ЖИЛА ЛИ НА РУСИ БАБА-ЯГА И КЕМ ОНА БЫЛА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?




 

Наверное, многие помнят наши старые советские сказки про Кощея Бессмертного, Бабу-ягу и Змея Горыныча. Все эти персонажи оцениваются в сказках как отрицательные, но все ли они отрицательные на самом деле? Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо понять, почему в сказках появились такие персонажи, а также — кем они были на самом деле. Например, уже сейчас ясно, что любая сказка не возникает на пустом месте, а является результатом определенных процессов, которое происходят в обществе. Из всех перечисленных негативных персонажей хочется выделить Бабу-ягу. Уж очень она сильно отличается от Кощея Бессмертного и Змея Горыныча. Все-таки Баба-яга больше походит на человека, чем на кого-то еще, и если искать ранее указанным персонажам реального прототипа в виде человека, то именно Бабе-яге.

 

Образ Бабы-яги из сказок для детей.

 

Итак, в сказках Баба-яга все-таки человек, но человек весьма скверный. Живет этот скверный человек в дремучем лесу и перемещается посредством специфического летательного аппарата в виде ступы, двигателем которой является неведомая сила. Жилище Бабы-яги представляет собой избушку на курьих ножках, что, по всей видимости, неспроста и, возможно, может пролить свет на подлинную природу Бабы-яги.

Разгадывая всю эту головоломку, стоит начать с того, что Баба-яга всячески избегала встреч с людьми. Ведь забраться жить в дремучий лес можно только по данной причине. Можно предположить, что в прошлом Бабу-ягу так ненавидели, что она опасалась за свою жизнь и уходила в такие места, где только лешим место. Но вот что интересно. В сказках, которые мы помним еще с детства, Баба-яга не боялась таких персонажей, как Иванушка. Более того, вспомните сказку «Морозко», в которой Баба-яга даже сама выходила на общение с такими персонажами как разбойники, причем в общении с Бабой-ягой разбойники вели себя не подавленно, а весьма уверенно и относились к ней как к равному себе в переговорном процессе. Стоит отметить, что к разбойникам могли необоснованно отнести и тех, кто отказывался исполнять закон, принятый властями на местах. Зачастую такими были простые люди, которые, видя несправедливость, уходили подальше от власть имущих и основывали собственные поселения. Другими словами, простые люди не были врагами Бабы-яги. Соответственно, врагами Бабы-яги могли быть люди, наделенные реальной властью. Позднее мы вернемся к этому, а пока продолжим анализировать другие моменты, позволяющие нарисовать портрет подлинной Бабы-яги.

Рассмотрим теперь транспортное средство лесной обитательницы. В сказках говорится, что передвигается Баба-яга в ступе. Однако летательные аппараты стали доступны людям не так давно. Первые аппараты стали появляться примерно в конце ХIХ века. А в те века, что предшествовали этому времени, люди вообще не передвигались посредством летательных аппаратов, поскольку утратили технологии их постройки в результате древних войн. Об этих войнах говорят русские и индийские веды, предания коренных народов, пожалуй, любого из континентов нашей планеты. Здесь могут возразить и заявить, что автор статьи излагает нечто невероятное, но невероятного здесь ничего нет. Упоминания о летательных аппаратах и древних войнах есть в значительном количестве древнеиндийских текстов. По мнению большинства ученых-индологов, веды были составлены не позднее 2 500 года до н. э. Много упоминаний о воздушных судах, именуемых виманами, есть в великом эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна». Например, в «Рамаяне» можно прочитать о том, как Ситу похищает злобный Равана. При похищении Сита, увидев себя в небесной колеснице злодея высоко в небесах, просит о помощи и защите воина по имени Лакшмана. Отдельные авторы, ссылаясь на тексты известных эпосов, вообще описывают внешний вид и устройство транспортных средств: «железные машины, гладкие и блестящие, с извергающимся из них ревущим пламенем»; «двухпалубные круглые корабли с отверстиями и куполом»; «двухэтажные небесные колесницы со многими окнами, сверкающими красным пламенем», которые «поднимались ввысь».

 

Летательный аппарат.

 

Если вернуться к Бабе-яге и сопоставить ее ступу с виманом, то можно прийти к выводу, что это совершенно разные летательные аппараты. В ступе нет сопла, нет металлического корпуса, она из дерева и не защищает Бабу-ягу даже от ветра. Все это может говорить только о том, что ступа Бабы-яги не является настоящим летательным аппаратом, а является лишь продуктом выдумки того, кто никогда не видел настоящих летательных аппаратов. Вполне возможно, что подобная выдумка была сделана для того, чтобы хоть как-то обосновать возможность передвижения старой, немощной женщины на большие расстояния. В конце концов, нужно же было как-то всех убедить, что старуха способна красть детей, находясь за тридевять земель. Но возможно, что выдумка о ступе возникла и в результате того, что Баба-яга была хранительницей древних знаний и много рассказывала людям о тех временах, когда люди передвигались с помощью сложной летательной техники. Учитывая время появления первых настоящих летательных аппаратов нашей современной цивилизации и время, когда о древних воздушных судах излагали поэмы и не боялись быть не понятыми, можно сделать вывод о том, что Баба-яга жила в интервале времени начиная с 2 500 года до н.э.

Теперь коснемся вопроса избы Бабы-яги, которая стоит на курьих ножках. Во всех сказках именно так и говорится. Здесь можно предположить, что авторам сказки так было удобно, ведь избушка злодейки должна была быть непростой, внушать ужас, а где так и ходить ходуном для запугивания путников несмотря на то, что все это могло привести к головокружению престарелой хозяйки избы со всеми вытекающими и летальными для нее последствиями. Тем не менее логика такая возможна. Однако так можно подумать, если мало что знать о славянской культуре наших далеких предков.

 

Избушка на курьих ножках.

 

Дело в том, что петухи у древних славян были на особом счету и считались священными птицами. Их образ связывали с солнцем и почитали как символ огня. Недаром гребешок петуха так похож на языки пламени. Но все же петухов больше связывали не с огнем, а с солнцем — проявлением одной из проекций творца всего мироздания, наделенной своим собственным сознанием с присущей ей специализированной функцией (потому и богов на Руси было много). По всей видимости, здесь влияние оказало то, что петухи с первыми лучами солнца оглашают окрестности протяжным «кукареку». В древности считалось, что вся нечисть боится солнца и исчезает с криком петуха, поскольку этот крик всегда предвещал восход солнца. Соответственно, славяне считали петухов помощниками небесного светила и солнечных богов — разных проекций (ипостасей) одного и того же создателя всего сущего. Древние знания стали угасать с появлением первых религий. Постепенно сознание людей стала заполнять мистика, которая не могла объяснить многие явления и процессы. Но в надрелигиозное время мистики не было. Если верить тем же сказкам и попытаться понять их скрытый смысл, то можно прийти к выводу, что в те далекие времена люди, осознавая себя частью вселенной, напрямую общались со стихиями (невольно вспоминаются слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: «Ветер, ветер! Ты могуч, // Ты гоняешь стаи туч…»), животными, коллективным сознанием всей вселенной. Не было необходимости создавать религии, основанные на вере, так как люди знали сознание всего мироздания лично. Зачем им было во что-то верить, если они могли знать и общаться с высшим сознанием напрямую и получать не искаженную, а достоверную информацию о причинах вещей, природных и иных взаимодействиях? Но вернемся к петуху, ведь мы сильно отвлеклись.

 

Петух.

 

Петух был не только символом огненной стихии и солнца. Славяне использовали его образ как оберег от темных сил и помещали на крышах домов его фигурку. Так, они считали, оберег должен защитить дом от огня, так как петух является его покровителем; от темных сил, так как петух является символом солнца — врага темных сил. Также считалось, что оберег охранял дом: в течение всей ночи нечисть не подходила к дому, так как боялась, что петух может начать кричать и начнется утро. По этой же причине на крышах домов устанавливали изображения коней, подков, так как кони у древних славян тоже ассоциировались с солнцем и огнем. По поверьям, солнце по небу передвигалось в конской упряжке. Учитывая все изложенное, получается, что Баба-яга и куриные ножки абсолютно несовместимы. От одного только вида всего, что напоминает петуха, Баба-яга, являясь, по мнению большинства, представителем темных сил, должна была бежать как ошпаренная. А у нас получается, что она не только не бежит, но и живет в избе на курьих ножках. Остается предположить, что Баба-яга вовсе не боялась петуха, а значит, была его другом и союзником. Поэтому Баба-яга не могла быть каким-либо демоническим существом, а напротив, принадлежала к стану светлых сил.

Теперь стоит обратить внимание на условия жизни Бабы-яги. Совершенно очевидно, что для того, чтобы одной прожить в лесу, необходимо крепкое здоровье и требуется много трудиться. О том, что Баба-яга много трудится, говорит закрепленный в сознании людей образ метлы. На Руси метла считалось символом чистоты и женской власти, орудием женского труда. Иногда даже ее называли женской подругой, так как за тысячи лет она столько наслушивалась женских жалоб, страхов, страсти и надежд, что воспринималась как абсолютный знаток женской души. В хозяйстве метла выполняла роль своеобразного антистрессора. Ведь видеть чистоту там, где было совсем недавно грязно — всегда приятно. Считалось, что метла может «вымести плохое из дому» или «замести хорошее». Возможно, что отголоски таких представлений повлияли даже на Александра Птушко, который в 1964 г. снял фильм по мотивам пьесы Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени», где старые и злые волшебники заметали в мешки время для своей молодости. Однако в большей степени метла на Руси считалась символом чистоты и женской власти. Это подтверждается тем, что женщина руководила мужем при выполнении хозяйственных дел по дому.

 

Символ женской власти.

 

Метла также ассоциировалась с веником. Из веников делали обереги, которые были достаточно популярны. В прошлом считалось, что такие обереги защищают дом от влияния нечистой силы и олицетворяют богатство, достаток и крепость семейных уз. Если кто-то не заметил, то это как-то уже совсем не вяжется со злой и демонической старухой. Более того, даже если отбросить сакральный смысл метлы и посмотреть на все это более приземленно, то можно заметить элементарный намек на то, что Баба-яга — человек, который любит чистоту и которому постоянно приходится выполнять физическую работу. Все это очень плохо походит на материально обеспеченного и властного человека. Такой человек будет, скорее, ближе к простым людям, чем к дискредитировавшим себя в прошлом и предавшим людей князьям и боярам. Согласитесь, вряд ли старуха в лохмотьях будет ходить в друзьях с местной знатью. Однако это не значит, что прототип Бабы-яги был нищенкой и попрошайкой. То, что она ходила в лохмотьях, может скорее означать то, что ее не интересовали материальные блага, а значит, духовные ценности были для нее важнее материальных.

Теперь немного о внешнем виде Бабы-яги, ведь мы об этом еще не поговорили, а это для нас еще один источник информации о вредной старухе. Известно, что в наиболее распространенных сказках Бабе-яге не без помощи «добрых» сил приписывают облик горбатой старухи. Если хорошенько подумать, то можно предположить, что при создании искаженного образа Бабы-яги создатели этого образа были вынуждены учитывать колоссальный жизненный опыт «ведьмы», который диктовал им изображать человека, прожившего на земле достаточно много лет. Согласитесь, не поверит народ в то, что злобная ведьма молода и прекрасна. Это просто исключено и не вяжется с представлениями людей о негативном и вредном человеке. Не поверит никто в то, что молодая девушка без опыта и знаний, наработанных годами, способна знать массу заговоров и заклинаний, способна уметь призывать в мир демонические силы и вступать с ними в коварный и изощренный союз. Поэтому образ старой и дряхлой старухи был просто-напросто продиктован создателям такого образа тем, что иначе бы им никто не поверил. Правда, приобрести определенные, если так можно выразиться, значимые колдовские навыки может и человек средних лет, но нам упорно рисуют образ очень старой женщины. Не значит ли это, что наша Баба-яга — долгожитель? Ведь как еще можно объяснить то, что Баба-яга обладала сверхспособностями, которым нужно учиться, возможно, не одну среднестатистическую человеческую жизнь?

Из сказок нашего детства мы помним, что Баба-яга способна видеть на расстоянии через блюдце с яблоком, повелевать засохшими многовековыми деревьями и оживлять их, превращать поросенка в сани и тому подобное. Навыки, надо сказать, на уровне высшего мастерства. Согласитесь, что все это походит на выдумку, но то, что указанные навыки такие удивительные и так описаны, говорит о том, что Бабе-яге были доступны действительно потрясающие способности. Чтобы приобрести такие способности в деле «дьявольского чародейства», Баба-яга просто обязана была быть долгожителем и жить 150 и более лет. И в этом нет ничего удивительного. Вполне возможно, что Баба-яга просто много знала и вела здоровый образ жизни.

Еще можно предположить, что у Бабы-яги были дети. В трудные для народа времена, когда мужчины уходили на войну, должно быть, ей приходилось особенно много трудиться, в том числе и по причине наличия детей, которых нужно было кормить, одевать и воспитывать. Поэтому Баба-яга должна была быть очень шустрой, подтянутой, смекалистой (глупая бы просто не выжила) и абсолютно здоровой. Соответственно, она не должна была быть горбатой и старой, как ее представляют. Будь она таковой, не смогла бы залезть в ступу, высота которой была выше ее пояса.

Кроме того, также стоит обратить внимание на имя Бабы-яги. Вполне возможно, что ее изначальным именем было Баба-йога, но со временем это имя могли сознательно исказить, чтобы запутать людей. В свою очередь, имя Баба-йога может означать женщину, которая стремится добиться внутренней дисциплины, самоконтроля и совершенства. Тоесть мы имеем дело не просто с женщиной, а очень умной и совершенной личностью. Йоги, как мы все знаем, очень часто занимаются дыхательными упражнениями. Дыхательные упражнения позволяют, ко всему прочему, резко накачивать организм кислородом, а он сжигает в организме человека различного рода шлаки, что приводит к очищению и долголетию. В конце концов, йога во многом и была придумана для компенсации дефицита кислорода. Такой дефицит возник давно, когда в атмосфере планеты стало меньше кислорода. Теперь, наверное, многие догадались, почему для человека так полезен бег. Вдыхая в легкие большие объемы кислорода, человек избавляется от огромного количества шлаков.

Говоря о долголетии Бабы-яги, не стоит забывать и о том, что всегда на Руси любили ходить в бани. Ведь борьба со шлаками велась и в парилках, где люди подолгу парились, обливались холодной водой для закаливания и хлестали себя вениками для лучшей работы капилляров, что приходящим с запада миссионерам казалось варварской дикостью. Это было связано с тем, что в самой Западной Европе в Средние века была ужасна антисанитария, которая сначала принудительно прививалась местному населению. Регулярно мыться там было не принято. Все это приводило к разного рода эпидемиям, например таким как чума. Разносчиками заразы были вши и крысы, с которыми должным образом не боролись. Все это хорошо показано в видео на youtube.com по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=DH68Wb9aq78 (опубликовано 09.06.2016 г., доступно по состоянию на 17.11.2018 г.). Конечно, в этом видео сделаны акценты на полностью отрицательном отношении всего населения Западной Европы к умыванию, что тоже вряд ли возможно, но предложенное видео заставляет задуматься.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: