Глава 1 Общество и человек. №1 Что такое общество?




В узком смысле под обществом надо понимать: 1) определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности; 2) конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Страна – территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество – социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

Понятие «общества» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам: а) объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); б) имеет свою собственную территорию; в) имеет свое название и историю; г) обладает собственной системой управления; д) браки заключает между представителями данного объединения; е) растет преимущественно за счет детей тех людей, чьи родители являются его признанными представителями; ж) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; з) объединяется общей системой ценностей, т.е. культурой.

Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия.

Можно все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее.

Политическая сфера включает президента и его аппарат, правительство и парламент (Федеральное собрание), местные органы власти (губернские, областные), армию, милицию, налоговую полицию, таможенную службу, а также негосударственные объединения – политические партия. Основная задача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, утверждение новых законов и наблюдение за их выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер. Основная цель государства – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась кому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразные политические интересы различных, часто противоположных. Групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, образование и религия) включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, религиозные общины. У этой сферы четыре главных задачи. Наука призвана открывать новые знания. Образование должно передавать открытое учеными знания последующим поколениям. В ведении культуры – создание художественных ценностей.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В узком значение подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающих их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения.

В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое пространство.

Главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к единообразию.

Глобализация – это исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.

№2Человек, природа, общество

В широком смысле под природой понимается все сущее, весь мир многообразии его форм и проявлений. В узком смысле природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Ученые выделили следующие глобальные проблемы человечества: 1)климатические изменения. Вызванные деятельностью человека; 2) исчезновение биологических видов; 3) продолжающий рост народонаселения и уровня потребления.

Разрушение природы носит не только необратимый, но еще и неконтролируемый характер.

№3Типология обществ

В обществознании принято выделять несколько типологий. Первая типология делит общества на: 1)дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать; 2) письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и т.п.

Вторая типология также делит общество на две группы: 1)простые; 2)сложные. В простых обществах нет руководителей т подчиненных, богатых и бедных. В сложных обществах существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, они составляют противоположные классы – господствующий и негосподствующий.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Можно разделить на следующие типы: 1)общество охотников и собирателей; 2)общество огородничество; 3)общество скотоводов; 4)земледельческое общество; 5) индустриальное общество.

Основанием четвертой типологии служат два критерия: 1)способ производства; 2) форма собственности.

Все существовавшие и существующие общества можно разделить на три типа: 1)доиндустриальные; 2) индустриальные; 3)постиндустриальные. Доиндустриальные(традиционные)- это общества, где не было индустрии, т.е. промышленности.

№4 Социальный прогресс и развитие общества

Один ряд закономерности можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Суть его в том, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология.

Другой закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Фундаментом социального прогресса выступает технический прогресс.

Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он характеризуется отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.

РЕФОРМА — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, проводимое одновременно, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам.

Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских прав и свобод, переход от монархии к республике — примеры политических реформ.

Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными.

РЕВОЛЮЦИЯ — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Революция — кратковременная и долговременная — может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени.

№5 Личность и социальная сфера

Гениальным человека делает природа, а великим —общество.

ЛИЧНОСТЬ — результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

ЛИЧНОСТЬ: 1)способна нести ответственность и решать проблемы; 2)продукт социализации человека; 3) контролирует поведение, обладает силой воли 4) отличается самостоятельностью в поступках

ЧЕЛОВЕК:1)имеет свои желания и стремления;2)обладает правилами и обязанностями человека;3) биосоциальное существо.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: 1) отличается творчеством и оригинальностью в деятельности;2)обладает неповторимыми особенностями.

Чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость. Личность — высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над своим духовным миром.

№6 Потребности человека

Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности— процесс возвращения организма в состояние равновесия. Поев, мы удовлетворяем чувство голода и приводим организм в состояние баланса и комфорта.

Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

1. Физиологические потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.).

2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность — потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность — потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек — существо социальное, коллективное и вне группы жить не может.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть неравным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет карьерой, желанием получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя.

5. Духовные потребности — это стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, т.е. самореализоваться. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их основными, или базисными, потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности — мотивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова). Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других — вторичными (приобретенными).Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросления — это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности. Там, где начинаются высшие потребности, там - начинается личность.

№7 Социализация и воспитание

Социализация — это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Процесс превращения человека в личность и есть социализация.

РОЛЬ — способ или модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением.

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ— требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым.

Процесс социализации проходит фазы — стадии жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость.

Частью процесса социализации является воспитание. Воспитание определяется обществом и выражается в форме 1) культурных норм, 2) бытовых правил поведения, 3)ценностей и идеалов.

Воспитание состоит из: 1) целенаправленного прививания наперед заданных свойств, 2) стихийного усвоения культурных норм. Воспитанию ребенка должно предшествовать воспитание родителей, точнее сказать, их самовоспитание.

№8 Общение

Формирование личности происходит в непосредственном окружении, называемом социальной средой.

Общение — это социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей. Оно происходит в нескольких основных формах. В зависимости от средства передачи информации различают два вида общения: 1) речевое, т.е. при помощи слов и звуков, 2)неречевое, т.е. при помощи мимики и жестов.

Речь является самым универсальным средством общения людей. В зависимости от характера и содержания сообщаемой информации выделяют следующие формы общения: 1) служебное, 2)повседневное, 3) убеждающее, 4) ритуальное, 5) межкультурное и д.р.

Важная составляющая эмоционального общения — способность видеть мир с точки зрения другого, разделять его радости и разочарования. Во-первых — чувствительность к эмоциональным потребностям близкого человека, умение понять речевое и неречевое проявления чувств. Во-вторых — умение ответить на эмоциональную потребность так, что собеседник будет убежден в вашей искренности. В таком случае говорят о культуре общения в проявлении чувств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: