Игра «Узнай по запаху»
Предложите детям баночки с запахом лимона, апельсина, чеснока, лука, капусты, дети определяют запахи. Для чистоты эксперимента можно завязать глава. Какие витамины содержатся в этих продуктах?
Эксперимент с витамином С «Синий йод»
Цель: ознакомление со свойствами витамина С через исследовательскую деятельность.
Материал: 3 емкости для жидкости, 1 таблетка (1000 мг) витамина С, раствор йода спиртовой 5%, перекись водорода 3%, крахмал, мерные ложки, мерные чашки.
Вывод: йод, вступая в реакцию с крахмалом, окрашивает его в синий цвет. Витамин С, наоборот, старается сохранить йод бесцветным.
В борьбе между крахмалом и витамином С, в конце концов, побеждает крахмал, и жидкость через какое-то время окрашивается в темно-синий цвет.
Эксперимент «Фейерверки в стакане»
Или разноцветный дождик! Как бы мы ни назвали этот эксперимент, он прекрасно рассказывает о том, что такое различная плотность жидкостей.
Материалов для опыта нужно совсем немного:
- Стеклянный стакан с водой;
- Растительное масло в отдельной посуде;
- Красители 2-3 цветов;
- Ложка
Для начала добавьте немного красителя в масло, затем перелейте эту смесь в чашу с водой. Более легкое масло будет плавать поверх воды, а более тяжелый краситель начнет постепенно выбираться из своей маслянистой «темницы», при этом рисуя в воде занимательные узоры - своего рода фейерверки. |
Если вы нальёте в стакан горячую воду, она окрасится очень быстро. В холодной полет, и растворение крупинок красителя пойдёт медленнее. Как вы помните, это происходит из-за того, что молекулы в горячей воде движутся быстрее, а значит, быстрее растворяют попавшее в воду вещество.
Второй вариант данного эксперимента:
Нужны: Большая прозрачная емкость, вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.
Опыт: Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите - из тучи скоро пойдет дождик.
Что происходит: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.
Опыт «Рисование на молоке»
Нам понадобятся: суповая тарелка; бутылка молока (лучше всего — 2,5%); бутылка средства для мытья посуды; несколько гигиенических ватных палочек; четыре разных пищевых красителя.
Важно - краситель должен быть жидким или гелевым, а не сыпучим.
Последовательность действий:
Наливаем полную тарелку молока. Нужно дождаться, пока жидкость успокоится и перестанет двигаться, иначе красители расплывутся раньше времени. В центре тарелки ставим несколько точек (пятен) красителями разных цветов. Представьте себе квадрат со стороной примерно 1,5 см и центром, совпадающим с центром тарелки. Вот на углы этого квадрата и капайте красителями. Не жалейте красок - пятна нужно поставить довольно жирные, но - важно! - не сливающиеся друг с другом. Обильно смочите кончик ватной палочки средством для мытья посуды. Аккуратно поместите кончик в самый центр тарелки, окунув его на 2-3 мм.
Ждите и - наслаждайтесь!
Научное толкование
Секрет фокуса заключается в следующем. Молекулы моющего средства имеют червеобразную форму. Длинная часть (хвост) состоит из гидрофобных групп, стремящихся покинуть воду, а короткая «голова» молекулы является гидрофильной, то есть, наоборот, дружественной к воде. При этом гидрофобная часть молекулы «позаимствована» у жиров и притягивается к ним, таким образом, моющее средство - связующее звено между жидкостью и жиром. Оно обволакивает жировые частицы пленкой, после чего они легко смываются.
Но молоко - это эмульсия, состоящая из равномерно распределенных в водной среде капель молочного жира! То есть гидрофобные «хвосты» молекул моющего средства начинают «гоняться» за жиром, который равномерно распределен в жидкости. Поэтому молоко «самоперемешивается» - это довольно тонкий процесс, практически невидимый, если предварительно не подкрасить эмульсию пищевым красителем.