Реферат по дисциплине Социология и Политология
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль Психология и социальная педагогика
Обучающийся О.А.Белоусова
Руководитель И.А. Свертков
Борисоглебск 2020
Республиканская форма правления в России, определяющая организацию высших органов государственной власти и порядок их деятельности, установлена в соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации. Главным определяющим признаком такой формы правления является выборность главы государства. Этим главным признаком республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующаяся наследованием статуса главы государства.
Конституция РФ, устанавливая республиканскую форму правления в России, одновременно закрепила следующие ее признаки:
отказ от какого-либо независимого и длительно обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;
создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и незыблемостью гражданских свобод;
формирование государственных органов на основе свободных выборов и на определенный ограниченный срок и так далее.
Российской Федерации, как и некоторым другим государствам, присущи черты парламентской и президентской республики. Это находит свое выражение в установлении сильной президентской власти при сохранении ряда типичных признаков парламентской формы (наличие председателя (премьер-министра) правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства Федеральным Собранием РФ парламентом) и роспуск парламента Президентом РФ).
|
С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно движется в сторону усиления черт президентской республики.
По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию.
Особенностью формы правления в Российской Федерации является то, что в силу своего федерального характера она имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов Федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ является государством, имеющим свою Конституцию и законодательство.
Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права Российской Федерации, называют республики суверенными.
Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а так же имеют право свободного выхода из Российской Федерации. Если Россию относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления.
В Российской Федерации большую роль играет власть Президента. Ее трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции.
Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием при президенте специальных органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и так далее), содействующий президенту Российской Федерации и осуществления его полномочий главы государства. Гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.
|
Отсюда возникает сложность с определением того, к какой республике все же относится Россия - смешанной или президентской. Так, например, в докладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина на конференции 29 октября 2003 года мы видим отнесение России к смешанной республике, а в выступлениях президентов России мы видим упоминание о президентской республике.
Президент России В.В. Путин, в 2007 году, выступая на официальном завтраке, данном от имени Премьер-министра Австралии Джона Говарда говорил: «…у нас не парламентская, а президентская республика». Д.А. Медведев на встрече с представителями Совета по международным отношениям 16 ноября 2008 года, будучи президентом говорил: «…наша Конституция в целом, на мой взгляд, очень удачная. Она современная, она содержит именно тот набор прав и свобод, которые сегодня являются актуальными, современными
Это Конституция президентской республики. А Россия, на мой взгляд, может существовать только как сильная президентская республика.
Россия слишком большая, слишком сложная, состоящая из огромного количества субъектов Федерации, многоконфессиональная страна. И ничем другим, кроме как президентской республикой, она, наверное, быть не может. Как, собственно, и Соединённые Штаты Америки могут быть только президентской республикой».
Теория государства и права обладает достаточно широкими сведениями об элементах формы государства, о форме правления в частности. Выработаны определения основных понятий, определены признаки, характерные черты и особенности элементов формы государства. Наука теории государства и права вместе с наукой конституционного права и конституционного права зарубежных стран знает множество классификаций внутренних элементов формы правления, форм государственного устройства, политического режима.
|
Политические отношения не стоят на месте, постоянно развиваются и форма правления под давлением множества обстоятельств должна быть достаточно гибкой и иметь возможность поддаваться изменениям. Экономические, политические и иные обстоятельства могут повлиять на полномочия высших органов власти, и форма правления соответственно также может подвергаться изменениям.
Российская Федерация после распада СССР пыталась «позаимствовать» форму правления из США с некоторыми поправками. То есть, по сути, на основе готового образца хотели создать новый гибрид формы правления. Но форму правления нельзя придумать. Она складывается исторически. Надо учитывать не только социальные и экономические, но и исторические факторы.
В современной науке бытуют два основных мнения - одни ученые склоняются к тому, что в России смешанная республика, другие же утверждают президентскую республику. В настоящее время, изучая как законодательство и доктрину государства нельзя четко выделить форму правления в России, но Конституция России относится к разряду «гибких» и поэтому когда-нибудь этот спор прекратится. По моему мнению, политика власти движется по пути президентской республики и полномочия президента как органа государства во многом абсолютны. Это сказывается на некой стабильности, но также ведет к нарушению баланса сдержек и противовесов, установленных Конституций Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: [с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, №7-ФКЗ] // Рос. газ. - 2009. - 21 янв. (№7).
2. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. 592 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: ОМЕГА-Л, 2002. - 607 с.
4. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов 2-е изд. М.: Юристъ, 2005. 541 с.
5. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.В. Мелехин. М.: Маркет DS, 2010. - 640 с.
6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежный стран. М.: Юстицинформ, 2009. 332 с.
7. Морозова Л.А. Основы государства и права. М.: НОРМА, 2004. 464 с.
8. Степанов И.М. Парламентская демократия и выбор формы правления Конституционный строй России. М., 1995. - 81 с.
9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: М.: Юристъ 4-е изд., 2005. - 669 с.
10. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. Государство и право. 1994. 127 с.
11. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право: учебное пособие. В.Е. Чиркин. М.: Междунар. отношения, 2002. - 448 с.
12. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2007, 695 с.