Методы исследования в педагогике




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А. А. КУЛЕШОВА»

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

 

 

Планы

Семинарских занятий

По курсу «Основы педагогики»

Для студентов 2-го курса

Факультета экономики и права

 

Специальность:

Правоведение

ЭУП

 

Старший преподаватель: Симченко О. С.

 

 

Могилев, 2013


Занятие № 1.

Тема. Педагогика в системе наук о человеке

Вопросы для обсуждения

1. Педагогика как наука и учебный предмет. Становление научной педагогики

2. Объект, предмет и функции педагогики

3. Основные категории педагогики, их характеристика

4. Система педагогических наук

5. Связь педагогики с другими науками

6. Методология педагогики и ее уровни

7. Эмпирические и теоретические методы исследования

 

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, развитие, воспитание, обучение, образование, методология, методология педагогики, эмпирические методы исследования, теоретические методы исследования, педагогический эксперимент, моделирование.

Задание № 2. Дискуссия о том, фундаментальная или прикладная наука педагогика, длится уже больше века. Какой взгляд на эту проблему разделяете Вы?

1) «…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле… Педагогика – не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств…» (К. Д. Ушинский).

2) «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке» (Я. А. Коменский).

3) «Я не смотрю на педагогику как на искусство. Не смотрю! Я на нее смотрю, как на педагогику, хай она сказится, но пускай она перестанет быть такой скучной… Педагогика – самостоятельная, а не прикладная наука. Она имеет свой предмет и задачи, обоснование целей и средств воспитания подрастающего поколения» (А. С. Макаренко).

4) «Педагогика – не искусство, не набор рецептов воспитания на все случаи жизни, не нормативные заклинания и требования по поводу того, как воспитывать ребенка, а прикладное знание о педагогическом процессе. Педагогика, как и медицина и политология, – прикладная наука. Она синтезирует знания наук о человеке и на их основе разрабатывает практические рекомендации для учителя» (П. Ф. Каптерев).

5) «Педагогика – прикладная нормативная наука, которая, опираясь на педологию, разрабатывает содержание, методы и формы учебно-воспитательной работы с детьми» (С. Т. Шацкий).

6) «Педагогика – прикладная наука по отношению к рефлексологии, педологии, психологии, которые выступают базовыми науками» (А. Н. Леонтьев).

7) «Любые попытки низвести педагогику до прикладной науки, использующей результаты фундаментальных исследований, всегда приводили к катастрофическим результатам» (В. В. Краевский).

8) «Педагогика – наука, потому что имеет свой предмет (совокупность знаний). Педагогика – искусство, как высшая степень педагогического мастерства (т. е. педагогических умений). Априори ясно, что педагогическое искусство – это реализация педагогической теории на практике на высоком уровне педагогического мастерства. Искусство обогащает науку, приводит к новым обобщениям, к новой, более совершенной теории». (Т. А. Стефановская)

 

Задание № 3. Покажите на конкретных примерах:

- значимость дифференциации педагогики на отдельные научные отрасли;

- формы связи педагогики с другими науками.

Выполненные задания представьте в идее структурно-логической схемы (СЛС).

 

Задание № 4. Используя педагогическую литературу, изучите вопрос «Методы педагогических исследований». На основании полученных знаний заполните Таблицу 1. «Методы исследования в педагогике»

Таблица 1

Методы исследования в педагогике

Группа методов Название методов Характеристика методов
Общенаучные методы Анализ, синтез Сравнение – противопоставление Индукция, дедукция Абстрагирование, конкретизация Моделирование  
Конкретно-научные методы (социологические) Анкетирование Интервьюирование Экспертные опросы  
Конкретно-научные методы (социально-психологические) Тестирование Шкалирование Социометрия  
Конкретно-научные методы (педагогические) Педагогическое наблюдение Педагогический консилиум Изучение, анализ, обобщение педагогического опыта Педагогический эксперимент и др.  

 

Задание № 5. Определите, какие методы исследования можно использовать при изучении следующих тем:

- педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков;

- основные проблемы коррекционного воспитания в современных условиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: