ЗАСЕДАНИЕ ФИЛОСОФСКОГО КЛУБА




 

 

В рамках празднования Всемирного Дня философии (по решению ЮНЕСКО, принятому в 2005 году, он отмечается каждый третий четверг ноября) 18 ноября 2021 г. в читальном зале научной библиотеки АГУ состоялось заседание Философского клуба на тему: «В нем совесть сделалась пророком и поэтом…», приуроченное к 200-летнему юбилею Ф.М. Достоевского – писателя, мыслителя, гуманиста.

Целью заседания было осмысление творчества Ф. М. Достоевского в многомерном философском, культурном, историческом, психолого-педагогическом и политико-правовом пространстве с позиций современного читателя и исследователя, привлечение внимания к универсальным и «вечным» проблемам в произведениях писателя.

В заседании приняли участие преподаватели и студенты АГУ. Со вступительным словом, а потом и с докладом выступил председатель Астраханского отделения Российского философского общества кфн, доцент кафедры философии, Леонид Яковлевич Подвойский.

Он поздравил присутствующих с Всемирным Днем философии, напомнил, что 16 ноября отмечался День толерантности и с удовлетворением констатировал, что с 19 ноября этого года в России будет отмечаться новый профессиональный праздник «День преподавателя высшей школы». Символично, что он отмечается в день рождения Михаила Васильевича Ломоносова, основателя Московского университета.

Л.Я. Подвойский прочитал стихотворение Иннокентия Анненского

В нем совесть сделалась пророком и поэтом

И Карамазовы, и бесы жили в нем,

Но что для нас играет ярким светом,
То было для него мучительным огнем.

 

Он также привел некоторые оценки творчества Достоевского известными людьми. Так, высокую оценку творчеству Ф.М. Достоевского дал Д.Л. Андреев в своем труде «Роза Мира». По его мнению, «галерея человеческих образов, созданных Достоевским, не имеет себе равных, и не в одной только русской литературе. Недаром ни один русский писатель, кроме Толстого, не пользуется такой незыблемой всемирной славой».

А вот в каком контексте упоминает Достоевского И.А. Бродский в своей «Нобелевской лекции» (1987). По его мнению, потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать, прежде всего, не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. И. Бродский также обратил внимание на то, что слова Достоевского «красота спасет мир» надо понимать скорее в прикладном, чем в платоническом смысле. Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека спасти можно.

В настоящее время, как писал американский исследователь Джеймс Сканлан, «даже самый суровый критик должен признать, что Достоевский при всей своей удаленности от академической философии был одним из самых философских писателей».

Выступающий обратил внимание на то, что, по сути дела, родоначальником психоанализа можно считать не Зигмунда Фрейда, а Федора Достоевского. Сам Фрейд признавался, что был не только его прилежным читателем, но и почитателем.

 

С большим интересом присутствующие выслушали выступление доцента кафедры философии, кфн Игоря Владимировича Вострикова. Особое внимание привлекло его собственное стихотворение, посвященное Достоевскому.

И.В. Востриков: Достоевский – человек, который оказал неизгладимое впечатление не только на меня, но и на многих моих сверстников, и для каждого из нас он свой. Для меня образ Достоевского совпадает с Петербургом, который он олицетворяет и который, как мне кажется, ему очень созвучен.

Слова Игоря Владимировича можно проиллюстрировать картиной «Ф.М. Достоевский. Белая ночь» Ильи Глазунова, который высоко чтил творчество писателя.

 

Глубоко содержательным в оценке Достоевского является и стихотворение Самуила Маршака «Давно стихами говорит Нева».

Всё то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы,
И, у платформы выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад — Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне в сотый раз подробно рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.

А там еще живет петровский век
В углу между Фонтанкой и Невою…
Всё то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою.

И.В. Востриков заметил, что, по его наблюдениям, актуальность Достоевского сегодня, вопреки всему, уменьшается для многих людей. Но он остается актуальным для людей среднего и старшего поколений. Как человек, не чуждый пороков, Достоевский проживал и описывал их в своих произведениях, но у него все люди «хороши». Вот именно это и необходимо помнить в наш сегодняшний век «тотальной» лжи и фальши.

Свое отношение к великому мыслителю и гуманисту И. Востриков выразил в стихотворении, написанном (что примечательно!) не к этой юбилейной дате, а гораздо раньше.

Игорь Востриков

Достоевскому

Ночь, улица, фонарь…Прошло сто лет,

Но слышна поступь одинокого мужчины,

Что вдоль Невы идет и его след

Ложится на снега дороги длинной.

Перебороть пытаясь суету,

Идет он вдаль, с тяжелым, грузным взором…

Описывая детскую мечту,

Встречая жизнь с ее немым укором.

О, сколько ж видел здесь его герой.

В сыром, промозглом, желтом Петербурге!

Неправильных вопросов пестрый рой

Кружился в голове у Драматурга.

Ведь нет плохих людей. Я – гуманист!

Я, Достоевский, это точно знаю…

И много недописанных страниц

Простым и добрым людям посвящаю.

Еще сто лет прошло…Он все идет.

Волнуя и взъерошивая души.

Зачем? Куда? Необратим ль тот ход?

Остановись… Спроси себя… Послушай…

 

Вдумчивый анализ философского творчества Ф.М. Достоевского был дан в выступлении зав. кафедрой философии, дфн Александра Петровича Глазкова.

По его мнению, необходимо учитывать метафизический уровень произведений великого русского писателя. Помимо насыщенной художественной части в романах Ф.М. Достоевского присутствует и глубинный метафизически уровень. В произведениях русского писателя представлено столкновений мировоззренческих идей, логика их развития и практические последствия, к которым они могут привести. Достоевский в своих произведениях очень откровенен и не боится заглянуть в самые глубины человеческой души, где происходит эта борьба. В тоже время весь этот поиск пронизан верой в человека. Отчаяние – губительно, но если человек преодолевает себя, свои страсти, то он обретает победу в его душе доброго начала. Особое поле борьбы – это внутреннее стремление к красоте. Достоевский через одного из своих героев – Дмитрия Карамазова говорит, что красота страшная и таинственная вещь – тут дьявол борется с Богом и поле борьбы – сердце человека. Если красота сопряжена с добром, с нравственным началом, то тогда она спасет мир. И здесь можно обратить внимание на мысль В.С. Соловьева о том, что «доброта спасет мир». Так вот сочетаются / перекликаются мысли двух великих российских мыслителей.

Большое впечатление на слушателей произвело зачитанное Л.Я. Подвойским своеобразное предсказание будущего России, изложенное в Дневнике писателя, сделанное в сентябре-декабре 1877 года. Уместно привести несколько тезисов из этого предсказания.

· Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!..

· Начнут они с того, что внутри себя объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта…

· Может еще целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее...

· Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью…чувствовать они будут всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит – Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство.

Написано 144 года назад, а как похоже, к сожалению, на современное состояние взаимоотношений славянских народов…

Л.Я. Подвойский также обратил особое внимание участников заседания на единственную, собственно говоря, философскую работу Ф.М. Достоевского, получившую, с легкой руки В.В. Розанова, название «Легенда о Великом Инквизиторе», изложенную в романе «Братья Карамазовы» (в тексте романа этот фрагмент называется «поэма»). Эта Легенда является своеобразным философским средоточием всего творчества Достоевского, одним из высших достижений русской философской культуры. Она символически обобщает драматическую диалектику пребывания человека в мире и выводы писателя о ходе мировой истории. Анализу этой Легенды посвятили свои статьи многие русские философы, в числе которых В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, И.И. Лапшин и другие. Философ-писатель А.В. Гулыга назвал Легенду философским шедевром Достоевского.

З. Фрейд отводил Достоевскому место в одном ряду с Шекспиром, и называл «Братьев Карамазовых» величайшим романом из всех, когда-либо написанных, а Легенду о Великом Инквизиторе -высочайшим достижением мировой культуры.

В выступлении Л.Я. Подвойского были кратко рассмотрены идея и замысел этой Легенды. Кстати, по количеству употреблений слова «идея» Достоевский не знает себе равных в мире. Так, в «Бесах» это слово встречается более 80 раз, в первой части «Подростка» более 120 раз, в «Братьях Карамазовых» 10 раз, в том числе в Легенде 3 раза.

Л.Я. Подвойский сделал акцент на проблеме свободы и рабства, которая глубоко раскрыта в этой Легенде. Студентам было рекомендовано самим внимательно ее прочитать и осмыслить.

Участников заседания не оставила равнодушным оригинальная оценка философских взглядов Ф.М. Достоевского и его роли в русской и мировой философии, представленная в выступлении зам. председателя АО РФО, дфн, профессора Павла Леонидовича Карабущенко.

 

 

В эмоциональном выступлении профессора П.Л. Карабущенко подчеркнуто, что если переводить на современный правовой язык, то в юности Федор Михайлович был в числе несистемной оппозиции, слыл террористом, смертником, каторжником, картежником, мотом… С женщинами у него тоже была бурная неразбериха. С таким багажом стать великим русским писателем было крайне сложно, но он эту трудность с успехом преодолел и стал таковым, каким мы его сегодня считаем. Он знал свои пороки и знал, что с ними делать… Мы же их не знаем, потому и ничего не делаем.

Достоевский совершил в отношении России самое настоящее «предательство» – он открыл западному читателю доступ к тайнам русской души и теперь «враги России» изучают нас через его текст. Они, правда, не понимают, что с того времени прошло 150 лет и в России кое-что изменилось. Поэтому и часто ошибаются в нас. Вся разница в том, что мы читаем Достоевского по зову души, а они по принуждению – вынуждены изучать его, чтобы понять нас сегодняшних. И понимают нас так, словно мы все еще живем в эпоху Достоевского. А между нами и Достоевским находится еще товарищ Сталин с его революционными бесятами, и кто знает, какие бесы водятся в современных российских душах?! Нужен новый Достоевский, чтобы описать эту новую реальность. Но где его взять? Вопрос риторический… Россия в поисках своего нового Достоевского. Дай ей Бог в помощь…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: