Качественные методы сбора информации




Качественное исследование - это определенный тип исследования, который предполагает использование специальной методики и техники получения глубинной информации: о чем думают люди и как они себя чувствуют. Оно имеет цель получить ответ на вопрос "почему", в то время как количественное исследование отвечает на вопросы "как много" или "как часто". Можно сказать: качественное исследование - это процесс открытия; количественное исследование – это процесс доказательства и подтверждения.

Качественное исследование отличается также особым способом анализа полученной информации. Оно в большей степени интерпретационное, нежели описательное. Кроме этого, для его проведения достаточно небольшого количества людей, его выборка не базируется на теории вероятности и статистики. Исследователи не пытаются делать строгие выводы и переносить их на большие совокупности (например, на все население).

Качественные исследования обладают рядом достоинств: в целом они более экономичны, нежели чем количественные; требуют меньших затрат времени на проведение и анализ полученной информации; обладают большей гибкостью - план проведения исследования может меняться (если это требуется) по ходу действия.

В то же время исследования, проводимые с помощью качественных методов, вызывают ряд проблем. Самая серьезная из них - высокий уровень субъективности, поскольку исследователь включает собственную интуицию и интерпретирует полученные данные, опираясь на свои знания, опыт и представления.

Диапазон применения качественных исследований довольно широк:

  • средство выработки идей
  • этап количественного исследования
  • оценка количественного исследования
  • основной метод сбора данных

Индивидуальное глубинное интервью и фокус-группа - ведущие методы

качественного исследования.

Метод фокус-групп построен на основе изучения мнений небольшой

группы респондентов, действующей под руководством опытного интервьюера

(модератора) по ключевым вопросам темы исследования.

В индивидуальном глубинном интервью вопросы задаются респонденту высококвалифицированным интервьюером в ситуации "один на один".

Рассмотрим подробнее метод индивидуального глубинного интервью. Необходимо отметить, что этот метод используется не очень широко, но при определенных обстоятельствах его применение бывает целесообразным. Социологи пользуются этим методом если:

• предмет исследования сложный и приходится работать с компетентными

респондентами

• затрагиваются интимные проблемы или чувства респондентов

• респонденты проживают в различных географических районах.

Индивидуальное глубинное интервью трудно контролировать, поскольку оно может проходить в разнообразных местах. Оно может часто прерываться, если интервьюер работает, например, в больнице или в магазине, что влияет на качество информации.

Поскольку индивидуальные глубинные интервью проводятся с компетентными людьми, а интервьюеры принадлежат к другим социальным, профессиональным группам, возможно, что не все ответы будут правильно поняты и записаны.

Возможности наблюдения за ходом такого интервью ограничены. Внести предложения об его изменении практически невозможно.

Существуют определенные моменты в поведении интервьюеров, от которых зависит успешность применения этого метода. Интервьюер должен уметь:

• точно воспринимать информацию

• точно запоминать ее

• критически ее оценивать

• регулировать процесс интервью

Все это говорит о необходимости высокого уровня подготовки интервьюеров: они должны обладать хорошей памятью, точно фиксировать информацию (уметь вести записи), улавливать изменение ситуации в ходе интервью, управлять им, "уводить" респондента от несущественных или несоответствующих исследованию тем.

В последнее время в отечественной социологии все чаще стал использоваться метод фокус-групп.

Методика фокус-групп представляет собой нестандартизированное интервью, но проводится оно не с одним человеком, а одновременно с группой людей, сходных по ряду социальных признаков. Использование эффекта группового взаимодействия во время обсуждения темы придает этому виду интервью новые черты и возможности.

Интервью проводится в форме обсуждения по заранее подготовленному сценарию (вопроснику, плану) предлагаемых модератором вопросов.

Группа участников обсуждения составляет, как правило, 8-10 человек. Если будет меньшее количество людей (например, 4 человека) то обсуждение быстро затухает. Если участников будет больше 10 человек, то не все получат возможность выразить свое мнение и обсуждение будет проходить не со всей группой, а с ее частью.

Основное требование к составу группы - ее однородность. Почему выдвигается такое требование? Члены группы не должны оказывать на других какого либо влияния или давления тем, что: участник группы имеет больший жизненный опыт, принадлежит к более старшей возрастной группе, имеет более высокие доходы, обладает более высоким статусом, у него более высокий уровень знаний.

В большинстве случаев группа подбирается таким образом, чтобы в ней были незнакомые друг другу люди примерно одинакового возраста, одного пола, из одной группы по доходам, хотя многое зависит от обсуждаемой проблематики.

Так, в маркетинговых исследованиях(изучение предложения и спроса на товары и услуги) приглашают для участия в фокус-группе потребителей этих товаров и услуг; при обсуждении изменения концепции общего образования в стране целесообразно пригласить не только руководителей отделов образования, директоров школ, учителей, но и родителей, а обсуждая проблемы страховой медицины, можно создать группы из тех, кто пользуется в основном услугами районных поликлиник и кто пользуется платными услугами.

Роль модератора в фокус-группе - управление ходом дискуссии, ведение ее

в соответствии со сценарием. Он задает вопросы, уточняет полученные ответы,

стимулирует, подталкивает к разговору малоактивных участников, останавливает

говорливых.

К модератору предъявляется много требований, важнейшими из которых

являются:

• умение работать с различными по характеру малыми группами (пассивными и активными, уходящими от обсуждения, с лидером и без него)

• умение слушать людей и направлять беседу в нужное русло

• стимулировать обсуждение главных моментов в дискуссии

Главная задача модератора - организация свободного обсуждения интересующих исследователей вопросов в непринужденной обстановке. При этом сам модератор не участвует в обсуждении и не высказывает оценочных суждений.

Обычно сценарий для фокус-групп включает около 10 основных вопросов, обсуждение которых длится 1,5 -2 часа.

Фокус-группы применяются в следующих случаях:

  • для оценки новых программ, нововведений
  • при изучении влияния средств массовой информации на население
  • в маркетинговых исследованиях
  • в прикладных исследованиях при разработке программы и для апробации

вопросников.

Таким образом, метод фокус-групп обладает рядом преимуществ перед другими методами получения социологической информации:

• фокус-группа проходит в естественной обстановке, в которой человек

свободно высказывает свое мнение

• в отличие от глубинного интервью в дискуссии участвует большая сово-

купность людей

• модератор в ходе дискуссии может уточнять ответы участников

• результаты фокус-групп могут быть получены быстрее, чем при исполь-

зовании других методов, они более наглядны и понятны потребителям информа-

ции, чем, например, таблицы распределения ответов респондентов на вопросы ан-

кеты

• стоимость проведения фокус-групп относительно низка по сравнению,

например, с массовыми опросами населения

Таковы основные методы, правила и особенности сбора социологической

информации, которые наиболее часто применяются в отечественной социологии,

а также требования, соблюдение которых необходимо при использовании описанных методов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: