По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности.
По оценке экспертов в структуре профессиональных заболеваний первое место стабильно занимают инфекционные - порядка 80 % всех профессиональных недугов, а несомненные лидеры по заражен
ию врачей – вирусные гепатиты, составляющие почти 40 % всех приобретенных на службе болезней.
Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов.
Факторы среды обитания:
u Биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные),
u Физические факторы - высокочастотный шум, ультразвуковая вибрация, ультрафиолетовое излучение фотополимеризаторов, быстро меняющееся искусственное освещение рабочей зоны, пылевые аэрозоли.
u Химические факторы - токсичные вещества (ртуть, мышьяк, дезинфицирующие средства) и аллергены (антибиотики, про-каин, композитные материалы, гипс, латекс).
u Социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха)
u Иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Требования к безопасности персонала медицинских учреждений
Требования к поведению персонала:
-знать и строго выполнять правила техники безопасности при работе с оборудованием и лекарственными препаратами;
-проявлять постоянную бдительность в отношении радиационной, химической и биологической опасности;
-быть готовыми общаться с пациентами и сотрудниками в случае наличия у них психических нарушений.
• Требования к медицинской одежде:
-персонал медицинских учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной одежды - халатами, шапочками, масками, сменной обувью (в наличии должен быть комплект одежды для экстренной замены в случае ее загрязнения);
-в хирургических и акушерских отделениях смену одежды следует осуществлять ежедневно и по мере загрязнения, в терапевтических отделениях - 2 раза в неделю и по мере загрязнения; сменная обувь должна быть изготовлена из материала, доступного для дезинфекции;
-стирку рабочей одежды персонала следует осуществлять централизованно и отдельно от белья пациентов;
-одежда персонала должна храниться в индивидуальных шкафах, верхняя одежда - в гардеробе для персонала;
-нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами лечебного или родовспомогательного учреждения не допускается (СанПин 2.1.3.1375-03).
• Требования к обработке кожного покрова:
-медицинскому персоналу в целях личной безопасности необходимо содержать кожный покров в чистоте, избегать контактов с загрязненными предметами, защищать кожу и волосы рабочей одеждой и индивидуальными средствами защиты кожи;
-врачи и средний медицинский персонал обязаны мыть и дезинфицировать руки не только перед осмотром каждого пациента или перед выполнением процедур, но и после;
-при загрязнении рук кровью, сывороткой, выделениями необходимо тщательно протереть их тампоном, смоченным кожным антисептиком, после чего промыть проточной водой с мылом и повторно обработать кожным антисептиком;
-при попадании биологической жидкости пациента на слизистые оболочки ротоглотки нужно немедленно прополоскать рот и горло 70% раствором этилового спирта или 0,05% раствором марганцово-кислого калия, при попадании биологических жидкостей в глаза следует промыть их раствором перманганата калия в воде в соотношении 1:10 000;
-при уколах и порезах необходимо вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, вымыть руки с мылом и обработать рану 5% спиртовой настойкой йода;
-при наличии на руках микротравм, царапин, ссадин нужно заклеить поврежденные места лейкопластырем.
•Требования к условиям труда и быта медицинского персонала:
-полное исключение вредных и опасных факторов воздействия на персонал;
-соответствие санитарным нормам устройства и оборудования рабочих мест (например, недопущение нарушения герметичности систем подачи газов, удаление и поглощение средств ингаляционного наркоза из воздуха операционных, установка вытяжных шкафов, раковин и сливов в канализацию);
-создание условий для поддержания высокой работоспособности врачей и среднего медицинского персонала в течение рабочего времени;
-рациональное использование мебели на рабочих местах, снижающее нагрузки при вынужденном положении тела во время работы, а также снижающее напряжение органа зрения;
-оборудование помещений для внутрисменного отдыха персонала, кабинетов психологической разгрузки;
-в каждом отделении должны быть санитарно-бытовые помещения - комната персонала с холодильником, возмож-
ностью разогрева пищи и раковиной, гардеробная, душевые и туалеты;
- оборудование столовой (10-12 мест на 100 сотрудников).
Действия медицинского работника при аварийной ситуации:
– в случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5%-м спиртовым раствором йода;
– при попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70%-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70%-м спиртом;
– при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта: ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта, слизистую оболочку носа и глаза обильно промывают водой (не тереть);
– при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду: снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс (бак) для автоклавирования;
– как можно быстрее начать прием антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.
8.3.3.2. Необходимо в возможно короткие сроки после контакта обследовать на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С лицо, которое может являться потенциальным источником заражения и контактировавшее с ним лицо. Обследование на ВИЧ потенциального источника ВИЧ-инфекции и контактировавшего лица проводят методом экспресс-тестирования на антитела к ВИЧ после аварийной ситуации с обязательным направлением образца из той же порции крови для стандартного тестирования на ВИЧ в ИФА. Образцы плазмы (или сыворотки) крови человека, являющегося потенциальным источником заражения, и контактного лица, передают для хранения в течение 12 месяцев в центр СПИД субъекта Российской Федерации.
Пострадавшего и лицо, которое может являться потенциальным источником заражения, необходимо опросить о носительстве вирусных гепатитов, ИППП, воспалительных заболеваний мочеполовой сферы, других заболеваний, провести консультирование относительно менее рискованного поведения. Если источник инфицирован ВИЧ, выясняют, получал ли он антиретровирусную терапию. Если пострадавшая – женщина, необходимо провести тест на беременность и выяснить, не кормит ли она грудью ребенка. При отсутствии уточняющих данных постконтактную профилактику начинают немедленно, при появлении дополнительной информации схема корректируется.
8.3.3.3. Проведение постконтактной профилактики заражения ВИЧ антиретровирусными препаратами:
8.3.3.3.1. Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов.
8.3.3.3.2. Стандартная схема постконтактной профилактики заражения ВИЧ – лопинавир/ритонавир + зидовудин/ламивудин. При отсутствии данных препаратов для начала химиопрофилактики могут использоваться любые другие антиретровирусные препараты; если невозможно сразу назначить полноценную схему ВААРТ, начинается прием одного или двух имеющихся в наличии препаратов. Использование невирапина и абакавира возможно только при отсутствии других препаратов. Если единственным из имеющихся препаратов является невирапин, должна быть назначена только одна доза препарата – 0,2 г (повторный его прием недопустим), затем при поступлении других препаратов назначается полноценная химиопрофилактика. Если химиопрофилактика начата с использованием абакавира, следует как можно быстрее провести исследование на реакцию гиперчувствительности к нему или провести замену абакавира на другой НИОТ.
8.3.3.3.3. Оформление аварийной ситуации проводится в соответствии с установленными требованиями:
– сотрудники ЛПО должны незамедлительно сообщать о каждом аварийном случае руководителю подразделения, его заместителю или вышестоящему руководителю;
– травмы, полученные медработниками, должны учитываться в каждом ЛПО и актироваться как несчастный случай на производстве с составлением Акта о несчастном случае на производстве;
– следует заполнить Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
– необходимо провести эпидрасследование причины травмы и установить связь причины травмы с исполнением медработником служебных обязанностей;
8.3.3.3.4. Все ЛПО должны быть обеспечены или иметь при необходимости доступ к экспресс-тестам на ВИЧ и антиретровирусным препаратам. Запас антиретровирусных препаратов должен храниться в любом ЛПО по выбору органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, но с таким расчетом, чтобы обследование и лечение могло быть организовано в течение 2 часов после аварийной ситуации. В уполномоченном ЛПО должен быть определен специалист, ответственный за хранение антиретровирусных препаратов, место их хранения с доступом, в том числе, в ночное время и выходные дни.
8.3.3.3.5. Перечень медикаментов, входящих в состав аварийной аптечки по вич-инфекции:
– 70 % спирт 2 флакона по 100 мл;
– 5% спиртовой раствор йода;
– стерильная дистиллированная вода (400 мл);
– нашатырный спирт;
– перевязочные средства (вата, бинты и пр.);
– жгут;
– ножницы с закругленными браншами.