Байкальский государственный университет экономики и права
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов специальностей
061100 Менеджмент организации и
060815 Экономика и менеджмент лесного комплекса
Издательство БГУЭП
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Байкальского государственного университета экономики и права
Составители канд. экон. наук, доц. Б. Г. Туренко
(кафедра экономики и менеджмента лесного комплекса)
канд. экон. наук, доц. Т. А. Туренко
(кафедра экономики и менеджмента сервиса)
Предпринимательская деятельность: Метод. указ. по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 061100 Менеджмент организации и 060815 Экономика и менеджмент лесного комплекса /Сост.:
Б. Г. Туренко, Т. А. Туренко. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – 29 с.
© Издательство БГУЭП, 2003
Оглавление
1 Цель, задачи и тема курсовой работы | |
2 Содержание и порядок выполнения курсовой работы | |
3 Список рекомендуемой литературы | |
Приложение А Финансовые показатели создаваемой фирмы | |
Приложение Б Пример построения графика безубыточности | |
Приложение В Характеристика организационно-правовых форм предприятий в России | |
Приложение Г Методика анализа деятельности и выявления ресурсов развития предприятия на основе использования диаграммы «Дерево противоречий» | |
Приложение Д Образец оформления титульного листа | |
1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа представляет собой самостоятельную индивидуальную работу студента. Целью выполнения курсовой работы является закрепление теоретических знаний по предпринимательской деятельности, менеджменту, маркетингу, экономике и др., а также формирование умений и навыков по применению этих знаний на практике. Задачи курсовой работы – это подготовка студентов к конкретной предпринимательской деятельности и разработка проекта по организации управления предпринимательской деятельностью предприятия в условиях рыночных отношений.
|
Общая тема курсовой работы – «Организация управления предпринимательской деятельностью». В зависимости от номера выполняемого варианта название темы уточняется.
Предлагается два варианта выполнения проекта. Первый – это разработка проекта создания собственного предприятия. Второй – это разработка проекта развития уже существующего предприятия (организации). Выбор варианта осуществляется по желанию студента.
Выбранный вариант и план курсовой работы должны быть согласованы с преподавателем и утверждены им.
2 СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Первый вариант курсовой работы
В пояснительную записку курсовой работы входят: титульный лист, оглавление, разделы курсовой работы, приложения и перечень использованной литературы.
Курсовая работа включает следующие основные разделы: введение, основную часть и заключение.
Введение
Во введении необходимо показать роль и значение предпринимательской деятельности в развитии рыночных отношений, дать характеристику современного предпринимательства и задач, стоящих перед ним. После этого во введении студент должен дать четкую формулировку общей цели курсовой работы и перечислить те задачи, которые должны быть им решены.
|
Основная часть
Основная часть курсовой работы по первому варианту представляется в виде бизнес-плана создания собственного предприятия. При этом выделяется два подраздела:
1.Разработка бизнес-плана создания предприятия.
2.Реализация бизнес-плана.
Примечания:
1)не разрешается организация собственного дела в форме индивидуального (частного) предпринимателя. Создаваемое предприятие должно иметь статус юридического лица;
2)при разработке бизнес-плана создания предприятия следует придерживаться той структуры бизнес-плана, которая приведена в методических указаниях.
1 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Пояснительная записка к бизнес-плану создания предприятия должна включать следующее.
Титульный лист, на котором отражается наименование бизнес-плана, фамилия и средства связи (адрес, телефон, факс, электронная почта) автора идеи и разработчика бизнес-плана, дата начала реализации бизнес-плана, продолжительность бизнес-плана, дата составления бизнес-плана.
Меморандум о конфиденциальности, который составляется при необходимости предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности (закрытом характере) содержащейся в нем информации.
Аннотация, содержащая следующую информацию: суть предлагаемого бизнес-плана и место его реализации; результаты реализации бизнес-плана; необходимые ресурсы; основные финансово-экономические показатели проекта; предлагаемая форма и условия участия инвестора; гарантии по возврату инвестиций. Объем аннотации – 0,5 страницы.
|
Резюме, при написании которого должны быть даны ответы на следующие вопросы:
почему Вы создаете собственное предприятие («дело»);
чем уникален товар Вашего предприятия;
кто Ваши клиенты и где они находятся;
как покупатели будут приобретать Вашу продукцию;
кто Ваши конкуренты;
каков потенциал Вашего рынка и какова Ваша доля в нем;
где будет расположена фирма;
какое оборудование Вам понадобится и какова площадь Вашего предприятия;
как будут привлекаться клиенты и деловые партнеры к сотрудничеству с Вами;
какой персонал Вам потребуется;
насколько прибыльным будет Ваш бизнес;
при каких условиях Ваше предприятие будет безубыточным?
Резюме составляется после разработки основных разделов бизнес-плана и должно занимать не более одной страницы текста.
Основные разделы бизнес-плана, при написании которых должны быть даны ответы на перечисленные по каждому разделу вопросы.
1 Ваш продукт или вид услуг
Какие потребности должен удовлетворять предлагаемый продукт?
Какие особенности делают предлагаемый продукт предпочтительным для потребителя?
Какие патенты, лицензии, ноу-хау содержатся в предлагаемом продукте?
Образец предлагаемого продукта (фотография, наглядная схема, рисунок, макет и т.п.).
Какова примерная цена, по которой можно будет продавать товар?
Какова примерная величина прибыли на единицу товара?
Основные характеристики, качества, преимущества, особенности упаковки и т.п. предлагаемого продукта.
Какова планируемая организация сервиса для потребителей?
2 Оценка рынка сбыта продукции (услуг) фирмы
Кто будет покупать (т.е. определить емкость рыночной ниши)?
Цена, по которой покупатели будут покупать Вашу продукцию, не обращая внимания на конкурентов.
Потенциальные конкуренты, их товары, цены, качество продукции, условия продаж.
Предполагаемая динамика объемов спроса на предлагаемую (аналогичную) продукцию.
3 Конкуренция
Кто является крупнейшим производителем товаров?
Каков их объем продаж, доходы?
Как у них внедряются новые разработки?
Много ли внимания они уделяют рекламе?
Что представляет собой их продукция, основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнения покупателей?
Каков уровень цен на их продукцию?
Какова их политика цен?
Сильные и слабые стороны конкурентов (SWOT – анализ).
4 Стратегия маркетинга
Схема распространения товаров Вашей фирмой.
Состав себестоимости и цены Вашей продукции.
Ценовая политика.
Планируемая реклама.
Методы стимулирования продаж.
Организация послепродажного обслуживания.
Формирование общественного мнения о Вашей фирме и товарах.
Каковы каналы реализации товара?
Какими способами Вы будете расширять объем продаж (расширение района сбыта или поиск новых форм привлечения покупателей)?
5 План производства фирмы
Где будут изготавливаться товары (на действующем или вновь строящемся предприятии)? Если предприятие строится, следует рассчитать укрупненно сметную стоимость строительства. Если имеющиеся помещения подвергаются реконструкции или ремонту, необходимо рассчитать соответствующие затраты. Если помещение арендуется, необходимо рассчитать стоимость аренды.
Какие для этого требуются производственные мощности и каков их возможный рост в будущем?
Где и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы, комплектующие? По каждому виду материальных ресурсов приводятся: наименование, норма расхода, цена, рассчитывается общая стоимость и указываются предполагаемые поставщики.
Какова репутация планируемых поставщиков, есть ли опыт работы с ними?
Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
Возможно ли в будущем какое-либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
Какое оборудование требуется, где его можно приобрести, возможны ли при этом проблемы и какого рода? По каждому виду оборудования приводятся: наименование, цена единицы, требуемое количество, общая стоимость, поставщики.
Схема производственных потоков на вашем предприятии или технологический процесс изготовления продукции (выполнения услуг).
Как будет производиться контроль качества продукции (услуги)?
Оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу. Расчет планируемых издержек должен быть выполнен подробно по каждой статье затрат в расчете на единицу продукции (услуги) и весь товарный выпуск.
Как планируется решать вопросы утилизации отходов и охраны окружающей среды?
Местоположение планируемого предприятия с точки зрения экологии, сервиса, транспортных магистралей, линий связи и т.д.
6 Организационно-управленческий план создания фирмы
Какие специалисты потребуются?
Какова будет их заработная плата? Ее связь с результатами работы фирмы.
Формы работы специалистов.
Организационная структура и структура управления Вашим предприятием (привести и описать схему).
Оплата труда руководящего персонала и его стимулирование.
Режим работы предприятия.
7 Оценка риска и страхование
Какие возможны типы риска (нежелательные эффекты)?
Возможные источники возникновения риска. Необходимо привести количественную (экспертную) оценку степени возможных рисков и вероятности их возникновения.
Меры по уменьшению степени риска.
Планируемые виды страхования рисков.
8 Финансовый план фирмы
Каков прогноз объемов реализации?
Каков баланс денежных расходов и поступлений?
Таблица доходов и затрат (прил. А).
Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Расчет точки безубыточности и построение графика безубыточности (прил. Б).
Расчет рентабельности продукции (услуги) и производства (предприятия).
Все финансовые показатели должны быть рассчитаны на три года, при этом первый год должен быть дан с помесячной, а второй год – с поквартальной разбивкой.
9 Стратегия финансирования фирмы
Ваш план получения средств для создания или расширения предприятия.
Сколько средств нужно для реализации данного проекта (общая сумма и конкретные направления использования)?
Откуда намечается получить эти средства и в какой форме? Если предполагается получение заемных средств в форме кредита, то следует привести график погашения кредита.
Когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получение инвесторами дохода на них (срок окупаемости инвестиций)?
10 Юридический план
Форма собственности вашего предприятия.
Организационно-правовая форма предприятия (государственное, АО, ООО, производственный кооператив и т.д.) и ее обоснование.
Выбор организационно-правовой формы создаваемого предприятия должен быть осуществлен в соответствии с рекомендациями, приведенными в прил. В.
2 РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
Для того чтобы разработанный бизнес-план был реализован, он должен быть дополнен рядом организационных документов. В курсовой работе должны быть разработаны и приведены следующие документы.
1.Решение о создании предприятия (если один учредитель) или протокол собрания учредителей (если их несколько).
2.Заявление в регистрационную палату (по установленной форме).
3.Декларация на изготовление печати (по установленной форме).
4.Учредительный договор (или договор о создании АО).
5.Устав предприятия.
6.Положения о подразделениях фирмы.
7.Должностные инструкции руководителей и специалистов.
8.Контракты (трудовые договоры) с работниками фирмы.
9.Примеры (2 – 3) договоров с деловыми партнерами.
Кроме того, в этом разделе должны быть:
1) схема государственной регистрации предприятия и открытия расчетного счета в банке;
2) описание товарного знака, его создания и регистрации.
Заключение
Заключение содержит основные выводы по проделанной работе и описание решений поставленных во введении задач. Объем заключения –2-3 страницы.
Второй вариант курсовой работы
В пояснительную записку курсовой работы входят: титульный лист, оглавление, разделы курсовой работы, приложения и перечень использованной литературы.
Курсовая работа включает следующие основные разделы: введение, основную часть и заключение.
Введение
Во введении необходимо показать роль и значение предпринимательской деятельности в развитии рыночных отношений, дать характеристику современного предпринимательства и задач, стоящих перед ним. После этого во введении студент должен дать четкую формулировку общей цели курсовой работы и перечислить те задачи, которые должны быть им решены.
Основная часть
Основная часть курсовой работы по второму варианту включает краткую характеристику предприятия (фирмы) и следующие разделы:
1 Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности (5-10 страниц).
2 Экономические основы предпринимательской деятельности (5-10 страниц).
3 Разработка перспективной комплексной программы развития предприятия (фирмы) (5-10 страниц).
4 Разработка бизнес-плана конкретного мероприятия, направленного на повышение эффективности деятельности фирмы (10-15 страниц).
Первый раздел «Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности» должен иметь следующее содержание:
1.1 Разработка (уточнение) Устава предприятия (Положения о подразделении).
1.2 Разработка (совершенствование) организационной структуры управления предприятием (подразделением).
1.3 Разработка (уточнение) функциональных обязанностей, прав, ответственности, стимулирования исполнителей и представление их в виде должностных инструкций.
1.4 Разработка (уточнение) Положений об отделах, службах, бюро и других подразделениях предприятия (фирмы).
1.5 Разработка договоров с деловыми партнерами и трудового договора (контракта) с работниками предприятия (фирмы).
При написании первого раздела необходимо проанализировать перечисленные организационно-правовые документы предприятия с точки зрения их наличия и качества разработки. В том случае, если названные документы на предприятии отсутствуют, студент должен их разработать самостоятельно и привести в курсовой работе. Если названные документы на предприятии есть, и их содержание полностью отвечает предъявляемым требованиям, студент должен отметить это при анализе и привести в курсовой работе все документы в полном объеме. Если перечисленные документы на предприятии есть, но их содержание частично или полностью не отвечает требованиям, студент должен переработать эти документы и привести в курсовой работе их новые (переработанные) варианты. Если документы требуют незначительной доработки или уточнения, то следует привести подлинники текстов документов, указав, какие именно доработки и уточнения в них должны быть сделаны, чтобы привести их в соответствие с требованиями.
Второй раздел «Экономические основы предпринимательской деятельности» должен иметь следующее содержание:
1.1 Определение основных показателей, оценивающих работу предприятия (фирмы).
1.2 Разработка положения о стимулировании труда работников предприятия (фирмы) и увязка этого положения с основными показателями, оценивающими работу предприятия в целом, а также отдельных подразделений предприятия и категорий персонала.
При написании этого раздела следует проанализировать основные показатели, с помощью которых оценивается деятельность предприятия, его подразделений и отдельных работников и при необходимости предложить другие или дополнительные показатели, которые студент считает нужным использовать для этой оценки.
На основании этих показателей должна быть построена система стимулирования труда работников предприятия. Для этого необходимо проанализировать имеющееся на предприятии Положение о стимулировании труда работников. Если такое Положение отсутствует, студент должен разработать его самостоятельно и привести в курсовой работе. Если Положение на предприятии есть, но оно, по мнению студента, не отвечает требованиям (например, не охватывает все подразделения и категории персонала, или не увязано с показателями оценки деятельности подразделений или категорий персонала, или имеет какие-то другие недостатки), то студент должен переработать соответствующее Положение и привести в курсовой работе новый его вариант. Если требуется несущественная переработка или доработка Положения о стимулировании или уточнение некоторых его моментов, то можно привести в курсовой работе имеющийся на предприятии вариант Положения, но при этом указать, какие именно исправления и уточнения должны быть в нем сделаны.
Третий раздел «Разработка перспективной комплексной программы развития предприятия (фирмы)» должен иметь следующее содержание:
3.1 Разработка возможных направлений повышения эффективности деятельности (увеличения прибыли) предприятия (социальных, экономических, организационных, технических) на основе использования диаграммы «Дерево противоречий» (прил. Г).
3.2 Составление бизнес-плана развития предприятия (фирмы), включающего в себя разработку основ маркетинговой, продуктовой, производственной, управленческой, финансовой, кадровой стратегии развития предприятия (фирмы), стратегии риска и методов его снижения.
При разработке этого раздела следует построить диаграмму «Дерево противоречий» (см. прил. Г), с помощью которой выявляются основные проблемы в деятельности организации. При этом следует рассмотреть основные направления деятельности фирмы под углом зрения четырех групп отношений: организационных, социальных, экономических и технико-технологических.
Выявленные в ходе построения диаграммы проблемы (нежелательные эффекты) и пути их решения (устранения) должны составить основу концепции дальнейшего развития предприятия. При этом все многообразие направлений повышения эффективности деятельности предприятия следует свести к следующим основным стратегиям: маркетинговой, продуктовой, производственной, управленческой, финансовой, стратегии риска и методов его снижения.
Четвертый раздел «Разработка бизнес-плана конкретного мероприятия, направленного на повышение эффективности деятельности фирмы» предполагает выбор из всего перечня мероприятий, представленных в третьем разделе курсовой работы, одного из наиболее значимых для дальнейшего развития предприятия и относящегося к одной из перечисленных стратегий, и разработку бизнес-плана этого мероприятия (например, освоения нового продукта или услуги, расширения производства, создания новых подразделений, внедрения новой технологии, нового оборудования и т. д.). При разработке бизнес-плана следует руководствоваться рекомендациями о структуре бизнес-плана, приведенными на с. 4 – 8 методических указаний.
Заключение
Заключение содержит основные выводы по проделанной работе и описание решений поставленных во введении задач. Объем заключения –2-3 страницы.
В приложениях к курсовой работе могут быть приведены словарь основных понятий, терминов по предпринимательской деятельности, которые используются студентом в курсовой работе; все вспомогательные материалы (подробные примеры, пояснения, модели, графики, схемы, диаграммы и т.д.); образцы организационно-правовых документов и др. Объем приложений не ограничивается.
Пояснительная записка к курсовой работе оформляется в соответствии с методическими указаниями по оформлению дипломных, курсовых и других видов учебных работ, разработанных на кафедре экономики и менеджмента сервиса. Образец оформления титульного листа приведен в прил. Д.
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Основной курс: Учеб. для вузов. –М.: ИНФРА-М, 1997.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. для вузов.– М.: Дело, 1999.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.– Иркутск: Миньон, 1995.
4. Законы об АО, ООО.
5. Кузьмичев А.Д. Отечественное предпринимательство/ А.Д. Кузьмичев, И.Н. Шапкин. – М.: Прогресс-Академия, 1995.
6. Основы предпринимательского дела: Благородный бизнес / Под ред. Ю.М. Осипова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
7. Предпринимательство: Учеб. / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, В.П. Старостин, Л.Г. Скомай; Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2000.
8. Предпринимательство: Учеб. для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
9. Современный бизнес: Учеб.: В 2 т.: Пер. с англ. Д.Речмен, М. Мескон и др.– М.: Республика, 1995.
10. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха: В 5 вып. – М.: Прогресс-Универс, 1995.
11. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практ. пособие.: Пер. с англ. – М.: Междунар. отн., 1995.
12. Щуплецов А.Ф. Экономика и организация предпринимательской деятельности. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1995.
13. Экономика и бизнес: Теория и практика предпринимательства / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: МВТУ им.Баумана, 1993.
14. Экономика предпринимательства: Курс лекций / В.И. Кушлин, П.Д. Половинкин, А.Н. Фоломаев и др. – М.: Владос, 1999.
Дополнительная
15. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса.– М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
16. Банкротство: стратегия и тактика выживания / Под ред. К.В. Иванова. –М.: Междунар. ин-т рыночных исслед., 1992.
17. Бизнес-план: Метод. материалы /Под ред. Р.Г. Маниловского.– М.: Финансы и статистика, 1996.
18. Боков В.В. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике: Учеб. пособие / Академия русских предпринимателей; Ин-т русского предпринимательства; В.В. Боков, П.В. Забелин, В.Г. Федцов.– М.: ПРИОР, 1999.
19. Буров В.П. Бизнес-план. Методика составления / В.П. Буров, В.А. Мирошкин, О.К. Новиков.– М.: Изд-во ЦИПКК АП, 1995.
20. Геммерлинг Г.А. Практический курс предпринимательства: Самоучитель / Г.А. Геммерлинг, С.В. Кондратьев, О.М. Ломакин. – М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.
21. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги: Организационные структуры, налоговое планирование, создание кредитных союзов. – М.: Анкин, 1999.
22. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
23. Гуськов С.В. Налоги в экономике предприятия: Учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 1999.
24. Дайновский В.А. 505 приемов бизнеса: Маркетинг, менеджмент, реклама, торговля, производство, налоги, стимулирование труда. – М.: А.С.К., 1998.
25. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича.– СПб.: СП «Автокомп», 1992.
26. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры.– М.: Издательский дом «Вильямс», 1992.
27. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под общ. ред. В.Е. Хруцкого. – М.: Республика, 1992.
28. Ковалев Е.В. Как создать, реорганизовать, ликвидировать фирму. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000.
29. Кочетков А.И. Налогообложение предпринимательской деятельности: Учеб.-практ. пособие.– М.: АО «ДИС», 1995.
30. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво: Этические и социально-психологические основы бизнеса: Практ.пособие.– М.: ИНФРА-М, 1995.
31. Лозовский Л.Ш. Словарь бизнесмена / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг.– М.: Экономика, 1999.
32. Лунев Н. Бизнес-план для получения инвестиций: Метод. Рекомендации /Н. Лунев, Л. Макаревич. – М.: ТОО «Внешсигма», 1995.
33. Марков Г.Н. Справочник предпринимателя. – СПб.: Альфа, 1999.
34. Пелих А.С. Бизнес-план, или Как организовать собственный бизнес: Анализ. Методика. Практикум: Практ. пособие. – М.: «Ось-89», 1996.
35. Предпринимательство: Законодательные и нормативные акты. Комментарии.– М.: АО «ПОЛИЭКС», 1994.
36. Райзберг Б.А. Предпринимательство и риск. – М.: Знание, 1992.
37. Росс М. Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг / М. Росс, Т. Росс; Пер. с англ. Г. Моисеенко. – М.: Гранд, 1996.
38. Самоукин А.И. Сборник задач по бизнесу: Тесты и задачи с ответами и решениями для учащихся старших классов / А.И. Самоукин, А.Л. Шишов. – М.: Новая школа, 1995.
39. Сафонов М.Н. Создание, реорганизация и ликвидация организаций.– М.: ИНФРА-М, 1997.
40. Секреты успеха: Уроки гениев бизнеса. – М.: Интеллект-Экспресс, 1992.
41. Серван Шрейбер Жан-Луи. Ремесло предпринимателя: Серван Шрейбер Перла. Десять портретов предпринимателей.: Пер. с фр. – М.: Междунар. отн., 1993.
42. Справочник предпринимателя: Розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. / Х. Юхель, О. Хеллер, М. Ланген.; Пер. с нем. О.Ю. Григорьевой. – М.: Наука, 1994.
43. Технология бизнеса: Учеб. / С.П. Исмуратов, И.Л. Петренко, С.А. Пикулев, Е.И. Чивилихин; Под ред. Е.И.Чивилихина. – М.: ТЦ СФЕРА, 1999.
44. Циммерманн Х.П. К большому успеху в малом бизнесе: Вверх по служебной лестнице: Пер. с нем.– М.: АО «Интерэксперт», 1996.
45. Швальбе Бербель, Швальбе Хайнц. Личность, карьера, успех:: Пер. с нем. – М.: АО «Издат. группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993.
46. Энциклопедия малого бизнеса: Практ. пособие для предпринимателей / Под ред. Т.А. Слука.– М.: Изд-во «Одиссей», 1994.
47. Яковлев Р.А. Оплата труда на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
Приложение А
Финансовые показатели создаваемой фирмы
Таблица 1
Прогноз доходов и затрат фирмы на первые три года ее развития
Наименование показателя | 200_ г. | 200_г. | 200_г. |
1.Объем продаж, тыс.шт. | |||
2.Цена на единицу прод. (услуги), тыс.р. | |||
3.Доход от продажи, тыс.р. | 4 500 | 13 500 | 18 000 |
4.Допустимая величина безнадежных долгов, тыс.р. | |||
5.Уточненный доход от продаж, тыс.р. | 4 460 | 13 380 | 17 850 |
6.Себестоимость реализованной продукции, тыс.р. | 2 832 | 8 675 | 9 802 |
7.Валовая прибыль, тыс.р. | 1 668 | 4 705 | 8 048 |
8.Остаток прибыли до уплаты процента за кредит и налогов, тыс.р. | 1 668 | 4 705 | 8 048 |
9.Проценты за кредит | - | - | - |
10.Налоги | 2 352,5 | 4 024 | |
11.Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс.р. | 2 352,5 | 4 024 |
Таблица 2
Прогнозные показатели развития фирмы на первые три года
Наименование показателя | 200_ г. | 200_г. | 200_г. |
1.Объем продаж, тыс.шт. | |||
2.Цена за единицу продукции (услуги), тыс.р. | |||
3.Доход от продаж, тыс.р. | 4 500 | 13 500 | 18 000 |
4.Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс.р. | 2 352,5 | 4 024 | |
5.Рентабельность продаж, проц. | 18,5 | 17,4 | 22,3 |
Приложение Б
Пример построения графика безубыточности
Сумма продаж,
затраты, тыс.р.
|
9
8
|
6
5
3
|
2
1
20 40 60 80 100 120
Рисунок 1 – График безубыточности:
- выручка
____________ - совокупные затраты
На данном графике видно, что безубыточность будет достигнута в тот момент, когда предприятие будет обслуживать около 60 клиентов в месяц.
Приложение В