предмет психологического исследования // Вопросы психологии. – 2012. – №3. – С.51–59.

7. Денисович Т.Е. Обеспечение продуктивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства // Воспитание школьников. – 2010. – №9. – С.12–21.

8. Ермаков Д.С. Информационная компетентность в информационном обществе // Педагогика. – 2013. – №2. – С.26–30.

9. Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия //Психологический журнал. – Т.24. - №6. – 2003. – С.47-54.

10. Карпенко Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация // Мир психологии. – 2006. – №4. – С.77.

11. Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические аспекты употребления матерной речи //Вопросы психологии. -№6. – 2007.

12. Клепиков В.Н. Диалог как средство формирования этической культуры школьников //Педагогика. - №1. – 2007. – С.39-46.

13. Король А.Д. Информатизация образования и общение в школе // Педагогика. – 2011. – №7. – С.61–65.

14. Кучерявенко В.И. Особенности понимания современными подростками ситуаций взаимодействия и общения // Воспитание школьников. – 2011. –- №4. – С.47–51.

15. Полтавская М.Б., Гарченко М.Н., Козлова С.И. Социально-психологические особенности интернет-общения школьников // Начальная школа. – 2014. – №10. – С.12–14.

16. Посохова С.Т., Белан Е.Е. Социально-психологические аспекты диалогического взаимодействия дошкольников с разными возможностями здоровья // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №6. – С.68–81.

17. Розин В.М. Традиционные и современные типы социально-психологического взаимодействия //Мир психологии. - №1. – 2008. – С.38.

18. Слободяник Т.В. Теоретические проблемы диалогического общения подростков // Психология и школа. – 2010. – №1. – С.84–89.

19. Смирнов С.Д. Место понятия «общение» в психологической теории деятельности // Вопросы психологии. – 2013. – №3. – С.81–91.

20. Сухаревская Е.Ю. Социальное взаимодействие – феномен современного российского образования // Начальная школа. – 2013. – №11. – С.18–23.

21. Шадрина Л.Г. Учимся общению // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №3. – С.46–55.

22. Шкуричева Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления // Начальная школа. – 2014. – №9. – С.7–11.

23. Щетинина А.М. Условия освоения ребенком позиции субъекта деятельности // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №1. – С.24–31.

24. Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания // Воспитание школьников. – 2013. – №9. – С.3–12.

 

II. Подготовить доклады на темы: «Диалог как форма общения»,

«Средства выражения истинных чувств в процессе общения».


Тема №2. Перцептивная сторона общения

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие отношений в психологической науке.

2. Общая характеристика взаимопонимания.

3. Понятие социальной перцепции.

4. Механизмы взаимопонимания в общении:

- стереотипизация;

- идентификация;

- эмпатия;

- рефлексия;

- каузальная атрибуция;

- межличностная аттракция.

Опросник для диагностики способности к эмпатии.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко.

Задание:

I. Подготовиться к обсуждению следующих статей:

1. Агейко О.В. Социальная перцепция семейных отношений у детей, переживающих развод родителей на разных этапах онтогенеза // Журнал практического психолога. – 2013. – №1. – С.6–15.

2. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. – 2007. –№2.

3. Велев В. Специфика рефлексий на себя подростков с девиантным поведением // Развитие личности. – 2011. – №4. – С.133–145.

4. Ежкова Н.С. Толерантность – фактор и условие социализации дошкольников // Начальная школа. – 2015. – №1. – С.78–81.

5. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Обмен знаниями, групповая рефлексивность и корпоративная память как объекты социальной психологии // Психологический журнал. – 2010. – Т.31. – №3. – С.5–16.

6. Захарова Е.А. Психолого-педагогическая коррекция перцептивной сферы младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Психология и школа. – 2010. – №3. – С.20–34.

7. Зачесова И.А. Взаимопонимание собеседников и его роль в развитии диалога //Вопросы психологии. - №1. – 2008. – С.66.

8. Комарова Т.К. Влияние значимых других из круга ближайшего общения на формирование эталона личности у старшеклассников // Психология и школа. – 2010. – №1. – С.97–102.

9. Комарова Т.К., Кондратьева С.В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности //Психологический журнал.- Т.12. - №3. – 1991. – С.30-37.

10. Краснов С.И., Каменский Р.Г. Теоретические основания педагогической рефлексии // Педагогика. – 2011. – №6. – С.64–71.

11. Миняжева Д. Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР. //Дошкольное воспитание. – 2003. - №2. – С.43.

12. Цветков С.А. Психология отношений: вопросы, проблемы, подходы //Психологический журнал. – Т.23. – 2002. - №1.

Тема 3. Малая группа как социальный психологический феномен.

Вопросы для обсуждения.

1. Сущность и содержание понятия «малая группа».

2. Теоретические подходы к исследованию групп в отечественной и зарубежной психологии.

3. Классификация малых групп.

4. Психологическая структура малой группы.

5. Образование и развитие малой группы.

6. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе.

7. Групповая совместимость.

8. Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в условиях совместной деятельности.

 

Тест «Кто вы: «Капитан»? «Рулевой»? «Пассажир»?

Тест «Что вы за «птица».

Тест «Лидерство»

Тест «Авторитет и вы»

Задание:

I. Подготовить сообщения из книги: Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003:

1. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии. – С.209-229.

2. Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплоченности. С.229-241.

3. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии. С.241-248.

 

II. Подготовиться к обсуждению следующих статей:

1. Богданова И.В., Данько Л.В., Замашкина Н.В. Традиции группы и их роль в позитивной социализации ребенка-дошкольника // Детский сад: теория и практика. – 2014. – №3. – С.100–107.

2. Иванова Н.В. Образ группы в сознании школьников в разных социальных ситуациях общеобразовательных учреждений //Мир психологии. – 2002. - №2. – С.188.

3. Мисенко О. Специфика психодраматического метода в изучении групповых динамических процессов // Журнал практического психолога. – 2011. – №4. – С.111–122.

4. Седракян С.А. Семья как социальная группа и ее социально-психологическая структура // Семейная психология и семейная терапия. – 2011. – №3. – С.3–28.

5. Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой группе //Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С.41-49.

6. Титова Н.И. Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №3. – С.66–75.

7. Титова Н.И. Роль детского сообщества в становлении социальной картины мира современного дошкольника // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №9. – С.28–37.

 

III. Подготовить сообщение на тему:

«Конформность: влияние большинства или влияние меньшинства?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: