Ход занятия
Педагог: Здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. От вашей фантазии, ощущения свободы, неповторимости которое нам очень важно, будет все зависеть. Для начала нам нужно придумать имена в соответствии с Вашим настроением, состоянием. Давайте знакомиться. Вы свое новое имя должны пропеть. Меня зовут Волшебница, а тебя?
Дети пропевают вымышленные имена.
Педагог: Предлагаю вам разгадать ребус.
1 = М
Педагог: Правильно, это слово «ИМПРОВИЗАЦИЯ»
Разделитесь по парам, обсудите, что для вас означает слово «ИМПРОВИЗАЦИЯ».
Дети работают парами (2 мин), делятся своими предположениями (спонтанность, фантазия, экспромт)
Педагог: ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. improvisus — неожиданный, внезапный). Импровизация - это неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном, пластическом движении, в пении и игре на музыкальных инструментах.
Импровизация как тип музыкального мышления оказалась во многом утраченной в искусстве и учебной практике нашего времени. Функции исполнителя постепенно свелись исключительно к творческой интерпретации текста произведения, к его «озвучиванию». Импровизируя, вы становитесь и исполнителем, и автором.
Так как мы с вами путешествуем, у нас на пути встречается много интересного. И сейчас мы разделимся на три группы, я раздам вам карточки и вы должны изобразить то, что изображено в карточке с помощью жестов и мимики, без слов.
Воспитанники выполняют задания.
Команды отгадывают слова «Артист», «Зрители, «Дирижер»
Педагог: А где мы можем в сами встретитьартиста, зрителя и дирижера?
Ответ детей: В театре.
Педагог: Конечно, мы с вами оказались в театре.Представим себе, что вы – артисты, а я ваш руководитель, дирижер. Впереди у нас гастрольный тур. И для этого нам нужно очень хорошо подготовиться.
Разминка:
1. Упражнения для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
а) «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
б) «Жевание языка» (копим слюну, проглатываем);
в) «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;
г) «Сосем соску» вытянув губы;
д) «Дразнящая обезьянка» (широко открытый рот, язык максимально вытянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).
2. Упражнения для подготовки дыхательной системы:
а) «Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук С-с-с-с-с ладошки соединяем;
б) «Взлетает самолет» на звук Ж-ж-ж-ж, при этом усиливает или ослабеваем звучание;
в) «Змея или шум леса» на звук Ш-ш-ш-ш, также усиливая и ослабевая звучание;
г) «Стрекочет цикада» на звук Ц-ц-ц-ц, также усиливая и ослабевая звучание;
д) «Заводим мотоцикл» Р-р-р, "едем на мотоцикле", как бы удаляясь и приближаясь.
3. Упражнения для разработки корня языка:
а) кашляем как старички - Кха-кха-кха;
б) постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх-кх-кх;
в) застряла в горле рыбная косточка - Кхх-кхх-кхх;
г) кричит ворона - кар-кар-кар.
4. Упражнения для ощущения интонации:
а) «Крик ослика" - Й-а,й-а,й-а (интонация резко падает сверху вниз);
б) «Крик в лесу" - А-у,а-у,а-у (интонация снизу вверх);
в) «Крик чайки" - А!А!А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх).
5. Упражнения для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:
а) «Скулит щенок" - И-и-и-и-сомкнув губы в горькой улыбке;
б) «Пищит больной котенок" - жалобно Мяу-мяу-мяу.
Упражнения на развитие дикции и артикуляции.
Задачи:
- четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат;
- проговорить скороговорки с разной интонацией, обыгрывая образ и показывая в действии.
Скороговорка на "н", "л":
Няня мылом мыла Милу,
Мила мыла не любила,
Скороговорка на "с","р":
Сорок сорок ели сырок,
Скороговорка на действие:
Уточка вострохвосточка
Ныряла, да выныривала,
Выныривала, да ныряла.
Педагог: Итак, вы отлично справились со всеми упражнениями. И впереди у нас выступление.
Исполнение песен «Неразлучные друзья», «Мы вместе»
Задача: работа над отдельными фрагментами песни. Работа над сценическим мастерством.
Педагог: К, сожалению, время нашего занятия истекло, давайте подытожим проделанное.
- Сегодня мы дали понятие «Импровизации».
Педагог: Скажите, имеет ли понятие импровизация отношение только к вокальной музыке?
- Нет. Импровизация существует и в музыке, и в хореографии…
Педагог: Мы на практике опробовали метод импровизации, используя пройденный и новый материал. Поработали над произведениями, добавив в них изобразительные моменты и найдя наиболее подходящее музыкальному образу художественное воплощение.
Всем спасибо! Считаю, что цель данного занятия достигнута, занятие прошло позитивно и в атмосфере творчества.