Тактика минирования при устройстве засад





Для остановки движения колонны производится подрыв транспортного средства, движущегося во главе колонны. С таким расчетом и происходит закладка взрывного устройства. Обычно во главе колонны находится наиболее мощное, тяжелое транспортное средство из имеющихся — танк, БМП. Его подрыв рассчитывается таким образом, чтобы вся колонна остановила движение.

 

Естественно, минирование производится с таким расчетом, чтобы поврежденную технику нельзя было объехать или столкнуть другой машиной.

 

Для достижения этого эффекта мина закладывается в узком месте, ограниченном естественными особенностями рельефа — скалами, обрывами, деревьями, искусственными загромождениями. Еще одна хитрость зак-лючается в минировании имеющихся путей объезда созданного препятствия. Например, после остановки путем повреждения головной машины остается возможность ее объезда с одной стороны. Вторая машина устремляется в этот проход и сама становится жертвой подрыва. Для этих целей могут быть использованы мины нажимного действия, но оптимальным будет дистанционный подрыв.

 

По такому же принципу минируется и место предполагаемого хвоста колонны для ограничения маневра и блокирования колонны в зоне обстрела засады. Однако это сопряжено с большой вероятностью ошибки, поскольку заранее рассчитать, где будет находиться замыкающая машина, с точностью до пяти метров можно только в исключительных случаях.

 

В крайнем случае, какая-то часть колонны может быть отсечена от основной группы. При этом следует учесть, что обычно замыкает колонну также бронетехника, уничтожение которой облегчит действия ЗГ. Часто замыкающая машина (впрочем, как и головная) поражается из гранатомета. То есть необходимо комбинировать минирование с остальными средствами поражения и грамотно вписывать их в сценарий нападения.

 

В некоторых случаях подрывы осуществляются до подхода колонны с целью повреждения дорожного полотна и задержки движения. Обычно это делается в случаях невозможности подрыва самой колонны. Естественно, такое минирование менее эффективно, поскольку не наносит непосредственного повреждения противнику и исключает фактор неожиданности.

 

Противник в большинстве случаев имеет возможность заранее увидеть повреждение дорожного покрытия и мобилизовать свою готовность к противодействию или предпринять более решительные меры. Для направления транспорта на заминированный участок на подъездах к нему могут создаваться искусственные препятствия.

При наличии достаточного количества минно-взрывных средств, времени для подготовки и иных возможностей может минироваться весь участок дороги с целью нанесения наибольшего ущерба колонне и ее рассечения для дальнейшего уничтожения.

 

Если в колонне находится большое количество единиц бронетехники и нет цели захвата имущества, перевозимого караваном, применяются фугасы. В Афганистане и Чечне мятежники для увеличения силы взрыва закладывали фугасы из неразорвавшихся авиационных бомб и артиллерийских снарядов.

 

Обычно это начиненные различными кусками металла гильзы от снарядов, при взрыве которых образуется множество осколков. В 1986-1988 гг. в Афганистане участились случаи применения моджахедами управляемых по проводам или по радио мин и фугасов, устанавливаемых на протяжении целого участка дороги и предназначенных для одновременного подрыва всей или значительной части колонны. Применяются фугасы направленного взрыва, предназначенные для уничтожения автотранспорта и поражения живой силы.

 

При устройстве засад минирование проводится с обеих сторон дороги на случай рассредоточения личного состава и техники с началом обстрела.

 

Здесь активно используются противопехотные мины. Их подрыв не только наносит поражение противнику, но и вносит сумятицу, заставляет солдат врага метаться в поиске укрытия, тем самым ослабляя силу противодействия.

 

Особенно перспективно минирование направления контратаки противника на позиции засады. Конечно, если такая контратака возможна на данном рельефе местности. Для срыва контратаки могут эффективно применяться осколочные мины направленного действия. Возможно, что попадание контратакующих сил противника на минное поле вообще сорвет атаку.

 

Как уже упоминалось, при использовании мин в сочетании с засадными действиями предпочтительно применять дистанционный способ подрыва по ряду очевидных причин. В случае невозможности такого минирования (например, в наличии заряды только нажимного действия) необходимо принять меры, для того чтобы на них не подорвались посторонние люди или транспортные средства.

 

Это повлечет не только нежелательные потери среди, возможно, мирного населения, но и может сорвать всю операцию. Чтобы избежать этого, необходимо в первую очередь учитывать интенсивность движения на перспективном участке в определенное время суток.

 

Кроме того, следует учитывать время прохождения каравана. Чем меньший отрезок времени пройдет между установкой мин и выходом каравана в зону обстрела, тем меньше шансов, что подорвется случайная машина. Однако не всегда такая возможность имеется либо это связано с повышенным риском.

 

В качестве одного из способов решения этой проблемы может быть применена установка мин непосредственно перед подходом объекта. Например, ожидаемое время прохождения каравана приблизительно 12 часов дня. Место засады представляет собой узкую грунтовую дорогу, идущую между склонов гор. На дороге отмечается периодическое движение пешеходов и вьючных животных в утреннее время. Командир принимает решение об активном использовании мин как непосредственно на дороге, так и на обочине, и на подступах к позициям засады. Таким образом, минирование обочины и подступов производится ночью, а минирование самого дорожного полотна — непосредственно перед подходом колонны.

 

Причем очень быстро. Напоминаю, имеется в виду применение нажимных мин. И все же данный способ может быть достаточно рискован. Устанавливать противотанковые мины в места, где до подхода колонны не ожидается проезда транспортных средств, можно без риска для пешеходов.

 

При использовании мин нажимного действия следует помнить, что противник иногда использует предварительные проверочные прогоны транспорта или, например, стада животных. Что еще раз подтверждает, что дистанционный способ подрыва предпочтительнее. Такая тактика активно применялась в Афганистане и в Чечне боевиками при проведении караванов. Дозорная группа противника может также проверять маршрут движения путем осмотра местности. Поэтому важна качественная маскировка установленных мин.

 

Минирование дорог осуществляется обычно в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости группами подготовленных бойцов численностью от 3 до 10 человек. При закладке мин обязательно выделяется несколько человек, вооруженных снайперским оружием, РПГ и пулеметами, для наблюдения и прикрытия группы минирования. Они ведут наблюдение за появлением патрулей, случайных машин и людей.

 

Можно попытаться уничтожить патруль или головной дозор противника, если он малочисленен, с помощью бесшумного оружия. Однако можно с уверенностью сказать, что противник обязательно предусмотрел такой вариант развития ситуации и продумал систему оповещения дозора с основной группой. Самый простой пример — периодический доклад дозора по радиосвязи с использованием меняющихся паролей. Следует также учесть, что дозор может идти под видом мирных граждан и даже без оружия. Такая тактика широко применялась в Афганистане моджахедами.

 

Они же практиковали минирование дорог, по которым колонны возвращались в пункты постоянной дислокации. Обычно при возвращении бдительность охранения колонны снижалась. Ведь движение происходило по тем же дорогам, по которым колонна выдвигалась в район боевых действий.

 

Достаточно интересна практика установки мин на неизвлекаемость, но при комбинировании засадных мероприятий с минированием данная тактика не имеет больших перспектив. Ведь в этом случае мины ставятся с расчетом на внезапный для врага подрыв, а не на то, что их будут обезвреживать.

 

Возвращение

При планировании засады прорабатываются вопросы возвращения ЗГ на базу. Намечается основной маршрут эвакуации, а при возможности и запасной. Помимо этого ЗГ может быть вынуждена вернуться на базу, не выполнив боевой задачи. Причин для этого может быть много. Например, группа сама попала в засаду или на минное поле и понесла потери. Или группа получила важные документы, пленных или образцы вооружения, доставка которых на базу важнее, чем организация засады.

 

Или на пути к месту группа получила информацию, которая заставляет отказаться от осуществления первичного плана. Например, уточненные разведданные свидетельствуют об изменении маршрута объектом засады либо его значительной огневой мощи, что не предусматривалось первоначальным планом.

 

В общем, причины могут быть разными. Важно то, что у группы должен быть план для внезапного (внепланового) возвращения. Некоторые командиры пренебрегают разработкой планов непредвиденного возвращения. В результате принимать решения приходится в спешке, зачастую в условиях тяжелого боя, вместо того чтобы действовать по разработанному сценарию. Важно также, чтобы личный состав имел представление о планах эвакуации. Ведь в ходе выполнения задачи командир может быть выведен из строя или некоторые члены группы могут отбиться от основного отряда.

 

Попавшая в засаду группа может выходить из-под натиска путем просачивания пешим порядком, однако такая тактика применяется редко и только в крайнем случае в условиях леса или плохой видимости (ночью). Дело в том, что распыление сил отряда может привести к его уничтожению по частям и пленению отдельных бойцов. В этом случае очень важно, чтобы каждый знал о месте сбора.

 

В большинстве случаев вывод засадных групп производится вертолетами или на боевой технике. При эвакуации вертолетами ЗГ должна передать точные координаты своего нахождения и сведения о наличии мест для посадки. Возможно, для этого группе придется переместиться к удобному плацдарму, что в очередной раз подтверждает необходимость знания места проведения операции. В условиях плохой видимости может потребоваться отметить место посадки с помощью костров, фонарей или осветительных ракет.

 

Если группа ведет бой с сильным противником, ей может понадобиться огневая поддержка боевых вертолетов. В этом случае важно точно указать авиации место расположения самой группы, чтобы избежать попадания под обстрел своих ракет. Кроме того, необходимо указать вертолетам местонахождение огневых точек противника и удобный курс захода вертолетов на посадку.

 

При ведении радиопереговоров с базой следует учитывать, что противник может их прослушивать и даже вмешиваться в них, что часто имело место во время ведения боевых действий в Чечне. Поэтому обязательно использование паролей, отзывов, шифров и соблюдение иных правил ведения радиообмена. Причем если вначале переговоры ведутся с базой, то после вылета вертолетов группа получает радиоданные для работы с авиацией и в дальнейшем координирует их действия напрямую. По прибытии вертолетов по радиосредствам происходит обмен паролем и посадка транспортных вертолетов на обозначенную площадку под прикрытием вертолетов огневой поддержки или штурмовой авиации.

 

К моменту подлета авиации необходимо, чтобы вся группа была готова к быстрой погрузке и расположена компактно в районе посадки, поскольку любая задержка опасна не только для бойцов, но и для вертолетов. В первую очередь на борт поднимаются раненые и убитые, захваченные документы и образцы вооружения. Пленные берутся с собой только в том случае, когда они представляют особую ценность, и не в ущерб собственным бойцам (например, при перегрузке). В противном случае они уничтожаются на месте.

 

Одновременно группа прикрытия (которая садится в вертолет в последнюю очередь) должна до последнего момента эффективно прикрывать погрузку. В группе прикрытия должны находиться снайперы и пулеметчики, которые постепенно оттягиваются назад, не задерживая отлет. Последним в вертолет садится командир, который обязан проконтролировать, чтобы никто не остался. После того как последний боец занимает место в вертолете, командир группы дает команду экипажам на взлет.

 

В 1984 году в Афганистане в районе Джелалабада специальная группа советских войск проводила операцию. В ходе завязавшегося боя с превосходящими силами моджахедов командир отряда принял решение отойти к вертолетам и вернуться в пункт постоянной дислокации. Отход совершался в спешке, личный состав при посадке в вертолеты командиром не был проверен, и только по прибытии в пункт постоянной дислокации им было обнаружено, что нет одного командира группы и четырех разведчиков.

 

Организованный поиск личного состава результатов не дал. Только на третьи сутки удалось найти за кишлаком в промоине тела погибших в неравном бою разведчиков.

 

Отлет всей авиагруппы из района эвакуации производится только после подъема последнего вертолета. Все это время остальные вертолеты своим огнем стараются подавить огневые точки противника и прикрывают отстающие подразделения.

 

В случае планового возвращения группы к месту базирования эвакуация обычно проходит в более спокойной обстановке, но без лишних задержек. При планировании числа эвакуационных транспортных средств следует учитывать, что отряд может «потяжелеть» после проведения засады. Вес израсходованных боеприпасов может с лихвой компенсироваться весом захваченных пленных, трофейного оружия и боеприпасов.

 

Группа может эвакуироваться в той же точке, в которой происходила высадка, но такой способ весьма опасен. Впрочем, может оказаться, что в данном конкретном районе более подходящего места нет. В таком случае и экипажи вертолетов, и разведдозор ЗГ должны принимать меры безопасности при подходе к месту эвакуации (впрочем, как и к любому другому месту). Для эвакуации может быть назначено другое место.

 

Но, поскольку эвакуация группы не требует такой скрытности от ЗГ, как выдвижение к месту засады, допускается посадка вертолетов в непосредственной близости от места проведения операции либо непосредственно на него. Тем более если необходимо загрузить большое количество захваченного груза, а личный состав утомлен или имеются потери.

 

Для эвакуации ЗГ применяется также боевая техника. В наибольшей степени этот способ находит применение, когда по некоторым причинам действия авиации ограничены или невозможны (плохие условия для полетов, сильная ПВО противника в заданном районе). При эвакуации группы наземной техникой применяются практически те же способы и хитрости, что и при эвакуации вертолетами. Здесь также возможен подход техники прямо на место засады для погрузки.

 

Осложняющим фактором могут быть действия противника — засада на пути движения бронетехники, подрыв на минах. Ведь прогнозировать маршрут движения механизированной колонны проще, чем авиации. Основная же опасность (опять же из афганского опыта) поджидает бронеколонны при возвращении по тому же пути, по которому она выходила с базы. Это может быть простое минирование, а может быть и полноценная засада. При этом злую шутку может сыграть фактор расслабленности после успешной операции. Поэтому при планировании эвакуации в последующем нужно намечать несколько маршрутов и поддерживать боеготовность до момента возвращения в место постоянной дислокации.

 

Вывод ЗГ может осуществляться на бронетехнике, а возвращение — вертолетами. И наоборот. Возможно, что при успешном уничтожении засадной группой колонны противника будет захвачена неповрежденная техника противника. Она также может быть использована для движения в составе колонны. Однако изначально планировать возвращение только на трофейной технике — такую самонадеянность может позволить себе только Голливуд.

Естественно, ЗГ может возвращаться пешим порядком.

 

Ночная засада

Засада в ночное время более эффективна, чем днем. Нападение ночью оказывает на противника более ошеломляющее воздействие. Особый эффект производит обилие взрывов (мин, гранат). При ночном нападении риск потерь засадной группы значительно ниже, чем при дневном. Однако ночью значительно усложняются наблюдение, организация взаимодействия и управление засадной группой.

 

Кроме того, затруднено полное уничтожение крупных формирований, которые нельзя истребить в самом начале боя одним огневым натиском. Некоторые бойцы противника могут затаиться, что увеличивает риск при осмотре разгромленного, на первый взгляд, каравана.

 

Из материально-технических средств для ночной засады потребуются осветительные ракеты и приборы ночного видения. Однако лучше исключить облучение местности инфракрасными источниками света. Чтобы не демаскировать позиции стрелков, оружие должно по возможности иметь светящиеся насадки на прицельные устройства, пламегасители, а еще лучше — глушители.

 

Трассирующие боеприпасы должны применяться только в исключительных случаях для целеуказания снайперам, пулеметчикам и гранатометчикам. В остальных случаях трассера только выдают место нахождения стрелка, а проку от них никакого.

 

Ночная засада требует тщательной подготовки личного состава. В условиях плохой видимости возрастает роль слаженности действий группы в целом. В состав ЗГ необходимо включать солдат, обладающих крепкими нервами, терпением, решительностью, тонким слухом, острым зрением, умеющих быстро и бесшумно передвигаться, уверенно ориентироваться на местности и в случае необходимости действовать самостоятельно. Замечательно, если есть возможность предварительно потренироваться на месте засады днем. В этом случае ночью бойцы будут действовать гораздо увереннее.

 

Если такой возможности нет, можно потренироваться на схожей местности.

Во время тренировок особое внимание надо обращать на отработку бесшумного передвижения в темноте на местности с различным грунтом. Личный состав должен уметь использовать для маскировки особенности местности и специальную маскировку, быстро сливаться с окружающим ландшафтом при его внезапном освещении. Быть готовым к решительным и умелым действиям при внезапной встрече с противником. Такая встреча может произойти как при выдвижении к месту засады, так и при возвращении. Характерными для нее будут внезапность и короткая дистанция открытия огня.

 

Кроме того, бойцы не должны перестрелять друг друга в темноте. Для этого надо, чтобы каждый солдат при передвижении имел представление о том, где движутся его товарищи, знал систему опознавания и условные сигналы.

 

Необходимо, чтобы в ночные засады выходили люди, имеющие опыт подобных операций. Их доля по возможности не должна быть менее двух третей от общего количества подразделения.

 

Если в результате нападения планируется захват пленных (обычно при нападении на малые группы противника, следующего пешком), выделенные для этого бойцы должны уметь бесшумно и быстро нападать, захватывать пленного, быстро и скрытно отходить к своим позициям. При этом они должны быть физически сильными, владеть приемами рукопашного боя и захвата пленных, уметь слаженно работать в парах, поскольку на захват одного пленного обычно выделяется два бойца.

 

При таком нападении применяется бесшумное, реже холодное оружие. Важным условием успеха будет расположение нападающих вплотную к месту прохождения группы противника и одновременное нападение. Важно обеспечить точную стрельбу для мгновенного убийства врагов с целью исключения возможности шума и привлечения ненужного внимания. Бойцы, назначенные для захвата и действия холодным оружием, должны иметь опыт подобных операций и действовать быстро и решительно. Синхронность таких действий отрабатывается на предварительных тренировках.

 

Даже если нет возможности провести днем тренировку на месте проведения засады, нужно хотя бы осмотреть это место в светлое время суток. Если нельзя подойти к нему вплотную, желательно осмотреть его с дальней дистанции с помощью оптики. Недостаточно, чтобы с местностью знакомился только командир ЗГ. Каждый боец по возможности должен иметь устойчивое представление об окружающей обстановке на месте, примерно определиться со своей позицией и прочими вопросами. Главное — уверенная ориентация на месте. При этом не следует возлагать все надежды на карты, приборы ночного видения и счастливое стечение обстоятельств. Боевая практика давно и многократно подтвердила это.

 

Как и при дневной засаде, командиру необходимо выбрать оптимальные пути подхода к месту засады и отхода. На месте определить позиции и сектора обстрела для бойцов, особенно для пулеметчиков, гранатометчиков, снайперов и самого себя.

 

Отличие ночной позиции от дневной состоит в том, чтобы выбирать ориентиры, различимые в темноте, саму линию позиций приблизить к маршруту прохождения объекта засады, а также сблизить позиции бойцов, чтобы они могли взаимодействовать в условиях темноты. Исходная позиция для выдвижения непосредственно к месту засады также должна располагаться близко к этому месту. Однако противник может проводить прочесывание прилегающей местности и обнаружить ЗГ на исходной позиции. Или же обнаружить следы подготовки на месте засады. Особенно заметны такие следы в лесных массивах, где даже примятая трава может демаскировать подготовительные действия. Поэтому командиру необходимо быть готовым ко встрече с противником даже на исходной позиции и не ослаблять бдительности, выставляя наблюдателей. Еще лучше, если наблюдатели будут постоянно следить за местом планируемой засады.

 

Выдвижение непосредственно на место засады может осуществляться и днем. Связано это может быть со многими причинами.

 

Например, неизвестно точное время прохождения объекта нападения, возникли трудности с выдвижением и занятием позиций в условиях темноты и так далее. Иногда засады организуются без конкретной цели.

 

Например, при необходимости захвата пленных. То есть ожидается не конкретный объект, а наиболее удобный. Выдвижение на место засады заблаговременно во многих случаях будет наилучшим решением. Однако, если противник практикует регулярное прочесывание прилегающей к дороге местности, такой маневр недопустим. Также могут возникнуть трудности с длительным нахождением бойцов в состоянии неподвижности и ожидания. Тем не менее эти проблемы преодолимы и не должны влиять на бдительность и боеспособность как отдельных бойцов, так и подразделения в целом. Перед нападением нужно по возможности исключить работу радиостанций, особенно при действии на территории противника, который может обнаружить в эфире постороннюю активность и принять меры к розыску.

 

В некоторых случаях может иметь значение способ передвижения бойцов к месту проведения засады. Выбор таких способов зависит от особенностей ландшафта, близости противника и принимаемых им мер. Сложности при передвижении обычно вызывает открытая или освещаемая неприятелем местность (постоянно или периодически). Одна и та же местность, даже без принимаемых противником мер, может хорошо просматриваться в лунную безоблачную ночь, но обеспечивать хорошую скрытность в пасмурную погоду. Нельзя забывать и о возможном наличии у противника приборов ночного видения.

 

Если есть риск быть замеченными, бойцы обычно перемещаются переползанием по-пластунски или на четвереньках, иногда — короткими перебежками. Естественно, при движении активно используются складки местности и различные естественные укрытия. В таком случае прямая обычно не является кратчайшим путем между двумя точками. Самый короткий путь тот, который самый безопасный. При движении необходимо периодически останавливаться, прислушиваться, всматриваться и проверять правильность направления своего движения. При этом необходимо избегать собирания в кучу, нельзя терять друг друга из виду. Поэтому бойцам не следует удаляться далеко от товарищей. Особенно это касается командира, который должен постоянно контролировать места нахождения своих подчиненных. При движении к месту засады, впрочем, как и при осуществлении других маневров, вплоть до самого нападения ЗГ должна избегать каких-либо соприкосновений с противником и мирными жителями.

 

Для соблюдения маскировки также необходимо избегать демаскирующих звуков. А при прохождении вблизи противника, особенно имеющего собак, и запахов. Разговоры проводятся только при необходимости, непосредственно в ухо друг другу. Условные сигналы должны быть похожи на естественные звуки и подаваться тихо.

 

Расстановка бойцов в месте ночной засады практически не отличается от дневной засады. Также определяются группы нападения, обеспечения (прикрытия), захвата (при необходимости), выставляются наблюдатели. Только в отличие от дневного варианта позиции бойцов располагаются ближе друг к другу. При нападении с целью захвата пленных или полного уничтожения объекта нападения одним огневым натиском позиции ЗГ располагаются рядом с дорогой.

Несмотря на то что связь затруднена из-за ограничения видимости и необходимости соблюдать тишину, у командира может возникнуть потребность оповестить личный состав об изменениях в первоначальных планах. Поэтому бойцам необходимо держаться близко друг к другу, иметь отработанную систему опознавания, знать основные и резервные варианты отхода.

 

При нападении ЗГ может применять освещение противника с помощью осветительных ракет. Для этого необходимо заранее назначить ответственных за освещение бойцов и указать им время действия и участки, которые необходимо осветить. Возможно, что осветители будут находиться рядом с командиром и действовать по его указанию. В любом случае ракеты должны быть подготовлены заранее к немедленному применению.

 

Как и при дневной засаде, командир должен определить каждому бойцу сектор обстрела. Тем не менее если основная цель засады — уничтожение конкретной цели, например высокопоставленного вражеского офицера, то командир может принять решение о повышенной концентрации огня на конкретной цели.

 

Делается это для гарантированного уничтожения автомобиля (в данном случае), в котором находится объект. После этого группе нет смысла рисковать, и она может отходить. Конечно, это не значит, что все должны стрелять только в одну машину. Нанесение урона в остальных порядках противника не только приведет к уничтожению части его сил, но и осложнит врагу принятие контрмер. Впрочем, если позиция позволяет уйти без спешки и безнаказанно, можно сосредоточиться и на одном объекте.

 

Сигнал к одновременному нападению может подать командир. Это может быть выстрел или какой-нибудь иной сигнал. Огонь может открываться без сигнала, если момент начала обстрела оговорен заранее. Например, подрыв головной машины на мине. Или достижение противником определенной точки.

 

Нападение из засады ночью отличается скоротечностью. Поэтому важно, чтобы огонь открывался одновременно. В идеале все солдаты противника должны быть уничтожены в первые 20 секунд боя. Длительная позиционная перестрелка ни к чему хорошему не приведет. Уцелевшие враги могут затаиться, вычислить позиции ЗГ или дождаться, пока группа выйдет для осмотра места нападения и сбора трофеев, и тогда открыть огонь. Только теперь в засаде будет противник. Поэтому, если нет полной уверенности в полном уничтожении объекта, нужно сначала осмотреть местность с помощью осветительных ракет. В любом случае группа досмотра должна двигаться осторожно и под прикрытием. В горах, ущелье или русле высохшей реки противнику прятаться будет особо негде.

 

Но в условиях густой растительности увидеть затаившегося врага будет непросто. Для решения такого сомнительного вопроса может быть применено одно из следующих решений.

 

1. После неоднократного освещения местности (если противник не обнаруживает себя) необходимо имитировать отход. Например, часть группы действительно отойдет. Вторая часть должна выждать какое-то время, внимательно наблюдая и соблюдая режим маскировки. Однако такое ожидание может длиться часами, и нельзя дать гарантии, что противник не затаился. В наблюдении могут очень помочь приборы ночного видения. Только после этого группа может выходить на досмотр. Такая тактика не оправдывается при действиях на территории противника, когда в любой момент может подойти вражеское подкрепление.

2. Если нет важной причины для досмотра каравана, ЗГ может просто покинуть место засады, удовлетворившись полученным результатом.

3. При действиях на своей или нейтральной территории группа может оставить «группу контроля» до утра. Среди них обязательно должны остаться снайперы и связист. Утром же группа, получившая усиление, может провести тщательную проческу местности и сбор трофеев.

4. Если число противников было известно либо установлено непосредственно перед открытием огня, можно попробовать посчитать трупы врага после окончания вражеского сопротивления и освещения местности ракетами.

 

Но такой способ не всегда работает.

 

Если точно не известен количественный состав объекта нападения, вооружение, наличие дозоров и арьергарда, наилучшим решением будет быстрый отход ЗГ с места засады после 20-секундного огневого натиска. Задерживаться больше нет смысла. Уцелевший противник опомнится, и тогда обе стороны могут оказаться в равных условиях. Рисковать жизнью своих бойцов ради убийства еще одного-двух вражеских солдат не представляется разумным. При отходе первой покидает позиции группа нападения, за нею группа обеспечения.

 

Отход, как и вся засада, должен осуществляться планомерно, по заранее утвержденному плану. Не всегда возможно и разумно отходить по команде командира. Иногда лучше договориться заранее о времени отхода. Засекать время с секундомером, конечно, никто не будет. Поэтому можно договориться, например, что прекращение огня происходит после отстрела двух автоматных магазинов. Одновременное прекращение огня не так важно, как его открытие, и не всегда нужно. Резкая тишина сразу приводит противника в чувство и позволяет ему быстро собраться с духом, осмотреться и приготовиться к контрмерам, а то и к преследованию.

 

Поэтому погрешности во времени допустимы.

При отходе следует всеми силами избегать встречи с какими-либо подразделениями противника. При выдвижении на позиции и обратно активно применяются затаивание и прослушивание. Чем больше вариантов развития событий командир предусмотрит при разработке плана, тем меньше риска ждет его бойцов. Однако при разработке операции командиру следует избегать ненужных сложностей. Обычно наиболее жизнеспособны самые простые решения. Ведь план должны понять и запомнить все бойцы. А это не так просто, даже в том объеме, в котором он доводится до рядового. Но и предусмотреть всего нельзя. Поэтому командир должен не только быть готов к быстрому принятию нового решения, вызванного изменением обстановки, но и иметь возможность эти изменения довести до подчиненных.

 

Но даже при хорошей проработке плана операции нельзя исключать того, что кто-то из бойцов отстанет от группы или потеряется. Поэтому каждый солдат должен быть готов действовать автономно, уметь уверенно ориентироваться в темноте на данной местности и иметь компас для самостоятельного выхода на место сбора, где его будет ждать группа. Возможно, основной состав группы двинется дальше, а для ожидания отставших бойцов командир оставит небольшой арьергард. Командир должен постоянно контролировать наличие личного состава в группе и не допускать, чтобы кто-нибудь отбился и отстал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: