Трагедия поэта в «страшном мире»




Урок 26-27.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК

Сведения из биографии. Лирика Блока. Поэма «Двенадцать».

Цель урока

1.Обзор жизни и творчества поэта.

2. Раскрыть историю создания поэмы и неоднозначную ее трактовку современниками.

3. Активизировать мышление учащихся.

 

План урока

1. Лекция учителя.

2. Чтение и анализ стихотворений А.А. Блока (по выбору учителя).

3. Анализ поэмы «Двенадцать».

Ход урока.

1. Лекция учителя. Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 г. в Петербурге. Отец поэта, Александр Львович — профессор кафедры государственного права Варшавского университета. Родители разошлись сразу после рождения мальчика, поэтому с отцом своим Блок встречался редко. Между тем Ф.М. Достоевский так отозвался о Блоке-старшем: «Похож на Байрона...». Сын пошел дальше: «...было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его. Я встречался с ним мало, но помню его кровно». Воспитывался Блок в семье матери, Александры Андреевны Бекетовой (по второму браку Кублицкой-Пиоттух). Дед Блока, Андрей Николаевич Бекетов, был видный ученый-ботаник, одно время — ректор Петербургского университета.

Бабка Блока по матери была известной переводчицей, мать и тетка писали и переводили в стихах и прозе. Неудивительно, что еще мальчишкой будущий поэт приобщился к литературной деятельности.

Образование Блок получил во Введенской гимназии и в Петербургском университете, на славяно-русском отделении историко-филологического факультета, который он окончил в 1906 г. Ранние его стихи составили первую книгу, выпущенную в 1904 г. — «Стихи о Прекрасной Даме». Во второй сборник — «Нечаянная радость» — вошли стихи 1904—1906 гг. В 1907 г. вышел сборник «Снежная маска». В 1906 г. поэт написал три лирические драмы — «Незнакомка», «Король на площади» и «Балаганчик». После поездки в Италию в 1909 г. создан цикл «Итальянских стихов», весной 1914 г. лирический цикл «Кармен». В 1911 г. А.А. Блок начинает работу над поэмой «Возмездие», которая продолжалась до 1916 г., но поэма так и осталась незавершенной.

Октябрь 1917 г. Блок принял спокойно. В январе 1918 г. он создал поэму «Двенадцать», тогда же были написаны «Скифы». Жизнь поэта в советское время подвергалась испытанием холодом, голодом, болезнями близких, вестями о смерти знакомых, подселением в квартиру Блока матроса Шурки. Родовое имение деда — Шахматово — было разграблено крестьянами, которые сожгли прекрасную бекетовскую библиотеку. В апреле 1921 г. у Блока появились первые признаки заболевания сердца. 7 августа 1921 г. он скончался. Впереди траурной процессии шли священники, затем родные и близкие поэта — женат Блок был на дочери выдающегося российского химика Д.И. Менделеева Любови Дмитриевне. Гроб несли к Смоленскому кладбищу открытым на руках. Предсмертные страдания изменили лицо Блока до неузнаваемости, оно совсем не походило на известный портрет кисти Сомова, на последние прижизненные фотографии поэта. С его смертью фактически закончился Серебряный век русской поэзии.

2. Чтение и анализ стихотворений А.А. Блока по выбору учителя.

Об этом человеке, строгом и замкнутом, углубленном в свои невеселые думы, рассказывают многие и очень разные люди. Мало о ком из русских писателей нашего (XX. —Авт.) века образовалась такая обильная мемуарная литература. И это при том, что Блок вел уединенный образ жизни, редко появлялся на людях. Оно и понятно: очень уж неординарна, обаятельна и притягательна была сама личность Александра Александровича Блока». (Вл. Орлов. Александр Блок в памяти современников.)

Трагедия поэта в «страшном мире»

 

1. Лекция учителя. Темные, страшные стороны действительности изображены в циклах «Страшный мир» (1908—1916) и «Возмездие» (1907—1913). «Страшный мир» — это царство тьмы, зла, социальной несправедливости, где «богатый зол и рад», а бедный «вновь унижен», обречен на гибель. Человек, живущий в «страшном мире», и сам становится игрушкой в руках темных, «демонических» сил. В душе его развязаны «дикие страсти», превращающие самое светлое начало жизни — любовь — в губительную страсть, горькую, как полынь. В цикле «Страшный мир» (как и ранее в цикле «Город») поэт рисует современную ему, по большей части городскую действительность, униженных обитателей земного ада, а также тех «демонов» и живых мертвецов, в которых силы зла воплотились наиболее явно.

Но «страшный мир» — и более широкое понятие, это изображение состояния души лирического героя с ее предчувствием гибели, ее духовной опустошенностью и смертельной усталостью:

Земное сердце уставало

Так много лет, так много дней...

Земное счастье запоздало

На тройке бешеной своей!

В стихотворном цикле «Возмездие» главной темой стал тот же «страшный мир», отраженный в душе лирического героя. Прекрасный от природы человек искажен «жизни суетой» и сам становится частью страшной действительности. В стихотворении без названия, созданном в феврале 1910 г., звучат отчаянные мотивы. Поэт тяготится «тьмой» Родины, здесь впервые проходит мысль о возможной эмиграции:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Но Блок не эмигрировал ни в Европу, ни в Америку. Более того, два года спустя он сумел преодолеть тягостные впечатления от «страшного мира» и увидеть «свет в конце туннеля», сравнивая Русь с новой Америкой в одноименном стихотворении:

Уголь стонет, и соль забелелась,

И железная воет руда...

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда!

(«Новая Америка», 12 декабря 1913)

Прочтите отрывок из поэмы А.А. Блока «Возмездие», написанной в начале XX в., и ответьте на вопрос: Можно ли эти строчки считать поэтическим предсказанием на XX век? Изложите свою точку зрения, указав, что сбылось из предсказаний Блока.

Двадцатый век...

Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.)

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рев машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер...

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к Отчизне...

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

Поэма «Двенадцать»

 

 

1. Вступительное слово учителя. Поэма А. Блока «Двенадцать» в ее современной трактовке многопланова, вот почему ее чтение с необходимыми комментариями мы советуем провести непосредственно на уроке. Это позволяет сделать небольшой объем произведения. Но в начале урока следует заинтересовать выпускников рассказом о неоднозначной реакции современников на произведение.

Пожалуй, говорит учитель в начале своего вступительного слова, в творчестве Александра Блока нет другого произведения, вызвавшего столь бурную и разнообразную реакцию современников, как поэма «Двенадцать». Она была создана в январе 1918 г. и по времени явилась первой советской поэмой. Она резко не походила на все, что ранее было создано поэтом. Маяковский отмечал: «Поэмой зачитывались "белые" и "красные"». Выходит, каждый из них считал поэму своей? Уже после Октября 1917 г. Зинаида Гиппиус, не только коллега по писательскому цеху, но и друг семьи, интересовалась: «Уж вы, пожалуй, не с большевиками ли?» После выхода в свет поэмы она же откровенно спросила, за сколько серебреников Блок продался большевикам. Согласно воспоминаниям Г. Иванова, незадолго до расстрела Н. Гумилев убежденно говорил, что Блок, написав «Двенадцать», вторично распял Христа и еще раз расстрелял Государя». Но, как свидетельствует дневниковая запись самого А. Блока, уже в день появления поэмы в газете «Знамя труда» своим телефонным восторгом поделился Всеволод Мейерхольд. В большевистской «правде» поэма называлась не только «величайшим достижением» самого А. Блока, но и вообще «русской поэзии после Пушкина, Некрасова, Тютчева». Поэма «стала первой страницей в советской литературе». Именно такая оценка преобладала в отечественном литературоведении долгие годы, стала хрестоматийной, войдя во все школьные и вузовские учебники.

В день окончания поэмы, 29 января 1918 г. Блок записал в своем дневнике: «Сегодня я — гений». С этой самооценкой поэта трудно спорить. Но в чем заключается гениальность художника? По-видимому, прежде всего в многоплановости звучания его произведения.

2. Комментированное чтение поэмы. Учитель в необходимых случаях акцентирует внимание учащихся на детали, строчке, которые станут предметом дискуссии на следующих уроках.

«Вечные образы» в поэме «Двенадцать»

Блок очень точен в деталях в своей поэме. Вспомните самое начало поэмы.

♦ Как можно доказать, что действие поэмы проходит именно в январе 1918 г.? (лозунг «вся власть Учредительному Собранию!»)

♦ Какие образы, традиционно трактовавшиеся как «представители старого мира», рисует поэт в начале произведения? («буржуй на перекрестке», «писатель — Вития», «товарищ поп», «барыня в каракуле».)

♦ Открещивается ли поэт от «представителей старого мира»?

♦ Может, Блок просто призывает к миру и согласию, предостерегает от напрасных жертв, большинство из которых еще впереди?

♦ Во второй главе появляются главные герои поэмы. Какая деталь в их облике настораживает вас как читателей? (Бубновый туз.)

♦ Символом чего являлся бубновый туз? (Анархизма.)

♦ Для чего бубновый туз рисовался на куртках российских каторжан до революции? (Чтобы в случае побега охране было легче целиться по их спинам.)

♦ Эта последняя трактовка значения бубнового туза — можно ли в таком случае считать поэму апофеозом революции, если автор завуалированно призывает стрелять по главным героям?

♦ «Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное», — утверждал И.А. Бунин. В какой главе Блок использует стилизацию под народную речь, за которую его упрекал И. Бунин?

♦ Ваше отношение к этой стилизации?

♦ Катька нарушила библейскую заповедь «не блуди». Почему же красногвардейцы метятся в ее ухажера Ваньку?

♦ Но пуля попадает в Катьку... Это — восстановление библейской справедливости или нечто философски-символичное?

♦ Как герои поэмы отвечают на вопрос: «Нужна ли любовь бойцу революции?»

♦ А как вы ответите на тот же самый вопрос?

♦ Обращение к Богу в восьмой главе «Успокой, Господи, душу рабы твоей...» — традиционно-поминальное или неожиданное для читателей?

♦ Согласно одному из описаний предсмертной болезни Блока, умирающий поэт бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть один?

«Люба, хорошенько поищи и сожги, все сожги». Любовь Дмитриевна, жена поэта, терпеливо повторяла, что все уничтожены, ни одного не осталось. Как вы считаете, такое отношение Блока к поэме «Двенадцать» — «бред сумасшедшего» (по авторитетному мнению К. Чуковского, Блок заболел не сердечным, а психическим заболеванием) или позднее раскаяние за содеянное?

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Как я понимаю смысл финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?»

или проанализировать одно из стихотворений А.А. Блока (по выбору учащегося).

или найти цветовую гамму поэмы А.А. Блока «Двенадцать». Закрасить в соответствии с увиденным вами три прямоугольника, расположенные друг под другом. Объясните цветовую символику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: