II. Музыкально-теоретический анализ.




Чесноков

I. Историко — эстетический анализ.

Это очень величественное, торжественное произведение, в котором описывается чудесный образ весны. Его можно даже считать гимном весне — "царице мира", любви. Действительно, весна самое замечательное время года: все зеленеет, цветет и любит.

Музыку к этому произведению написал Павел Григорьевич Чесноков — известный русский хоровой композитор. Павел Григорьевич родился 25 октября 1877 года в рабочем поселке неподалеку от города Воскресенска Московской губернии. Отец его был регентом. С самого раннего возраста, когда он стал брать маленького сына на службу, началось его певческое служение. У мальчика были прекрасные слух и голос, и в восемь лет он поступает Московское Синодальное училище церковного пения. Учителями Чеснокова были С. Смоленский, А.Кастальский, протоиерей В.Металлов, В.Орлов, священник Д.Аллеманов и др.

Закончив училище в 1895 году, он трудится как регент во многих храмах Москвы, преподает в гимназиях и училищах и продолжает свое музыкальное образование. Он берет уроки композиции у С. И. Танеева, а в 1913 году поступает в Московскую консерваторию, которую заканчивает в 1917 году.

Революция застала Чеснокова в расцвете его творческих и жизненных сил и сильно повлияла на него.

По окончании консерватории Чесноков начинает писать главный труд своей жизни — книгу "Хор и управление им". В 1940 году после долгого непринятия у властей году книга была наконец напечатана. С тех пор она остается настольной книгой, как у ученика, так и у опытного дирижера.

1920 году М. М. Ипполитов-Иванов приглашает его преподавать в Московскую консерваторию. Стоя у истоков создания в Консерватории кафедры хорового дирижирования, Чесноков явился родоначальником отечественной хоровой школы.

Во время великой отечественной Чесноков остался в Москве. Война, недостаток питания, холод не могли не повлиять на здоровье Павла Григорьевича, и в конце февраля 1944 года он заболел воспалением легких. Композитор скончался 14 марта 1944 года. Хор под управлением А. Свешникова исполнил его любимые произведения. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище.

Творческое наследие П. Г. Чеснокова являет собой главным образом церковные песнопения.

Замечательные стихи про весну написал Генрих Гейне. Он родился 13 декабря 1797 г. в семье купца. Воспитанием сына руководила мать. Она определила его в школу при монастыре францисканцев, а в 1808 году — во французский лицей.

Некоторое время Генрих Гейне (при содействии богатого дяди) занимался торговлей английской мануфактурой. Это занятие Гейне не понравилось. В 1819-1825 Генрих Гейне изучал право в Боннском, Берлинском и Гёттингенском университетах. Гейне числился на юрфаке, но охотнее посещал занятия по филологии и философии. В 1821-1923 в Берлинском университете он слушал лекции Гегеля по философии.

В 1822 и последующие годы Гейне опубликовал несколько циклов стихов, позднее объединенных в "Книгу песен" (1827), ставшую одной из популярнейших книг в мировой литературе. Крупнейшее произведение Гейне-прозаика "Путевые картины" (1826-1831) привлекло внимание смелой критикой феодально-монархических порядков в Германии. В мае 1831 Гейне выезжает во Францию и становится политическим эмигрантом до конца жизни. Во Франции Гейне создает поэмы "Атта Троль"(1843) и "Германия. Зимняя сказка" (1844), публицистические и литературно-критические книги.

Последние восемь лет жизни Гейне, безнадежно больной, разбитый параличом, полуослепший, провел в постели. Однако он до последнего творил.

Умер Генрих Гейне 17 февраля 1856 года в Париже. Еще при жизни он был окружен всеевропейской славой. Поэт вошел в мировую литературу как проникновенный лирик, блестящий мастер публицистики и грозный сатирик.

II. Музыкально-теоретический анализ.

Форма этого произведения трехчастная. I часть - период, состоящий из двух предложений. II часть - тоже период, состоящий из двух предложений. III - точная реприза первой.

Начинается произведение мощным аккордовым вступлением, которое основано на мотиве главной темы. Аккомпанемент написан для фортепиано, но его может играть целый оркестр. В нем очень насыщенная аккордовая фактура: глубокие басы в контр- и малой октавах сочетаются с мелодией во второй и третей октавах. Эта лавина звуков создает ощущение огромной радости, сразу утверждая, что идет "царица мира" — весна. После трех тактов вступления начинает петь хор.

Вступают сразу все голоса. Мелодия основана на восходящей секундовой интонации, которая возвращается в тот же звук и оканчивается широким скачком на сексту или квинту. Остальные голоса не только создают гармонию. С их помощью передается восторженное, упоительное состояние человека, который любуется весенней природой.

Аккомпанемент не только гармонически поддерживает хор, он, повторяя только что спетую мелодию у хора, подтверждает сказанное. Во второй фразе первого предложения следует отметить нисходящий ход в правой руке — он компенсирует достаточно статичную мелодию в хоре и дополняет размашистый образ грядущей весны. Пульсация восьмыми в первой фразе второго предложения вносит некоторое движение и трепетность.

Гармонический строй: в этой части встречается только гомофонно-гармонический строй. Он позволяет добиться наполненного характера исполнения. Очень необычно воплощает композитор образ "гостьи свадебного пира" c помощью светлых, "мажорных" аккордов си минора. Так же есть полууменьшенный вводный септаккорд и доминанта с задержанием. Встречаются и альтерированные ступени - соль-бекар и ля-диез.

Ладотональный план первой части простой: везде, кроме первой фразы второго предложения в си миноре, господствует основная тональность ля мажор.

Динамика F в этой части также помогает создать величественный образ.

Завершает первую часть тот же проигрыш, с которого произведение началось. Он же соединяет первую часть со второй.

Вторая часть очень контрастна первой. Она более лирична по сравнению с ней. В ней сопрано поют очень широкую, плавную и нежную мелодию. Альты же вторят им, создавая пульсацию восьмыми.

Аккомпанемент представляет собой аккорды, которые играются arpeggiando, вместо фортепиано их в оркестре могла бы исполнять арфа.

Вместе мелодия сопрано и аккомпанемент создают картину красивого райского уголка с замечательной природой и ласково щебечущим птичьим хором.

Гармонический строй. Эта часть основана на элементе имитации, лишь в конце все голоса сходятся, подготовляя репризу. Следует обратить внимание на вторую повышенную в B-dur - до-диез и четвертую повышенную - ми-бекар.

Ладотональный план. Для еще большей контрастности с первой частью композитор выбрал очень далекую тональность - си-бемоль мажор.

Динамика этой части разнообразнее, чем в первой. В первом предложении сопрано поют на mF,а альты на P, во второй части — крещендо от mF до F.

С помощью трех тактов модуляции возвращаемся в ля мажор.

В третей части использован тот же материал, что и в первой. Это позволяет придать цельность произведению. В конце для создания кульминации можно сделать небольшое ритенуто.

Паузы. В этом произведении паузы нужны для отделения фраз друг от друга и для того, чтобы хор мог взять дыхание.

Темп произведения медленный, величественный. Я думаю, что первую и третью части следует исполнять с движением, а вторую более спокойно. Размер — 4/4 предусматривает широту, неторопливость высказывания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: