Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Северо-Енисейский детский сад №5»
Образовательное мероприятие
В подготовительной группе
Тема: «Чтение, схематизация и пересказ ненецкой сказки «Айога».
Воспитатель:
Левакина Надежда Валериевна
2020 год
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
по образовательной области: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Группа: подготовительная
Воспитатель(Ф.И.О.): Левакина Надежда Валериевна
Тема: «Чтение, схематизация и пересказ ненецкой сказки «Айога».
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей детей через знакомство с фольклором народов Севера.
Задачи: воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к своей семье, людям разных национальностей и их обычаям. Воспитывать сотрудничество и взаимопомощь в общении со сверстниками при организации фронтально-парной работы
развивающие: Развивать воображение, смысловое восприятие сказки, продолжать формировать умения детей изображать символами содержание сказки, кодировать текст в схемы, применять опорную схему для пересказа.
образовательные: Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение. Учить пересказывать сказку с опорой на схему. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию;
Расширять активный и понятийный словарь воспитанников: стойбище, нанайцы, Айога, мялка, покоробятся; прилагательные - черты характера человека: добрая, сердитая, отзывчивая, красивая, гордая, ленивая, находчивая, изворотливая, умная.
|
Предварительная работа (с детьми, родителями, если предусмотрена): тематическая неделя «Жизнь и быт народов Севера», презентация «Одежда эвенков», схематические рисунки к докладам, чтение сказок народов Севера, экскурсии в мини-музей ДОУ и краеведческий музей поселка, рассматривание унтов. Словарь: рукавицы, наперсток, очаг, медный таз, покоробятся, мялка. Разучивание физминутки «Беги олень!»
Используемый материал: демонстрационный: иллюстрации к книге
Раздаточный материал: листочек А5, простой карандаш каждому
Интеграция образовательных областей: (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие)
Титульный лист надо вставить.
По методике: на 1 занятии –читаем, рассматриваем иллюстрации, беседуем по содержанию, зачитываем повторно необходимые отрывки. Вопросы к детям по содержанию сказки или в ходе конспекта прописать надо или в приложение вынести Какой была Айога? ЕЕ черты характера? Почему мама не(как по сказке Гуси – лебеди, чтоб видно было «воспитываем сказкой»)
Или оформить НОД, как фронтально-парное, тогда на этом НОД 1 раз читаем 1 смысловой кусочек, задаем ко всем вопросы, потом инд. каждый рисует схему и рассказываем друг другу, или в паре - рисуем 1 схему на двоих и рассказываем друг другу по очереди. Потом следующий смысловой кусочек по такому же алгоритму – тоже будет воспитательный элемент через обсуждение фронтально и в парах на материале сказки.
Рекомендации для педагогов Вариации проведения НОД.
|
Этап/ продолжительноть | Задачи этапа | Содержание совместной деятельности | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Предполагаемый результат | |
Педагог | Дети | ||||
Вводная часть. Организационный момент минут | Мотивация детей на деятельность | Как вы понимаете пословицу «Как аукнется, так и откликнется» Как вы думаете, что может означать слово Айога? | Высказывают свои предположения | Проблемно-поисковый вопрос взрослого, интерактивная беседа | Дети активно включаются в беседу, высказывая свое мнение |
Основная часть. Восприятие и усвоение нового или расширение имеющихся представлений минут | Мотивация детей на деятельность Установка на фронтальную работу Установка на индивидуальную работу Установка на работу в паре | Сегодня я хочу познакомить вас с одной ненецкой семьей. По ходу чтения я прошу вас очень внимательно слушать и зарисовать символами схемы, которые помогут нам с вами лучше запомнить эту сказку и рассказать нашим младшим друзьям из старшей группы. Предлагаю желающим показать нам как вы обозначили схемами ход сказки и пересказать ее Давайте выберем символы, какими мы обозначим ход сказки в нашей общей схеме | Слушают. Рисуют схемы по ходу сказки Дети выходят и показывают схему, как зарисовали диалог Айоги с мамой и папой Зарисовывают по очереди фрагменты схемы на ватман | Чтение 1 смыслового кусочка сказки первой части сказки (КСО – фронтально-парная работа); Методика «Схематизация» (КСО) Работа в паре Фронтально-парная работа Фронтальная работа | Дети воспринимают смысл сказки, участвуют в диалоге с педагогом (фронтальная работа), со сверстником (парная работа) Дети умеют изображать символы, кодируя текст в схемы; Дети объединены общим делом, создают схему пересказа сказки «Айога» в подарок ребятам старшей группы |
Динамическая пауза 3 минуты | Двигательная активность, смена вида деятельности для дальнейшей плодотворной работы | Эй беги, беги олень! Через тундру веселей! Пусть горит весенний день Ярким солнцем эй-эй! Хэй-хэй! Куропатка улетай! С нашей тропки поскорей! В заполярный едем край! Едем быстро эй-эй! Хэй-хэй! Едем мы уже полдня У меня в руке хорей! Гость на нарте у меня. Сердце радость эй-эй! Хэй-хэй! | Бег на месте, подражая оленю Действия которые выполняют дети прописать | Фронтально двигательная активность под речетатив с опорой на мнемо-таблицу | Активное участие в двигательной разминке, импровизация |
Ин | Как вы думаете: что же случилось дальше? А теперь послушайте, что придумал ненецкий народ. Желающим предлагаю показать нам как вы обозначили схемами ход сказки и пересказать ее Давайте выберем как мы зарисуем нашу общую схему | Высказывания детей. Слушают. Рисуют схемы по ходу сказки Дети выходят и показывают как Айога осталась без лепешки и что было дальше Зарисовывают на ватман общую схему | Интерактивная беседа Чтение второй части сказки (2 смысловой кусочек) Деятельность аналогична как и в 1 части | Смысловое понимание содержания сказки; Схематизация сказки символами | |
Практическая работа минут | Предлагаю тем, кто еще не работал на ватмане, рассказать нам по схеме сказку. Будьте очень внимательны, чтобы в любой момент продолжить рассказ товарища. Педагог останавливает ребенка и предлагает кому -то продолжить пересказ | Дети пересказывают, опираясь на схему, на ватмане | Пересказывают с опорой на схему. Дети объединены общим делом, создают схему пересказа сказки «Айога» в подарок ребятам старшей группы | ||
Заключительная часть. Рефлексия минут | Расскажите, какие у вас возникли чувства, когда мы читали сказку? А хотелось бы вам услышать другую концовку сказки? Завтра мы можем устроить соревнование ваших задумок, чья задумка будет более интересной. | Дети пересказывают сказку «Айога» с опорой на схему. | |||
Приложение 1
|