Основы конституционного строя РФ.




Правоведение.

Олег Юрьевич Олейник

 

Правоведение Готнева, Котова, Лисова.

Кафедра – А345 (Олейник), 344, телефон – 26–97–83.

 

Основы права.

  1. понятие права
  2. норма права
  3. правоотношения
  4. реализация права
  5. правонарушения и юридическая ответственность.

 

Аристотель: право – это регулирующее средство политического общения, выступающее как критерий справедливости для всех.

Цицерон: право – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное и призывающее к исполнению долга.

Право рассматривается как один из важных инструментов социального регулирования и управления обществом. В демократическом обществе оно выражает права и свободу личности, гарантировать их соблюдение и защиту. Право как социальный регулятор – это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.

Признаки права:

  1. это проявление государственно выраженной воли
  2. общеобязательность, которая гарантируется государством, которое может применять принуждение для соблюдения права
  3. нормативность закрепляет правила поведения
  4. связь с государством, которое признает или санкционирует правила поведения
  5. формальная определенность, то есть установленное официальное выражение правил поведения
  6. неперсонифицированность и неоднократность действия.

Второй уровень правопонимания – то, что допустимо для отдельного субъекта. То есть субъективное право – это мера возможного поведения. Обязанность – это мера должного поведения.

Свобода – это возможность поступать независимо, но не в ущерб правам и законным интересам других субъектов.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и указывающее, каким образом, в течение какого времени можно или необходимо действовать субъекту. То есть это единый критерий и равная мера поведения для всех, кто оказался в сфере действия данной нормы.

Признаки нормы права:

  1. формальная определенность
  2. общеобязательный характер
  3. связь с государством
  4. разрешительный или обязывающий характер.

Структура нормы права – это характеристика элементов. Структура не универсальна, как правило выделяют 3 элемента:

  • гипотеза указывает на условие, в котором начинает действовать эта норма (время, место, признаки субъекта)
  • диспозиция – это модель поведения для субъектов
  • санкция предусматривает определенные последствия для субъектов.

Пример: граждане РФ достигшие 18 лет имеют право избирать. Лица, препятствующие этому, подлежат уголовной или административной ответственности.

Если (гипотеза) –> то (диспозиция) – иначе (санкция)

Официальное, формальное выражение правил поведения (нормативность права) предполагает, что правовая норма выражается в каких-то статьях нормативного акта тремя способами: прямым (одна статья – одна норма), отсылочным (статья не выражает норму, а отсылает к другой статье этого же нормативного акта), бланкетным (ссылка к другому акту).

Виды правовых норм:

  1. в зависимости от происхождения: нормы обычного права складываются на основе традиций, признаваемых государством (обычаи делового оборота), нормы позитивного права устанавливаются государством, нормы естественного права выражают ценности, имеющие общечеловеческое значение и признаются за каждым по рождению (право на жизнь, свободу).
  2. диспозитивные нормы позволяют выбирать вариант поведения субъекту (лица 18 лет могут вступать в брак).
  3. императивная норма – предписывающая определенный вариант поведения.
  4. нормы публичного права выражают интересы в пользу государства.
  5. нормы частного права выражают интересы отдельных лиц (нормы гражданского права).
  6. материальные нормы выражают содержание правила поведения, процессуальные выражают порядок реализации.
  7. постоянные и временные нормы.
  8. нормы-дефиниции – в них нет трехзвенной структуры.
  9. декларативные нормы – нет санкции.

Источники права – это формы или способы выражения юридических правил поведения. Выделяют 4 источника: правовой обычай – это исторически сложившееся правило, соблюдающееся в силу традиций; юридический прецедент относится к позитивному праву и связан с действиями административных или судебных органов, но в РФ судебные прецеденты не считаются источником права; нормативный акт – это документ, содержащий правовые нормы, принятый полномочным органом, рассчитанный на многократное применение, виды актов – законы принимаются законодателем или референдумом (конституция), подзаконные акты – указы президента, постановления правительства, локальные нормативные акты – приняты в рамках одного субъекта. Высшим является акт главы государства.

Нормативный договор – это соглашение между субъектами, в результате которого возникает норма права, однако это не коммерческий договор, не гражданско-правовая сделка (они не порождают нормы, а действуют на основе существующих, то есть не выполняют общеобязательности нормы). Примеры: межгосударственные договоры, коллективные договоры – это соглашение между работодателем и трудовым коллективом, то есть он порождает нормы и для администрации, и для коллектива, но только в пределах организации.

Система права включает совокупность всех источников и содержащихся в них правовых норм. Совокупность норм, регулирующих конкретный предмет, называется институт права. Например, договор купли-продажи, брак, развод. Совокупность однородных институтов называется отраслью права. Но есть группы отраслей: публичное и частное право, материальное и процессуальное право.

Правоотношения – это юридическая связь между субъектами, определяющимися их свободами и обязанностями. Структура правоотношения:

  1. субъект – участник (физические и юридические лица, государство, его органы, территориально-административные единицы). Правоспособность – возможность иметь права и нести обязанности. Для физических лиц приобретается с момента рождения. Для остальных – с момента образования или регистрации. Дееспособность – это возможность самостоятельно совершать действия с юридическими последствиями. Для физических лиц – всё, что не запрещено законом, то разрешено. Для юридических лиц можно делать только то, что предписано нормативными актами. Нельзя принуждать субъекта к тому, чтобы он воспользовался своим правом.
  2. объект – это то, на что направлено действия субъектов, то есть материальные или нематериальные блага (услуги, продукты духовного творчества).

Основания возникновения правоотношения – это юридические факты. Юридический факт – это жизненные обстоятельства, порождающие, изменяющие или прекращающие ПСО (права, свободы и обязанности). Если они не зависят от воли людей – это события. Те явления, которые определены волей субъектов, называются действиями. Действия делятся на 2 вида: юридические акты – это когда субъект хочет достигнуть определенных последствий и фиксирует свои действия; юридические поступки – зависят от воли людей, но требуют оформления и всегда влекут последствия, независимо оттого, хочет ли их наступления субъект или нет.

Реализация прав – это процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях субъектов. Такие действия могут быть добровольными и принудительными. 4 основные формы реализации права:

  • Соблюдение – воздержание от противоправных действий. Ничего не нарушаешь – значит соблюдаешь. Это пассивная форма. Здесь не требуется никакой фиксации, это не связано с конкретными правоотношениями.
  • Исполнение – прежде всего обязанностей и правомочий. Активные действия, которые фиксируются.
  • Использование – это когда субъекты по своему усмотрению реализуют права и возможности. Только добровольно и это активное действие как правило фиксируется.
  • Применение – это властные действия органов и должностных лиц, выступающих в пределах компетенции. Применение обязательно оформляется в официальном документе – правоприменительном акте. Эти акты носят персонифицированный характер. В этом отличие от нормативных актов, которые не персонифицированы. Правоприменительный акт не создает новых норм. Принимается на основе существующих, поэтому не является источником права. Исчерпывается однократным применением в данной ситуации, на другие случаи и субъекты не распространяется. Он предполагает определенные атрибуты оформления. Не все официальные документы от имени государства являются правоприменительными актами. Примеры: письменные, устные, акты действия (конклюдентные (молчаливые)); указы, постановления, резолюции.

Правонарушение – это общественно-опасное, противоправное, виновное действие/бездействие, влекущее юридическую ответственность. Состав: объект – общественные отношения, которым причиняется вред либо создается угроза его нанесения; объективная сторона правонарушения – признаки, которые определяют причинную связь между действием и последствием (место, время, способ, обстановка); субъект – лицо, обладающее право- и дееспособностью и вытекающей из этого деликтоспособностью (деликт – правонарушение) – способность нести ответственность за свои действия; субъективная сторона выражает психическое отношение субъекта к содеянному. В этом отношении важны три элемента: мотив – внутреннее побуждение, цель – модель результата, вина – это наличие осознания лицом характера своих действий. Здесь есть интеллектуальный момент и волевой момент – это желание совершить правонарушение. Формы вины: умысел – интеллектуальный и волевой момент (прямой и косвенный), неосторожность – преступная самонадеянность и преступная небрежность. Виды правонарушений: преступление – виновно-совершенное, общественно-опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания; проступки – административные, дисциплинарные, материальные, процессуальные и гражданско-правовые (деликты).

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения за противоправное деяние, влекущее претерпевание виновным лишений личного или имущественного характера.

К семинару:

1. тестирование по первой теме

2. учебник «Основы конституционного права», по плану.

3. тестирование по материалу учебника.

 

Основы конституционного строя РФ.

План:

  1. понятие Конституции
  2. понятие и формы государства
  3. правовой статус личности в РФ
  4. органы государственной власти.

Конституция – совокупность норм, имеющих высшую юридическую силу, учредительный характер и определяющих основы правового статуса личности, государственного устройства (формы правления, территориальное устройство) и местное самоуправление. Государственный аппарат не включает органы местного самоуправления. Муниципальные органы относятся к гражданскому обществу. Вместе с государственными органами они составляют публичную власть. Жесткие Конституции – это те, которые трудно изменить.

Нормы международного права не должны противоречить Конституции. Гибкие Конституции легко меняются. Кодифицированные Конституции состоят из одного акта. Некодифицированные состоят из нескольких актов. Смешанные состоят из некодифицированных актов и конституционно-правовых неписанных обычаев. Самая старая Конституция – США 1789 года, Норвегии – 1714 года. Новые – Швейцарии, 2000 год. Временные Конституции – ОАЭ, Ирака.

Государство – основной институт политической системы для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти. Цель государства – управление общественными отношениями, обеспечения стабильности, целостности жизни общества.

Признаки:

  1. территория
  2. населения
  3. госаппарат
  4. символика
  5. суверенитет.

Два непризнанных государства – Приднестровская Молдавская Республика и Нагорный Карабах. Частично признанные – Абхазия, Южная Осетия.

Типология государств:

  1. монархии.
  2. республики. Президентская – президент избирается народом, нет должности премьер-министра, правительство формируется президентом, у президента нет законодательной силы. Суперпрезидентские – президент наделен неограниченной властью. Парламентская – глава государства имеет минимум власти. Смешанная – есть черты обеих республик.

По территориально-административному устройству:

  1. унитарные – единый верховный центральный аппарат
  2. федеративные – два государственных уровня: общесоюзный, местные органы власти. Всего в мире 28 федеративных государств. В России – 83 субъекта. Есть ассиметричные и симметричные федерации. Есть централизованные и децентрализованные федерации. Конфедерации – временный союз суверенных государств. Он создается с целью создания единой внешней политики. Содружество – это международная организация, сообщество (СНГ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: