МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. А. А. КУЛЕШОВА»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Планы
Семинарских занятий
По курсу «Основы педагогики»
Для студентов 2-го курса
Факультета экономики и права
Специальность:
Правоведение
ЭУП
Старший преподаватель: Симченко О. С.
Могилев, 2013
Занятие № 1.
Тема. Педагогика в системе наук о человеке
Вопросы для обсуждения
1. Педагогика как наука и учебный предмет. Становление научной педагогики
2. Объект, предмет и функции педагогики
3. Основные категории педагогики, их характеристика
4. Система педагогических наук
5. Связь педагогики с другими науками
6. Методология педагогики и ее уровни
7. Эмпирические и теоретические методы исследования
Задания для самостоятельной работы
Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, развитие, воспитание, обучение, образование, методология, методология педагогики, эмпирические методы исследования, теоретические методы исследования, педагогический эксперимент, моделирование.
Задание № 2. Дискуссия о том, фундаментальная или прикладная наука педагогика, длится уже больше века. Какой взгляд на эту проблему разделяете Вы?
1) «…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле… Педагогика – не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств…» (К. Д. Ушинский).
2) «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке» (Я. А. Коменский).
3) «Я не смотрю на педагогику как на искусство. Не смотрю! Я на нее смотрю, как на педагогику, хай она сказится, но пускай она перестанет быть такой скучной… Педагогика – самостоятельная, а не прикладная наука. Она имеет свой предмет и задачи, обоснование целей и средств воспитания подрастающего поколения» (А. С. Макаренко).
4) «Педагогика – не искусство, не набор рецептов воспитания на все случаи жизни, не нормативные заклинания и требования по поводу того, как воспитывать ребенка, а прикладное знание о педагогическом процессе. Педагогика, как и медицина и политология, – прикладная наука. Она синтезирует знания наук о человеке и на их основе разрабатывает практические рекомендации для учителя» (П. Ф. Каптерев).
5) «Педагогика – прикладная нормативная наука, которая, опираясь на педологию, разрабатывает содержание, методы и формы учебно-воспитательной работы с детьми» (С. Т. Шацкий).
6) «Педагогика – прикладная наука по отношению к рефлексологии, педологии, психологии, которые выступают базовыми науками» (А. Н. Леонтьев).
7) «Любые попытки низвести педагогику до прикладной науки, использующей результаты фундаментальных исследований, всегда приводили к катастрофическим результатам» (В. В. Краевский).
8) «Педагогика – наука, потому что имеет свой предмет (совокупность знаний). Педагогика – искусство, как высшая степень педагогического мастерства (т. е. педагогических умений). Априори ясно, что педагогическое искусство – это реализация педагогической теории на практике на высоком уровне педагогического мастерства. Искусство обогащает науку, приводит к новым обобщениям, к новой, более совершенной теории». (Т. А. Стефановская)
Задание № 3. Покажите на конкретных примерах:
- значимость дифференциации педагогики на отдельные научные отрасли;
- формы связи педагогики с другими науками.
Выполненные задания представьте в идее структурно-логической схемы (СЛС).
Задание № 4. Используя педагогическую литературу, изучите вопрос «Методы педагогических исследований». На основании полученных знаний заполните Таблицу 1. «Методы исследования в педагогике»
Таблица 1
Методы исследования в педагогике
Группа методов | Название методов | Характеристика методов |
Общенаучные методы | Анализ, синтез Сравнение – противопоставление Индукция, дедукция Абстрагирование, конкретизация Моделирование | |
Конкретно-научные методы (социологические) | Анкетирование Интервьюирование Экспертные опросы | |
Конкретно-научные методы (социально-психологические) | Тестирование Шкалирование Социометрия | |
Конкретно-научные методы (педагогические) | Педагогическое наблюдение Педагогический консилиум Изучение, анализ, обобщение педагогического опыта Педагогический эксперимент и др. |
Задание № 5. Определите, какие методы исследования можно использовать при изучении следующих тем:
- педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков;
- основные проблемы коррекционного воспитания в современных условиях.