Задания для самостоятельной работы по теме «Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий»
1 Используя словари по социологии и учебно-методическую литературу, составьте словарь основных понятий по теме и запишите в рабочую тетрадь содержание следующих понятий: социология, объект социологии, предмет социологии, метод, социальность, социальные отношения, общество, система, социальная система.
2 Укажите основные элементы общества как системы. Назовите важнейшие подсистемы общества, что включает в себя каждая из них? Ответы запишите в рабочую тетрадь.
Задания для самостоятельной работы по теме «Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства»
1 Используя словари по социологии и учебно-методическую литературу, составьте словарь основных понятий по теме и запишите в рабочую тетрадь содержание следующих понятий: социальная структура, социальная стратификация, социальное неравенство, социальный класс, социальная группа, социальный слой (страта), социальный статус, средний класс, предприниматели, маргиналы.
2 Назовите основные социальные группы и общности современного белорусского общества (демографические, территориальные (поселенческие), этнические, конфессиональные, социально-классовые, профессиональные и др.). Используя результаты переписи 2009 г., статистические ежегодники 2010-2013 гг., результаты социологических исследований, социологическую литературу, запишите в рабочую тетрадь основные характеристики этих групп и общностей.
Задания для самостоятельной работы по теме «Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис»
|
1 Используя словари по социологии и учебно-методическую литературу, составьте словарь основных понятий по теме и запишите в рабочую тетрадь содержание следующих понятий: социодинамика, культура, социальное развитие, социальный прогресс, цивилизация, социальное противоречие, кризис, функция, дисфункция, социальное управление, социальная политика, девиация.
2 Проведите сопоставительный анализ взглядов К. Маркса и Д. Белла на развитие исторического процесса. В чем схожесть и в чем различие их теорий, объясняющих социодинамику общества и культуры? Ответ запишите.
3 Проведите сопоставительный анализ идей А. Тойнби и О. Шпенглера о развитии общества и культуры. В чем идеи этих авторов схожи и чем различаются? Ответ запишите в рабочую тетрадь.
4 Приведите примеры самых известных социальных кризисов в истории современных обществ, происходивших в XX-XXI вв., на каком-либо конкретном примере укажите причины кризиса, его признаки, определите тип кризиса (системный, структурный, функциональный и др.), способы его преодоления. Ответ запишите.
Задания для самостоятельной работы по теме «Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси»
1 Используя словари по социологии и учебно-методическую литературу, составьте словарь основных понятий по теме и запишите в рабочую тетрадь содержание следующих понятий: социальный институт, семья, брак, полигамия, моногамия, нуклеарная семья, патриархальная семья, эгалитарная семья, пол, гендер.
2 Проанализируйте социально-демографическую ситуацию в Республике Беларусь, используя такие понятия как рождаемость, смертность, сверхсмертность, репродуктивный возраст, ценностные ориентации, поло-ролевая структура, трудовые ресурсы, воспроизводство населения и др. Основные ее характеристики запишите в рабочую тетрадь. Укажите основные социальные причины кризисных явлений в социально-демографической ситуации. Запишите их.
|
Задания для самостоятельной работы по теме «Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси»
1 Используя словари по социологии и учебно-методическую литературу, составьте словарь основных понятий по теме и запишите в рабочую тетрадь содержание следующих понятий: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация, церковь, секта, деноминация, секуляризация, сакрализация, религиозный плюрализм.
2 Выпишите в рабочую тетрадь основные социальные функции религии, раскройте их содержание.
3 Сравните современную религиозную ситуацию в белорусском обществе с ситуацией в других регионах планеты, также сравните ее с религиозной ситуацией в советский период нашей истории. Поразмышляйте на эти темы. Свои мысли запишите в форме эссе.
Задания для самостоятельной работы по теме «Возможности эмпирического социологического исследования общества»
1 Используя словари по социологии и учебно-методическую литературу, составьте словарь основных понятий по теме и запишите в рабочую тетрадь содержание следующих понятий: социологическое исследование, программа социологического исследования, наблюдение, документ, опросный метод, эксперимент, выборочный метод, генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность.
2 Сформулируйте какие-либо социальные проблемы (реальные жизненные противоречия в обществе), с которыми приходится сталкиваться молодым людям. Выберите одну из них, обоснуйте ее актуальность, соберите о ней информацию (статистические данные, результаты проводившихся ранее научных исследований и т. п.), определите объект и предмет исследования, его цели и задачи, составьте анкету для проведения опроса по данной проблеме. Результаты своей работы оформите в виде «Исследовательского проекта».