Содержание
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1.Содержание, методы и принципы социально-психологической диагностики………………..…………………………………………………..….4
1.1 Организация социально-психологической диагностики…………………..4
1.2 Характеристика основных методов социально-психологической диагностики и особенности их применения в прикладной социальной психологии……………………………………………………………………….15
Формализованные методики……………………………………………...…….16
Малоформализованные методики……………………………………………...23
Глава 2. Сравнительная характеристика социально психологических методов исследований………………………………………………………………..........29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33
Введение
В настоящие время интенсивно ведутся работы по исследованию различных социально-психологических феноменов. В этой связи представляется интересным рассмотреть вопрос о характеристики методов которые используются, т.к. только правильное понимание методов может дать хорошие результаты при исследовании.
Данная проблема является достаточно разработанной ее занимались многие отечественные ученные такие как: Ядов, Андреева, Свенцицкий и др. На западе так же этой проблеме было уделено значительное внимание было выпущено большое количество работ, таких авторов как Пэнто, Гравитц, Кэмбелл и др.
Цель работы: рассмотреть основные методы социально-психологических исследований.
Объект исследования: основные социально психологические методы
Предмет исследования: различные социально психологические методики их содержание и структура
|
Гипотеза: выявить наиболее эффективный метод
Задачи:
· Дать характеристику основным методам используемым в социально-психологических исследованиях
· Сравнить методы социально психологических исследований
Глава 1.Содержание, методы и принципы социально-психологической диагностики
Организация социально-психологической диагностики
Программное обеспечение социально-психологической диагностики. При разговоре о социально-психологической диагностики следует рассмотреть взаимосвязь понятий, которые в социально-психологической литературе часто употребляются как синонимы. Речь идет о терминах «психодиагностика», «исследование», «обследование», «установление диагноза».
Термин «исследование» целесообразней употреблять, когда речь идет о фундаментальном изучении научных проблем, когда осуществляется приращение знания для науки. Когда же речь идет о прикладных исследованиях, призванных решать практические задачи (распознание явлений, описание его характеристик, выяснение причин и построение диагноза), то целесообразней пользоваться термином «социально-психологическая диагностика». «Установление диагноза» в этом случае является конечным, заключительным этапом диагностики как процесса, включающего в качестве предыдущих этапов сбор данных в соответствии с задачами, которые ставит заказчик, решение многих организационных вопросов, когда диагностируются организации, большие социальные группы, обработка и анализ информацию.
|
Причем следует отметить, что особенности организационной стороны диагностирования, предшествующей установления социально-психологического диагноза, зависят в значительной степени от уровня диагностируемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного уровней), от сферы, в которой наблюдается данное явление (социально-бытовая, производственно-экономическая и пр.), а также от условий, в которых протекает диагностируемое явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).
Логика научного, особенно фундаментального исследования, в том числе и социального, привела к разработке довольно жесткого механизма, алгоритма получения научных результатов. Такой алгоритм, или план получил название программы социально исследования. Она включает в себя, в частности, формулировку проблемы, определения объекта и предмета исследования, формулировку цели и задач, эмпирическое определение основных понятий, используемых в исследовании, выдвижение гипотез, описания методов и методик, составления плана-графика исследования.
Существует мнение, что такого рода программы следует разрабатывать лишь при проведении фундаментальных исследований, а психологу – прикладнику тратить время и усилия на написание подобных программ вовсе необязательно. Однако, такая точка зрения справедлива лишь отчасти. Разумеется, вряд ля целесообразно психологу-прикладнику разрабатывать такие же программы при диагностировании социально-психологических характеристик групп и личности, как при проведении фундаментальных исследований. Тем не менее в упрощенном, «облегченном» виде подобная программа действий по достижению поставленной цели и решению поставленных задач должна иметь место в любом случае.
|
Без четкого определения проблемы, ограничения в связи с этим предмета диагностирования, без эмпирического определения основных понятий, без четкого перечисления задач в соответствии с поставленной целью и формулировки гипотез, а все это структурные компоненты программы, невозможно или очень трудно провести целенаправленное диагностирование социально-психологических явлений.
Кроме того, наличие программы диагностирования сложных социально-психологических явлений позволяет как заказчику, так и другим исследователям или экспертам судить о достаточно обоснованно о компетентности Исполнителя (практического психолога), дает возможность повторить диагностирование согласно изложенному в программе алгоритму и проверить полученные результаты. В ряде случаев Заказчик, опираясь на экспертное заключение о непрофессионально подготовленной программе, явлении, может прекратить финансирование и выбрать своевременно другого исполнителя, сэкономив тем самым свои средства и время.
Программа начинается, как правило, с уточнения и формулировки проблемы, которая задается заказчиком, а не интересом психолога или его научным руководителем. Однако заказчик довольно часто сам не может достаточно четко в терминах социальной психологии сформулировать проблему или же формирует ее своим обыденным языком в меру своего понимания ситуации и своих намерений. В связи с этим психолог-практик скорректировать более четко сформулировать проблему диагностического обследования.
После формулировки проблемы в программе уточняется предмет и объект диагностирования.
Весьма важным при разработке программы диагностирования является формулировка цели и задач обследования. Под целью принято понимать конечный результат, которого хочет добиться специальный психолог в соответствии с проблемой и предметом, а под задачами – промежуточные результаты, последовательное решение которых позволяет достичь цели.
Подобное описание задач важно для последующего этапа разработки программы-формирования гипотез. Все элементы программы теснейшим образом взаимосвязаны. К сожалению, анализ многих программ как научных, так и прикладных обследований показывает, что часто такой взаимосвязи между элементами в них нет.
Обязательным элементом программы является также эмпирическое обследование основных понятий, используемых в исследовании. При этом содержание какого-либо понятия, за которым стоит определенное социальное - психологическое явление, как бы расширяется на ряд других понятий более низкого уровня, имеющего эмпирические показатели реальной социальной действительности. Такое эмпирическое определение понятий важно еще и потому, что в социальной психологии существует много понятий, которые весьма по-разному определяются разными авторами. Это может приводить к различным результатам при диагностировании одного и того же предмета и объекта. Поэтому столь важно знать, что же вкладывается в то или иное понятие на уровне эмпирических индикаторов.[18, c 45]
В случае, когда речь идет об однозначно понимаемых терминах, эмпирического определения понятий как элемента программы прикладного обследования не требуется.
Помимо теоретико-методологической части, существует еще и процедурная часть программы. Она включает в себя описание методов и конкретных методик диагностирования, указания выборочного стратегического плана обследования и его организацию, план-график всего процесса диагностирования, от разработки программ и согласования ее с заказчиком до составления итогового отчета или справки с результатами диагностирования и их анализом.
Социально-психологическая диагностика всегда осуществляется в рамках той или иной теоретической концепции, парадигмы, например позитивистской или понимающей психологии. Причем эффективность социально-психологической диагностики зависит как от выбранной парадигмы, так и от отобранных на ее основе методов и методик, которые должны быть адекватны объекту и предмету, конкретной проблемной ситуации.
После того как выбраны и описаны методы и методики диагностики, психолог-практик переходит к выбору стратегического плана обследования диагностируемого объекта – разведывательному, описательному или экспериментальному. Разведывательный план выбирается при полной неизученности объекта. В этом случае отбираются и адекватные ему методики и методы: полусвободное наблюдение, свободное интервью, традиционный анализ документов.
В случае определенной предварительной изученности выбирается описательный план диагностирования и соответствующие ему методы.
После выбора метода и методик, адекватных диагностируемой проблеме, задачам и гипотезам, изложенным в теоретико-методологической части программы, дается краткое описание организации всего процесса диагностирования. В этом разделе процедурной части указывается, кто является заказчиком и исполнителем данного обследования, и в какие сроки оно осуществляется. Уточняется конкретный объект исследования. Указывается тип выборки (если речь идет не о сплошном, а о выборочном обследовании).
Как правило, выборочное исследование осуществляется при диагностировании социально-психологических явлений на макро- и микроуровнях в целях экономии времени и средств. Делается это для обеспечения репрезентативности данных. Процедура отбора единиц в выборку для последующего диагностирования может быть достаточно простой, когда отбирается каждый десятый, сотый член какой-либо общины, коллектива. Или же достаточно сложной в случае, например, квотной выборки, когда стараются отбирать в выборку индивидов сразу по нескольким значимым параметрам, чтобы в совокупности они отражали в миниатюре обследуемую генеральную совокупность, т.е. какую-либо популяцию людей или вещей.
Тип выборки во многом определяется целями, задачами и гипотезами социально-психологического диагностирования, а также структурой изучаемого объекта.Так, механическая выборка допустима, когда есть уверенность в том, что изучаемые признаки достаточно равномерно распределены в генеральной совокупности и не требуют детального и глубокого изучения внутренних взаимосвязей данном объекте. Районированная выборка предлагает отбор не отдельных индивидов, а отдельных социальных групп, организаций, члены которой обладают какой то значимой для диагноза качественной характеристикой, отличающий их друг от друга. Это могут быть социально-экономические особенности региона, уровень жизни, уровень правонарушений и т.д.
Как правило, на практике, особенно при диагностировании социально-психологических явлений на макроуровне, прибегают к смешанному типу выборки: районированная на первом этапе ее формирования и случайная механическая или квотная – на последнем ее этапе. Квотная выборка предполагается там, где требуется изучить и выявить сложные внутренние взаимозависимости изучаемого объекта.
Что касается объемов выборки, то они могут варьироваться в очень больших пределах – от нескольких десятков единиц, до несколько тысяч. Эти размеры зависят, прежде всего, от масштабов диагностируемого явления, а так же от внутренней его сложности и степени выявления следственно-причинной связи между переменными внутри этого явления.
На макро - и личностном уровнях обоснованность и надежность данных достигаются за счет стандартизации обеспечения валидности и надежности методик.
Завершается написание программы диагностирования составлением рабочего плана-графика его реализации, в котором последовательно в соответствии с сетевым графиком перечисляются виды работ, выполняемых практическими психологами, сроки их реализации, ответственные за реализацию каждого этапа обследования.
Традиционно сложилось так, что при диагностике массовых социально-психологических явлений используется программное обеспечение. Но как бы не респектабельно выглядела программа и какой бы внешний эффект не производила на Заказчика или Клиента, практический психолог не в силах в полном объеме ее составить по любому поводу. В противном случае его лишат работы на следующий день Заказчика, Клиента интересует конечный результат, а не научные атрибуты.
Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики. В прикладной социальной психологии процесс диагностирования начинается с оформления отношений с заказчиком (клиентом), который приходит к психологу-практику со своей проблемой. Если заказчиком является кто-то из руководителей практического психолога (т.е. заказ происходит внутри организации, в которой работает психолог), то процедура эта сводится порой до устной договоренности о сроках социально-психологического диагностирования и ожидаемом от психолога-практика результате. Если же заказчиком является другая организация или частное лицо, а диагностируется достаточно сложный предмет (социально-психологическое явление), то отношения между психологом и заказчиком оформляются юридическим путем заключения договора или трудового соотношения о взаимных обязательствах сторон.
В этом договоре Заказчик в лице руководителя учреждения, заказывающего диагностирование, берет на себя обязательства своевременно оплатить работу Исполнителя в лице психолога-практика согласно предъявленной смете расхода, которая служит приложением к договорам. В ряде случаев заказчик осуществляет помощь психологу в форме предоставления помещений, оргтехники, размножении полевых документов, машинной обработке данных и т.п. Все это должно обговариваться в договоре. Исполнитель в лице практического психолога, в свою очередь берет на себя обязательств своевременно и качественно провести диагностирование интересующего Заказчика социально-психологического явления и в обозначенный планом – графиком срок предоставить итоговый отчет.
В договоре также, как правило, оговариваются штрафные санкции за нарушение взаимных обязательств обеими сторонами. В частности, в случае несвоевременного финансирования (выплата аванса для размножения в типографии полевых документов, оплаты интервьюеров или анкетеров при сборе информации и т.д.) Исполнитель имеет право отодвинуть сроки предъявления итогового и промежуточного отчетов. В случае низкого качества диагностирования (которое определяется независимыми экспертами) Заказчик имеет право снизить размеры оплаты или прекратить финансирование обследования. То же самое может быть и при нарушении Исполнителем сроков проведения диагностирования. Прежде чем подписывать договор с Заказчиком, Исполнитель в лице психолога-практика должен взвесить свои силы и возможности своевременного выполнения возложенных на него условиями договора обязательств.
После того как подписан договор о взаимных обязательствах с Заказчиком и согласована формулировка проблемы, сроки и формы предъявления результатов социально - психологического диагностирования, наступает момент формирования авторского коллектива, каждый член которого является специалистом в какой-либо области прикладной социальной психологии. Внутри авторского коллектива осуществляется распределение обязанностей и ответственности: кто то занимается разработкой программы, кто-то разработкой и подбором методик (или апробацией к изучаемому объекту и предмету), кто-то отвечает за подготовку к полевой стадии сбора информации, кто-то – за обработку информации на ЭВМ, кто-то – за анализ информации и составление промежуточного и итогового отчетов. Общее руководство в любом случае остается за руководителем авторского коллектива. Через него осуществляется связь и и согласование рабочих вопросов с Заказчиком, подписание финансовых документов и т.п.
После распределения ролей члены авторского коллектива приступают к работе, и прежде всего – к разработке программ обследования интересующего Заказчика объекта и предметы. Параллельно с разработкой программ или с небольшим временным сдвигом осуществляется выбор методов и подбор методик для диагностирования или их самостоятельная разработка. Что касается классификации методов диагностирования, то в обширной литературе посвященной освещению методов социологических и психологических исследований, предпринимались различные попытки их систематизировать.
Целесообразно в теоретико-методологическом плане разводить понятия методы, методики и техники диагностирования, в том числе и социально-психологического. Под методом следует понимать один из универсальных способов постижения, познания, описания явлений действительности, в основе которых лежит какой-то один принцип. Под методикой целесообразно понимать совокупность методических, технических приемов, модифицирующих данный метод своеобразием, последовательностью и взаимосвязью этих приемов. Методики в отличие от метода, который носит более универсальный характер, всегда привязаны к изучению какого-либо конкретного предмета (например, методика ДМО – диагностика межличностных отношений Лири). Под техникой диагностирования принято понимать совокупность «специальных приемов для эффективного использования того или иного метода»[20, c 75] (например, приемы статистического анализа, приемы контроля надежности информации, приемы измерения количественных характеристик и т.д.)
После того как разработаны методики диагностирования (или взяты готовые, стандартные методики), весьма желателен этап или апробация этих методика небольшой пробной выборке. Что же касается самостоятельно разработанных методик, то они, как правило, нуждаются в предварительной апробации. Формулировка вопросов или веер готовых ответов, предлагаемых опрашиваемым, требует уточнений.
Последующий этап организации социально-психологического диагностирования включает в себя подготовительный этап к «полевой стадии», то есть к сбору информации по интересующей проблеме. На этом этапе размножаются уже скорректированные и, возможно, согласованные с Заказчиком рабочие документы: вопросники анкет или интервью, бланки карточек наблюдения или контент - анализ документов, инструкции интервьюерам и т.п.
На этом этапе математики – программисты, вооружившись программой и рабочими методиками, могут начинать разрабатывать программу математической обработки той первичной информации, которая будет собрана в ходе полевой стадии обследования. В это же время формируется и окончательно оформляется выборка и ее тип (естественно, если речь идет о выборочном обследовании). Причем с учетом количества задействованных интервьюеров готовится для каждого бланк-задание, в котором общая выборка «раскладывается» на число частей, равное количеству интервьюеров.
Следующим этапом организации обследования является так называемая полевая стадия – этап сбора первичной эмпирической информации. Этот этап чрезвычайно ответственен, так как от него зависят качество и надежность полученных выводов и рекомендаций диагностирования.
После этапа сбора первичной информации с помощью различных методов наступает этап обработки этой информации и ее анализа. Это обработка может осуществляться вручную или с помощью ЭВМ. Все зависит от масштабов собранной информации и глубины ее анализа.
Если этот массив небольшой и Заказчика устраивает вполне поверхностное, «линейное» описание интересующего его объекта, то не стоит тратить время на математическую обработку с помощью ЭВМ. Если же массив весьма большой и требуется большая глубина анализа, вытекающая из требований Заказчика, то в этом случае обращение к обработке на ЭВМ оправдывает себя, несмотря на определенные временные и финансовые затраты. Результаты обработки оформляются в виде машинных табуляграмм, таблиц, графиков и пр. Но эти ряды сухих цифр, протоколы экспериментов требуют осмысления, анализа и обобщения, что и осуществляют на последнем этапе организации диагностирования.
На этом заключительном этапе – этапе анализа и обобщения информации – психолог-практик, руководствуясь программой обследования, доказывает или опровергает выдвинутые перед диагностированием гипотезы; осуществляется своего рода восхождение от абстрактных, разносторонних эмпирических данных к конкретному синтетическому знанию об объекте диагностирования,, обогащенному анализом эмпирической информации. Обобщение представляет собой выявление общего, повторяющегося в совокупности фактов. По сути дела это одна из наиболее важных сторон теоретической деятельности вообще. Обобщение осуществляется на основе абстрагирования от частностей, индивидуальных особенностей: деталей, единичных факторов и наблюдений.
Завершается данный этап составлением отчета, структура которого включает в себя титульный лист с указанием названия прикладного исследования, авторов (или руководителя авторского коллектива), даты и места его проведения; введения, в котором в кратком виде излагаются проблемы, цель и задачи, гипотезы исследования; основная часть, в которой излагаются основные результаты диагностирования; заключение, в котором делаются основные выводы и возможные рекомендации, намечаются возможные пути дальнейшего изучения данного явления; наконец, приложение, в котором приводятся все полевые документы исследования, всевозможные таблицы и графики, позволяющие обосновать те выводы, которые сделаны основной части отчета.
Итоговый отчет должен быть принят Заказчиком. При этом обе стороны подписывают Акт сдачи-приемки выполненного объема работ. После этого происходит окончательный расчет Заказчика и Исполнителем, и диагностирование считается завершенным.