Возможность и действительность




В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта — это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность — это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.

Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития. На этот момент обращал внимание еще Аристотель, когда характеризовал изменение как непрерывный переход возможности в действительность Признавая диалектическую взаимосвязь этих категорий, научная философия в то же время подчеркивает примат в этой паре категории действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель характеризовал возможность как «абстрактный момент действительности».

Движение и развитие

Под движением в философии понимают любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение – атрибут материи, т.е. ее неотъемлемое свойство. В развитом материализме отмечается: не существует материи без движения, и не существует движения без материи. Последняя фраза означает, что движение в «чистом виде» существует лишь у нас в голове, т.е. это абстракция. В реальности существуют только движущиеся материальные объекты.

Не существует материи без движения (изменения). Допустим, предмет абсолютно неподвижен, неизменчив. Значит, он не может участвовать ни в каких взаимосвязях, значит, предмет ни с чем не связан. Следовательно, раз нет отношений – нет и свойств. А раз нет свойств – значит нет объекта.

Покой же – противоположность движения (его отсутствие). Покой обладает не меньшей степенью всеобщности. Любой движущийся предмет до поры до времени сохраняет стабильность внутренней структуры (постоянство, неизменность). Движение и покой – диалектически противоречивые свойства предметов. Сохранение структуры предмета (его постоянство) – результат непрекращающегося взаимодействия его частей.

Существует изменение качественно обратимое (вода – лед – вода) и качественно необратимое (ребенок – взрослый). Последний вид изменения называется развитием. Принято считать, что развитие бывает прогрессивным (нарастание сложности и упорядоченности) и регрессивным (деградация, гибель объекта).

Вопросами движения занимались еще в античности (Гераклит – «Все течет, все изменяется» и «Нельзя войти в одну реку дважды»). Лишь с началом Нового времени (бурное развитие промышленного производства, рождение экспериментально-математического естествознания) философия отреагировала на изменившиеся исторические условия возрождением диалектических идей (Фихте, Гегель, Маркс). Естествознание выдвинуло концепцию биологической эволюции (Ламарк, Дарвин). До этого философия Просвещения предложила идею общественного прогресса.

Научная классификация форм движения дана Ф. Энгельсом: физическое (превращение элементарных частиц), механическое (движение в пространстве), химическое (превращение веществ), биологическое (размножение), социальное (взаимоотношения людей). Сейчас добавилось информационное движение. Среди форм движения выделяются высшие и низшие. Так, биологическая форма оказывается высшей по отношению к химической, а социальная – высшей по отношению к биологической. Высшая форма генетически базируется на низших формах, но структурно не сводится к ним. В высшей форме имеются новые, интегративные свойства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: