ЧАСТЬ С. ЭВОЛЮЦИЯ. 11 КЛАСС





С4. Каковы доказательства единства органического мира? Приведите не менее четырех доказательств.

Ответ:

1) клетка – единица строения и жизнедеятельности всех организмов;

2) сходство химического состава клеток;

3) развитие организмов из одной клетки;

4) универсальность генетического кода, принципа хранения и реализации наследственной информации.

С4. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов согласно учению Дарвина?

Ответ:

1) наследственная изменчивость – поставщик материала для естественного отбора;

2) естественный отбор – сохраняет полезные в определенных условиях признаки, меняет генофонд популяции;

3) борьба за существование приводит к выживанию сильнейших

С4. Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Ответ:

1) морфологический – размеры тела;

2) экологический – обитание в естественных условиях и в жилище человека;

3) физиологический – особенности размножения.

С2. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора, которую он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.

Ответ:

1)стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;

2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;

3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака

С4. Самцы павлинов имеют длинный, ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким и тусклым хвостовым оперением или слишком длинным и ярким, уничтожаются естественным отбором. Чем

это объясняется? Какая форма естественного отбора проявляется в этом случае?

Ответ:

1) проявляется стабилизирующая форма отбора;

2) яркая окраска хвоста способствует брачному успеху птицы, поэтому особи с тусклым и коротким оперением имеют меньше шансов оставить потомство;

3) особи со слишком длинным и ярким оперением уязвимы для своих врагов, поэтому уничтожаются естественным отбором.

С4. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.

Ответ:

1) мутации – материал для естественного отбора;

2) особи с мутациями размножаются, в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции;

3) естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов или образованию новых видов.

 

С2. Как называют представленный на рисунке ряд предков современной лошади? Какие изменения произошли в конечности лошади? Укажите не менее трёх признаков.

1) филогенетический ряд лошади;

2) удлинение конечностей;

3) сокращение числа пальцев до одного;

4) образование копыта

С3. Объясните, почему у людей атавизмы проявляются лишь в редких случаях.

Ответ:

1) признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;

2) в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены подавляются;

3) в редких случаях эти гены начинают функционировать и проявляются признаки древних предков.

С4. Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение остатков переходных форм и филогенетических рядов. Объясните значение этих доказательств и приведите примеры.

Ответ:

1) переходные формы несут в себе черты организации, свидетельствующие о совмещении в данном организме признаков древней исходной и молодой новой группы организмов;

2) филогенетические ряды демонстрируют ископаемые формы, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие постепенный ход эволюционного процесса;

3) примеры: переходная форма между пресмыкающимися и млекопитающими - зверозубая рептилия, между пресмыкающимися и птицами - археоптерикс и др.;

4) примеры: филогенетические ряды определены для лошадей, слонов, моллюсков и др.

С1. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.

Ответ:

1)высокая дневная температура снижает активность многих животных пустыни;

2)ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и организм животного обеспечивается водой.

С4.У зайца-беляка, обитателя таежных лесов, окраска шерсти меняется к зиме с серо-бурой на белую. Назовите тип защитной окраски, объясните ее значение, а также относительный характер этого приспособления.

Ответ:

1) окраска – покровительственная, маскировка;

2) заяц-беляк на фоне снега становится незаметным для врагов;

3) при несвоевременном выпадении или таянии снега на темном фоне земли или деревьев зверьки становятся заметными и доступными хищникам.

С4. Гусеница бабочки-пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.

Ответ:

1) тип приспособления – подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная окраска и форма – маскировка;

2) гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц;

3) приспособленность бесполезна при движении гусеницы или изменении фона субстрата.

 

С4.Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у насекомых.

 

Ответ:

1) у насекомых разных видов возникли сходные мутации по внешним признакам (окраска, форма тела);

2) особи с признаками, усиливающими их сходство с защищенными насекомыми, имели возможность выжить в борьбе за существование;

3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и распространялись в популяции.

 

С4. Мелкая рыбка – морской конек-тряпичник обитает на небольшой глубине среди водных растений, по форме и окраске он имеет сходство с водорослями. Назовите тип ее защитного приспособления от врагов, объясните его значение и относительный характер.

Ответ:

1) сходство животного с неподвижным природным объектом – растением называют покровительственным сходством

(подражание);

2) морской конек зависает среди водных растений и незаметен для хищников;

3) при движении рыбы или на открытом пространстве она становится доступной и заметной для врагов.

С5. Муха – осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.

Ответ:

1) тип приспособления – мимикрия – подражание незащищенного животного защищенному;

2) сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным;

3) муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.

С4. В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?

Ответ:

1) морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела;

2) физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ;

3) поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.

С4. Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса? Приведите 3 доказательства.

Ответ:

1) увеличение разнообразия условий среды, обеспечивающих размножение и развитие особей вида;

2) расширяются возможности питания, улучшения кормовой базы;

3) ослабевает внутривидовая конкуренция

С4.Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов.

Ответ:

1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменяется генофонд;

2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;

3) прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.

С4.Как происходит экологическое видообразование в природе?

Ответ:

1) популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего ареала;

2) естественным отбором сохраняются особи с мутациями, полезными для жизни в определенных экологических условиях;

3) из поколения в поколение генный состав особей популяции сильно изменяется, в результате чего особи разных популяций одного вида перестают скрещиваться между собой, становятся новыми видами.

С4. Объясните, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоёмах.

Ответ:

1) озеро Байкал обособилось от других водоемов очень давно, и его обитатели оказались изолированными на протяжении многих поколений;

2) в результате мутаций и естественного отбора изменился генофонд исходных организмов, что привело к возникновению новых специфических видов;

3) в результате изоляции сохранились исходные древние виды.

С4.Почему биологический регресс часто ведет к вымиранию видов?

 

Ответ:

1) при биологическом регрессе резко сокращается численность вида;

2) резко сокращается размер ареала;

3) уменьшение численности и сокращение ареала приводит к близкородственному скрещиванию, проявлению вредных мутаций, понижению уровня приспособленности, нарушению воспроизводства и гибели организмов.

С4. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.

Ответ:

1) увеличение мозга и мозгового отдела черепа;

2) прямохождение и соответствующие изменения в скелете;

3) освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.

 

С4. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее 3-х признаков.

Ответ:

1) большим разнообразием популяций и видов;

2) широким расселением на земном шаре;

3) приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.

С4. Почему высокая плодовитость особей может привести к биологическому прогрессу вида? Укажите не менее трёх причин.

Ответ:

1) повышает численность вида;

2) способствует расселению вида на большие территории;

3) ведет к образованию разнообразных популяций.

 

С4. Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трёх доказательств.

Ответ:

Все пути эволюции могут способствовать:

1) расширению ареала и образованию новых популяций организмов;

2) возникновению новых групп и увеличению их численности;

3) освоению новых сред и формированию приспособлений.

 

 

С4. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.

Ответ:

1) особенности строения и функций, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья, быстрое переваривание пищи и др.;

2) особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4-х камерное сердце, особое строение органов дыхания, потребление большого количества пищи и др.;

3) развитие центральной нервной системы, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве и др.).

 

 

С4.Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

 

Ответ:

1) полное разделение потоков артериальной и венозной крови;

2) повышение уровня обмена веществ;

3) возникновение теплокровности.

С4.Какие изменения в строении тела позволили позвоночным животным освоить наземно-воздушную среду обитания? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ:

1) ороговевшие покровы препятствовали испарению;

2) органы дыхания – легкие, усваивали кислород из атмосферного воздуха;

3) прочный скелет и пятипалые конечности способствовали движению по твердой поверхности;

4) веки и секреты желез защищали роговицу глаз от высыхания.

С4.Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающим? Укажите не менее 3-х ароморфных признаков.

Ответ:

1) 4-х камерное сердце;

2) Альвеолярные легкие;

3) Волосяной покров.

 

 





Читайте также:
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.025 с.