План проведения занятия № 1.
От 06.10.12 г.
Задачи урока
· Развитие вербального мышления (обобщение).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
Задание 1. Играем в «Слова». Первый игрок называет слово, а второй придумывает слово на последнюю букву. (Арбуз - зонт - тигр -…)
Задание 2. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»
Ход работы: учитель объясняет, что, кроме частных и общих понятий, существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, т.е. если их сравнить с частными понятиям, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим по отношению к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».
Затем учитель показывает три карточки со словами. Учащиеся должны расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было частным, крайнее справа - самым общим, а посередине - промежуточным по общности, т.е. частным по отношению к правому понятию и общим по отношению к левому понятию.
Слова для предъявления:
Планета - Земля — небесное тело. Природа - растения — живая природа. Чехов — человек - писатель. Мебель - стол - письменный стол. Учебник - «Родная речь» — книга. Многоугольник - прямоугольник — квадрат. Трехзначное число — число - многозначное число.
Гриб — несъедобный гриб - мухомор. Ель - хвойное дерево - дерево. Одежда - шуба — зимняя одежда. (Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)
В промежутках выполнения задания, если ребёнок устал выполняем психогимнастику «Медвежата в берлоге».
|
Подул сильный холодный ветер медвежатам стало очень холодно и они сжимаются в комочек, чтоб согреться – обхватываем себя руками напрягаем все мышцы, сжимаемся делаем вид, что нам холодно.
Но вдруг из – за леса, из – за туч выглянуло солнышко и стало тепло. Медвежата потянулись, расслабились – ребёнок раскрывает руки в стороны тянется и расслабляет все мышцы.
Повторяем несколько раз.
Заканчиваем занятие. Хвалим ребёнка за хорошую работу, желаем друг другу хороших выходных.
Для закрепления даю домашнее задание № 2.
Слова для предъявления:
Полезное ископаемое - топливо - нефть.
Ливень - осадки - дождь.
Лесное растение - дерево - дуб.
Водоем - озеро - Байкал.
Съедобный гриб ~ гриб - масленок.
Корова - животное - домашнее животное.
Водоем - река - Волга.
Дятел - лесная птица - птица.
Луговая трава ~ трава - клевер.
Водное пространство - Атлантический океан - океан.
Отчёт по проведённому занятию №1.
От 06.10.12 г.
Занятие №1. Игра в «Слова» не вызвало затруднений. Настя находила нужные слова на последнюю букву быстро. Игра заняла 15 минут нашего занятия.
Занятие №2. Вызвало затруднения. Настя путалась в понятиях частное и общее, не правильно расставляла последовательность группы слов. Данное занятие вызвало у неё утомление, и мы перешли к психогимнастике. После чего снова преступили к выполнению второго занятия. В общей сложности оно заняло у нас около 40 минут.
Вывод: у Насти плохо сформировано вербальное мышление (обобщение). Нужно продолжать развивать мышление (обобщения), через другие доступные упражнения, соответствующие её возможностям развития.
|
План проведения занятия №2.
От 13.10.12 г.
Задачи урока
· Развитие понятийного мышления.
· Развитие пространственных представлений.
· Развитие воображения.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения». Активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний. Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
Основная часть
Задание 1. «Назови слово»
Учитель зачитывает ученикам несколько рядов из пяти слов, в каждом из которых нужно найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Суть задания - в тренировке на различение слов, очень близких по смыслу. Примерные наборы слов (выделены неподходящие слова):
Орешник, сосна, береза, липа, клен. Малина, клубника, яблоко, земляника, черника. Ручка, бумага, фломастер, кисть, карандаш. Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.
Задание 2. «Разноцветный коробок» Материал к заданию: для каждого ученика приготовить выполненный из плотной бумаги коробок прямоугольной формы, каждая грань которого оклеена бумагой разного цвета или окрашена разными красками: белой, желтой, красной, зеленой, синей, коричневой.
|
Задания ученикам: провести ладонью по поверхности предмета (учитель знакомит с названием - грань), провести пальцем по контуру грани (это - ребро); посчитать, сколько всего граней в коробке (6), сколько равных граней (3 пары), сколько всего ребер (12), сколько всего вершин (8); назвать цвет ближней грани и противоположной ей (дальней) и т.д.
Задание 3. «Закончи рисунок»
Материал к заданию: лист бумаги с 12 кружками (диаметром 2-3 см), расположенными в 4 ряда по 3 кружка в каждом; лист бумаги с 12 незаконченными изображениями собачки (см. материалы к урокам, рис. 128).
Ученикам дается задание дорисовать каждый кружок так, чтобы получились разные рисунки (например, лицо, солнце, мяч, цветок и др.). То же задание в отношении собачки: дорисовать каждую так, чтобы все собачки было разными вплоть до изображения фантастического животного.
Заключительная часть