Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания




Задание.1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания

Катерина и Варвара.

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

1. Задание Каково авторское определение жанра пьесы «Гроза»?

2. Задание Укажите фамилию, которую носят Варвара и Катерина.

3. Задание Катерина и Варвара беседуют друг с другом, обмениваясь репликами. Как называется такая форма общения персонажей?

4. Задание Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы», сыгравшими определённую роль в судьбе главной героини, и их положением в системе образов пьесы.

ПЕРСОНАЖИ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ
A) Борис Б) Тихон B) Кулигин 1) часовщик-самоучка 2) племянник Дикого 3) конторщик 4) муж Катерины

5. Задание Реплики героинь сопровождают авторские замечания и пояснения (хочет бежать, вздыхая). Как они называются?

6. Задание Катерина и Варвара являют собой разные типы личности. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?

7. Задание Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Особенностью драмы А. Н. Островского «Гроза» является использование особых образов: грозы, птицы, страшного суда. Всё это _______. Гроза, раскаты грома, картины страшного суда приближают раскаяние Катерины, которое композиционно является ____________ действия.

.

8. Задание Какие особенности внутреннего мира Катерины находят своё отражение в её рассказах о себе?

9. Задание В каких произведениях русской литературы авторы прибегают к противопоставлению женских образов и в чём этих героинь можно соотнести с Катериной и Варварой из «Грозы»?

Задание 2.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания

Борис (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.)

Катерина (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)

Молчание.

Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.

Катерина. Ты не забыл меня?

Борис. Как забыть, что ты!

Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?

Борис. За что мне сердиться?

Катерина, Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Борис. Еду.

Катерина. Куда едешь?

vБорис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Борис. А муж-то?

Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе, Катя?

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а го- ря-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня... 

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала...

Борис. Не застали б нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать... Вот забыла!

Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

 

А. Н. Островский «Гроза»

Задание 1 Укажите литературный род, которому принадлежит произведение.

Задание 2 Какой поступок Катерины последует сразу за изображенными событиями?

Задание 3 Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

 

ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
А) Дикой Б) Борис В) Тихон 1) свободолюбие, чувство собственного достоинства, эмоциональность 2) невежество, грубость, алчность 3) слабость, зависимость от матери, покорность 4) образованность, бесхарактерность, чувствительность

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

Задание 4 Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

 

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
A) Дикой Б) Борис B) Тихон 1) уезжает в Сибирь 2) вытаскивает Катерину из воды 3) высылает племянника из Калинова 4) бросает упрек матери

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

Задание 5 В ответ запишите словосочетание, которое на протяжении пьесы являлось поэтическим лейтмотивом образа Катерины, а произнесенное Борисом в данной сцене изобличает его неискренность (фрагмент со слов «Поезжай с Богом!»).

Задание 6 Ответ Катерины на реплику Бориса («Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!..») представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?

Задание 7 Последние слова Бориса содержат восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

Задание 8 Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.

Задание 9 Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: