Учимся запоминать словарные слова





Словарные слова надо знать наизусть, их огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он никак не может запомнить написание даже простых словарных слов?

Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать. Запоминание словарных слов - это работа и ребенка, и взрос­лого.

Начиная работать над заучиванием словарных слов, следует соблюдать системность. В примене­нии к словарным словам нужен алгоритм запоминания независимо от того, какое слово — легкое или трудное, короткое или длинное. Этот алгоритм действует всегда!

Алгоритм запоминания словарных слов:

· Объяснить значение слова

Прежде чем познакомить ребенка с графическим образом слова, необходимо уточнить его значение с помощью наглядности (картинки или конкретного предмета). Часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значе­ния ассоциативно помогает запомнить и написание. Важно соединить работу глаз, ушей, языка и руки.

 

· Орфографическое чтение вслух

Чтение слова так, как оно пишется. Дети помогают себе, проговари­вая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосо­знанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Не карабль, не кораболь, а именно кОраБЛь.

· Одновременно писать и произносить словарное слово

Лучше писать цветным фломастером или карандашом. Так мы одновременно реализуем звуковую и визуальную природу слова.

· Записать по памяти

· Проверить по образцу

Если есть ошибки, необходимо само­стоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом еще раз прописать слово, проговаривая его.

Приемы, облегчающие запоминание словарных слов:

v Написание словарного слова в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене.

 

v Проговорить слово по слогам, выделяя опасные места. Записать слова на отдельные карточки, крупными буквами. Буквы, которые нужно запомнить, писать другим цветом (кОрОва). Первоначально записывать слово печатными буквами. Они не нуждаются в соединении. Каждую букву легче ощутить. Ребенок читает слово, повторяет, запоминает. Таким образом, записать 5 -7 слов. Затем каточки закрыть, взрослый диктует ребенку слова, записать нужно не все слово, а только буквы, которые нужно было запомнить. Использовать желательно именно карточки, а не тетради. На карточке располагается одно слово, а не как в тетради - несколько и рядом. Работа с карточками помогает ребенку научиться вспоминать заученное ранее слово.

 

v Составлять словосочетания со словарными словами и предложения, чтобы закрепить значение слова и варианты его изменения. Как правило, дети запоминают словарные слова в ед. числе именительного падежа. Если слово встречается в другой форме или однокоренное – не соотносят его со словарным словом, и допускают ошибки. Важно изменять словарные слова, тогда ребенок будет готов узнавать изученные слова в тексте диктанта.

 

v На обратной стороне карточки предложить ребенку нарисовать картинку, которая поможет ему вспомнить не только значение слова, но и его написание. Если ребенку это сделать самостоятельно трудно, рисуем вместе с ним. Вместе - не означает за него. Ребенок обязательно должен поучаствовать. Иначе картинка будет не его, и не поможет при запоминании. Можно найти готовую картинку и дать возможность ребенку ее вырезать и приклеить.

 

v По мере накопления карточек предлагаем ребенку различные способы классификации. Например, по сходству написания частей слова (город, воробей, корова); по количеству слогов в слове (молоко, огород, ворона); по месту ударения и т. д. Подобные варианты классификации каждый раз заставляют ребенка анализировать написание слова с разных позиций, а, значит, помогают удерживать их графический образ в памяти.

 

v «Метод Цицерона».

Разложить карточки со словарными словами по комнате.

Например, в углу комнаты — кон­церт, на диване — гости в костюмах, посреди — озеро, на пол­ке — стакан, под столом — берлога и т. д.

Через некоторое время (1-1,5 часа) пройдите по комнате вместе с ребенком и «собери­те» слова, поговаривая их орфографически.

 

v Картинный диктант. Показывать картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов.

 

v Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

 

v Восстановление деформированного текста или предложения

Ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины.

 

v Словарные слова в картинках и образах

Этот прием позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов. Предлагаем детям преобразить словарные слова. Например, буква О в слове ягода, которую нужно запомнить, превращается в ягодку, а буквы О в слове соловей в нотки.

 

v Написание словарных слов с закрытыми глазами

Ребенку предлагается закрыть глаза, представить нужное слово, написанным в книге. Назвать его по буквам. Заставить помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
Прочитать медленно, как будет писать. Записать это слово, проговаривая его вслух. (Все выполнять с закрытыми глазами.)

 

v «Древнерусское письмо»

Если вы уже распределили слова по схожести орфограмм, то следующее упражнение позволит вам в игровой форме проверить то, как ребенок их запомнил. Предложите написать слова под диктовку, но только согласными (вы диктуете те слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нуж­но запомнить слово с проблемными гласными. Например: аиа (малина), еа (пенал), сббт (суббота),грпп (группа).

 

v Запоминание слова по сетке

Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву.

ВОКЗАЛ

Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс.

 

Кроме того, существует несколько игр и упражнений, разработанных специально для запоминания словарных слов.

Полезные игры

Для запоминания словарных слов можно использовать игры, которые требуют хоть и небольшой, но дополнительной подготовки со стороны взрослого. Если вы не пожалеете времени, то приготовленные вами игры превратят семейный досуг в полезное времяпрепровождение, станут доброй традицией.

 

· «Устный кроссворд»

Предложите ребенку узнать слова. Вы называете определе­ние, а ребенок называет слово и записывает его. При выполнении такого упражнения актуализируется зна­чение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.

· Словарное лото

Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны сло­варные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере, скопировав слова). В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Правила игра такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками.

· «Парочки»

Это известная игра, которую используют для развития памяти и внимания. Материал: несколько пар (парочка — 2 карточки с одинаковыми словами) карточек небольшого размера. В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Карточки рас­кладываются на столе написанными словами вниз рядами по 6-8 штук или в беспорядке. Первый игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, играющий берет их себе и открывает другую пару карточек. Если же 2 кар­точки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается, когда разо­браны все карточки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек.

· Ребусы

 

Важно знать:

 

§ Чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребенка в непомерно тяжелый труд, ему необходима помощь родителей.

 

§ Запоминание - сложный мыслительный процесс. Нельзя слишком увлекаться - не стоит брать сразу много слов. Начинать целесообразно с 1-2, постепенно увеличивая количество до 5. Важно ежедневно возвращаться к изученным словам, контролируя прочность запоминания.

 

§ Нельзя заставлять ребенка многократно писать одно и то же слово, мол, сто раз напишет и запомнит. Подобная методика провоцирует закрепление ошибочного написания. Практика показывает, что после нескольких правильных вариантов ребенок допускает ошибки. Внимание притупляется, а рука и глаз воспроизводят не образец, а ошибки.

 

§ Не обязательно каждый день предлагать ребенку писать в тетради словарные слова. Лучше чередовать различные виды деятельности в зависимости от нагрузки и самочувствия. Можно предлагать повторить слова и проговорить их написание, записать в воздухе, на руке (спине) взрослого пальцем, выгнуть из проволоки или выложить из шнура и т. д.

 

§ При выполнении домашнего задания по русскому языку необходимо обращать внимание ребенка на изученные словарные слова, если они встречаются в текстах.

 

 

Тренировочных упражнений множество. Важно выбирать те, которые помогают ребенку.

Занимаясь дома, необходимо помнить о том, что занятия должны идти во благо, нельзя перегружать ребенка. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Нельзя видеть в ошибках ребенка трагедию. Обучение — это работа и ребенка, и взрослого. А, значит, в наших силах сделать словарные слова помощниками ребенка, а не врагами.

 

 

Полезная литература:

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: