Помощь в профессиональной ориентации подростков и т.д.




Приоритетные направления деятельности социального педагога

  1. Работа с девиантными подростками

Для эффективного проведения коррекционной работы мы организовали работу по определению и объединению усилий субъектов по оказанию помощи подростку с девиантным поведением.

Эффект коррекционной работы с подростками с девиантным поведением обычно определяют следующие факторы:

  • установка подростка и семьи на помощь специалиста;
  • учет характерологических особенностей подростка;
  • возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения;
  • взаимодействие субъектов реализации работы по коррекции девиантного поведения подростков (психолог, врач, педагоги).
  • реализация индивидуального подхода.

Для эффективной деятельности социального педагога по коррекции девиантного поведения подростков осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов:

  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
  • организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;
  • поддерживает подростков, попавших в экстремальные ситуации;
  • взаимодействует с центрами психологической поддержки подростков с девиантным поведением.

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые социальным психологом в работе с девиантными подростками.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.

 

Работа с семьями

Работа с семьей – составная часть работы социального педагога. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества, а значит, и училища. Социальный педагог, руководствуясь педагогическим тактом, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли посредника, между ребенком и родителями и консультанта. Важно отметить, что некоторые родители, определив ребенка в школу, не уделяют достаточного внимания своим детям, зачастую многие родители не знают о пропусках их детьми учебных занятий, и как следствие о задолженностях по предметам, не аттестации, исходя из этого вытекают следующие направления работы социального педагога по работе с семьей.

Направления работы социального педагога по работе с семьей:

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого образовательным учреждением.

2. Своевременное информирование родителей о проблемах обучающихся.

3. Корректировка воспитания в семьях отдельных обучающихся.

4. Взаимодействие с заместителем директора по УВР, общественными организациями родителей, Советом профилактики, с ОДН УВД, КДН и ЗП и других служб города.

Практика по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность предполагает, решение следующих воспитательных задач:
– установление дружественных отношения сотрудничества;
– нормализацию отношений детей и родителей за счет позитивного переживания;
– родители лучше узнают своих детей, а социальный педагог – родителей;
– достигается большой охват учащихся различными формами воспитательной работы, положительное влияние на подростков различных людей.

Профилактическое направление:

Работа по профилактике правонарушений складывается из нескольких направлений деятельности:

– работа с детьми «группы риска»;
– работа с родителями;
– взаимодействие с ОДН УВД, КДН и ЗП и другие службы города.
– с целью профилактики правонарушений использовался наглядный материал – памятки по профилактики правонарушений (оформление стенда).
– в течение года анкетирование с целью профилактики правонарушений и повышения в области права;
– в течение года лектории по профилактике правонарушений и безнадзорности;
– в течение года запланированы классные часы с показом презентаций о вреде алкоголя, курения, токсических и наркотических веществ;
– в течение года запланированы проведение бесед совместно с инспектором ОДН УВД с обучающимися.

Поддерживается связь социального педагога с опекунами, отделом опеки и попечительства через выходы в семьи.

  1. Работа по профилактике преступлений и правонарушений

Система работы социального педагога
1. Диагностическая деятельность (выявление учащихся с отклонениями в поведении, изучение уровня развития и воспитанности, наблюдение за воспитанником в различных ситуациях, положение ребенка в коллективе, определение уровня самооценки, изучение особенностей характера и темперамента воспитанника, определение мотивов поведения).

2. Индивидуально-коррекционная работа (консультирование по вопросам исправления недостатков поведения, изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия, ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе; вовлечение воспитанников в активную общественную работу; проведение тренингов общения; проведение тренингов психологической разгрузки; привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку; индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми).


3. Работа с семьей (изучение социального положения ребенка в семье; посещение семей с целью проведения бесед; индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия).


4. Информационная, организационно-методическая деятельность (проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п; разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков; составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН; разработка материалов в помощь классному руководителю).

 

  1. Работа, направленная на формированию здорового образа жизни

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков, и, как следствие, улучшение психо-эмоционального состояния воспитанника.

Помощь в профессиональной ориентации подростков и т.д.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на психологическую подготовку подростка к выбору профессии на основе ознакомления с его интересами, наклонностями, способностями, состоянием здоровья, особенностями физического и психического статуса, а также с учетом знаний о характере различных профессий и требованиях, предъявляемых ими к состоянию здоровья и личностным особенностям работающих.

Эта работа нацелена на выявление личностных качеств и индивидуальных особенностей, что позволяет школьнику лучше понять себя, свои склонности, потребности, способности и осознанно подойти к выбору профессии.Профориентация является социально-профессиональной ориентацией и психологической поддержкой одновременно, которая современному подростку просто необходима. Большая профориентационная работа сегодня ведётся в школах, социальными педагогами.

Выводы

Как правило, для социального педагога в образовательных учреждениях ставят следующие задачи:

1. Осуществить работу программы образовательного учреждения.

2. Проводить обучающие встречи и беседы с классными руководителями о методах и формах работы с детьми отклоняющего поведения с целью повышения эффективности профилактической деятельности.

3. Обеспечивать посещаемость обучающихся, состоящих на учете образовательного учерждения, стоящих на учете в других службах города, с целью предупреждения повторного года обучения.

Ожидаемый результат работы социального педагога:

1. Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.

2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).

3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.

4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.

5. Уменьшение количества правонарушений.

6. Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.

 

Проблема современности: как отдельный человек, так и вся семья в целом переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции.

Причинами этого являются кризисные явления, идущие в обществе, государстве, а следовательно и в семье. В первую очередь нестабильность семьи (разводы), во вторую очередь дезорганизация семьи (конфликты). Нравственно-психологический климат в семье, является определяющим фактором в социализации личности. Отсюда можно сделать вывод, что необходима социальная работа образовательного учреждения с семьей.

Интегрированное влияние образовательных учреждений, различных служб, в том числе и социальных, требует обширной диагностической информации – общих данных о семьях и т.д;

Своевременное выявление функционально несостоятельных семей и коррекция успешного семейного воспитания,

Социологическое изучение и коррекция факторов среды – важный элемент профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности.
Список используемой литературы:

 

  1. Педагогический словарь.
  2. Сайт школы ЮВАО г. Москвы № 1439- www.edu1439.ru
  3. Статья. Взаимоотношения с родителями. 2012 г.
  4. Башкирова М.В. Анализ деятельности социального педагога. Сайт www.festival.1september.ru/articules/584102/
  5. Бахметьева Е.Л. Организация, содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе. Сайт www.festival.1september.ru/articules/584102/
  6. Статья. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении

7. В помощь социальному педагогу / сост. Н. С. Криволап. — Минск: Красико-Принт, 2006. — 128 с— (Деятельность классного руководителя).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: