Список использованных источников.
1. Макаренко, Т. А. Основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров.
2. Интернет-ресурс: https://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/proforientatsionnie-uprazhneniya.html
3. Интернет-ресурс: https://trepsy.net/prof/
4. Интернет-ресурс: https://azps.ru/training/indexpf.html
5. Интернет-ресурс: https://infourok.ru/proforientacionnie-igri-dlya-starsheklassnikov-1553108.html
6. Интернет-ресурс: https://forpsy.ru/methodology/proforientatsionnye_metodiki/
7. Интернет-ресурс: https://testoteka.narod.ru/prof/
Содержание программы
Занятие 1. Диагностический день.
Цель: выявление индивидуальных характеристик обучающихся.
1. Диагностическая методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская).
2. Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климов.
3. Опросник профессиональных предпочтений Л. Йовайши.
Занятие 2. «Такие разные профессии»
Цель: расширение представлений о профессиях, формирование представления о собственном соответствии некоторым профессиям.
Игра «Самая – самая»
Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
Упражнение может проводится в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6—8 до 10— 15. По времени упражнение занимает от 15 до 25—30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:
1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.
2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
|
3. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.
Если упражнение проводится с классом то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3—5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.
Для того, чтобы упражнение проходило более ее интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: “самая зеленая профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая неприличная профессия", “самая детская профессия”, “самая смешная профессия” и т.д. В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре “ассоциации”, поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.
|
Игра «Профессия – специальность»
Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о многообразии профессионального труда.
Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:
1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родственных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).
2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ведущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствующие специальности.
Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.
|
По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.
Упражнение «Советчик»
Целью процедуры является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.
Методика может проводиться с целым классом. Время проведения — от 15 до 25 минут.
Процедура включает следующие этапы:
1. Для каждого участника готовится лист с его именем и фамилией в заголовке. Важно, чтобы листы были у всех участников одинаковые.
2. Листы следует передавать по порядку, и задача каждого участника состоит в том, чтобы написать на полученном листе наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее. Таким образом, каждый лист должен сделать круг и вернуться к своему владельцу. На все это отводится примерно 7— 10 минут.
3. Анализ результатов может производиться и перед всем классом (зачитать вслух), и самостоятельно, не оглашая итоги остальным участникам (в зависимости от желания участников).