Статьи из периодических изданий и книг




Александр Амфитеатров

В 1756 году, после указа императрицы Елизаветы Петровны, последовало учреждение российского театра в Санкт-Петербурге, а вскоре при Московском университете был открыт театр, актёрами которого стали его студенты. В 1759 году в Москве был создан русский публичный театр, отданный в ведение Московского университета, под управление директора университета, поэта и драматурга М. М. Хераскова. Театр просуществовал недолго, но на его основе впоследствии была сформирована первая постоянная труппа в Москве.

Дом купца Варгина, где открылся Малый театр в 1824 году

Несколько десятилетий московская труппа, в которую входили драматические актеры, певцы, танцовщики и музыканты, возглавлялась частными предпринимателями, в том числе долее других и успешней всех антрепренером М.Е. Медоксом, выстроившим в 1780 году новый большой театр, получивший название Петровского (по названию площади, на которой находился). С 1806 года труппа Петровского театра перешла на казенный счет, в систему императорских театров, и стала называться Императорский Московский театр. Но поскольку незадолго до этого события здание Петровского театра сгорело, труппа давала свои представления то в доме Пашкова на Моховой, приспособленном под театр, то в деревянном театре у Арбатских ворот, то в доме Апраксина на Знаменке. И лишь в сезон 1824/25 годов, когда 14 октября состоялось первое представление в перестроенном архитектором В. О. Бове доме купца Варгина, драматическая часть Московской императорской труппы обрела свой постоянный дом - Малый театр.

«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...»

Здание Московского Малого театра, фотография 90-х годов XIX века

Слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. Некоторое время балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода, театры были соединены подземным ходом.

И с тех пор в стенах этого классического здания строгих линий и совершенных пропорций не смолкают голоса выдающихся артистов. А в уютном, одном из самых красивых в Москве, зрительном зале публика плачет и смеется, ликует и ужасается, замирает от восторга и взрывается аплодисментами, потрясаясь трагическим прозрениям мятущегося романтика Мочалова, восхищаясь живыми, естественными интонациями великого Щепкина, подчиняясь задушевной игре и силе трагического дарования Прова Садовского, сопереживая героическому пафосу и вдохновенным порывам гениальной Ермоловой… Какие великолепные, неповторимые артисты работали на этой сцене! Сколько их было?! Рыкалова, Федотова, артистическая семья Садовских, династия Бороздиных - Музилей - Рыжовых, Ленский, Лешковская, Яблочкина, Пашенная, Турчанинова, Ильинский, Жаров, Бабочкин, Царев… и прочая и прочая. И каждое имя - золотая страница в истории российского театра.

А каких замечательных авторов открывал театр широкому демократическому зрителю! Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведений поэта. Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера. Впрочем, наряду с серьезными пьесами, существовал в Малом театре и «легкий» репертуар: мелодрамы и водевили. Важным событием в жизни Малого стала постановка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Не менее важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки пьес Н.В.Гоголя. Театр также создал инсценировку «Мертвых душ», а впоследствии поставил «Женитьбу» и «Игроков». Высоко ценил искусство Малого театра И.С.Тургенев. Специально для Малого создал он свои пьесы «Холостяк» и «Нахлебник». В Малом театре впервые была представлена знаменитая комедия «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина.

А.Н.Островский, портрет работы В.Г.Перова

Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.

Еще при жизни драматурга Малый стали называть «Домом Островского». Памятник великому драматургу был установлен у входа в театр в 1929 году. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Более 150 лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр - своего драматурга.

На рубеже XIX и XX веков основу репертуара Малого театра продолжали составлять произведения русской и зарубежной классики.

При этом интерес публики к искусству Малого театра оставался исключительно высоким - так, спектакль «Орлеанская дева» по Ф.Шиллеру с великой Ермоловой в главной роли шел на сцене многие годы, причем через 9 лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого театра, так как Малый не вмещал всех желающих его посмотреть. Бывало и так, что, напротив, оперные и балетные спектакли шли в Малом. Именно здесь, по желанию П.И.Чайковского, состоялась премьера оперы «Евгений Онегин».

Возможно, это покажется мистикой, но и сегодня артисты и сотрудники Малого театра верят, что строгое, скромное здание на Театральной площади сохраняет в своих стенах ауру великих артистов прошлого. Дýхи прошлого оберегают театр в его самые тяжелые моменты. Они поддержали его в дни послереволюционного беспредела, когда радикально настроенные представители театрального комиссариата хотели закрыть императорский театр как якобы не нужный новому зрителю. Помогли выстоять в годы военного лихолетья и не отступить от своей главной дороги в пору затянувшихся «перестроек». Помогают и теперь преодолеть период нестабильности, беспрерывных, стремительных изменений в жизни общества и государства.

Шли годы, менялись эпохи, приходили новые поколения, но, сохраняя преемственную связь, артисты, выступавшие на этой прославленной сцене, ревностно оберегали и творчески развивали лучшие реалистические традиции старейшего русского театра. Совершенствовался творческий метод Малого театра, создавалась его сценическая школа. И искусство мастеров московской сцены обретало те неповторимые черты, которые позволяют говорить об особом значении Малого театра в истории драматического театра. И Малый театр остается театром принципиально традиционным. Театром, чей репертуар строится прежде всего на русской и мировой классике. Театром, в основе сценической практики которого был и остается культ актерского мастерства.

Именно в театре сильнее, чем где-либо,

нас трогает добродетель, восхищают добрые дела,

а храбрость и преданность Отечеству приводят в восторг.

Там все возбуждает, все способствует иллюзии

и делает впечатления более живыми и сильными.

«Правила светской жизни и этикета. Хороший тон».

Составители: Юрьев и Владимирский. Спб., 1889.

Сегодня театр возглавляет художественный руководитель народный артист СССР Ю. М. Соломин. В труппе театра много известнейших, любимых народом артистов - народная артистка СССР Э.А. Быстрицкая, народные артисты России Ю.И. Каюров, И.В. Муравьева, Л.П. Полякова, Б.В. Клюев, Е.К. Глушенко, Б.Г. Невзоров, Вл.Б. Носик и многие другие - список можно продолжать. Труппа театра насчитывает более 100 человек, а общее количество работников театра - более 700. Малый театр сохранил свой оркестр. В составе оркестра - музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов.

В каждом сезоне Малый выпускает несколько новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского». Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. В 2010 году Малый театр был принят в Союз театров Европы (СТЕ), а в 2012 году провел на своей сцене Международный фестиваль СТЕ, в котором приняли участие коллективы из Израиля, Греции, Румынии и Италии.

В 1991 году Указом Президента России Малый театр как особо ценный объект национального наследия объявлен достоянием народов России.

Литература из фондов МБУК «Библиотеки Тольятти»

Книги

 

 

Весник, Е. Я. Дарю, что помню / Е. Я. Весник. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ВАГРИУС, 1998. – 383 с.: фот. - (Мой 20 век).

 

Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Малый театр СССР, 1824-1974 [Текст]: [сборник: в 2 т.: Т. 2. 1917-1974 / сост. В. Канаева, Е. Струтинская]. - Москва: Всероссийское театральное общество, 1983. - 751 с., [76] л. ил. - Репертуар Малого театра с 1917 по 1974 год.

 

Граник, Г. Г. Драматурги, драматургия, театр / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая. - Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2001. - 315 с., портр.

 

Данилов, С. С. Русский драматический театр XIX века: т. 2: вторая половина ХIХ века: учебник для театр. вузов / С. С. Данилов, М. Г. Португалова. - Ленинград: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1974. - 383 с.

 

Звезды Малого театра / под ред. Б. М. Поюровский. – Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. - 335 с.: фот.

 

 

Зубков, Ю. А. Михаил Царев в Малом театре / Ю. А. Зубков. - Москва: Искусство, 1978. - 184 с.: 24 л. ил.

 

Никулин, Л. Люди русского искусства / Л. Никулин. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Искусство, 1952. - 334 с.

 

Полякова, Е. И. Садовские / Е. И. Полякова. - Москва: Искусство, 1986. - 344 с.: портр., 31 л. ил. - (Жизнь в искусстве).

 

Сконечная, А. Д. Торжество муз / А. Д. Сконечная. - Москва: Сов. Россия, 1989. - 192 с.: ил.

 

Станиславский, К. С. Собрание сочинений: в 9-ти: Т. 1.: Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский; МХАТ СССР им. М. Горького; предисл. О. Н. Ефремова; подгот. текста, вступ. ст. и коммент. И. Н. Соловьевой. - Москва: Искусство, 1988. - 511 с.: 32 л. ил.

 

Федорова, В. Ф. Русский театр XIX века / В. Ф. Федорова - Москва: Знание, 1983. – 160 с.: ил.

 

Яблочкина, А. А. 75 лет в театре / А. А. Яблочкина; рукоп. подгот. к печати Ю. Г. Шуб; ред. В. В. Фролов; худож. Ю. Марков. - Москва: ВТО, 1966. - 447 с.: 1 л. портр.

Статьи из периодических изданий и книг

 

Головкин, Н. Юрий Соломин: «Мы - щепкинцы!»: [история и современность Малого театра] // Клуб. - 1999. - нояб. (N11). - С. 1-2.

 

[Малый театр: тематический выпуск: история, репертуар, актерский состав театра. Ю. М. Соломин, известный российский актер - как художественный руководитель театра] // Театральная жизнь. - 2010. - июнь (N 2). - С. 1-92.

 

Соломин Ю. М. Великое предназначение Малого театра // Что сделать?: беседы о русском развитии / Е. Ф. Глушик. - Москва: Форум, 2010. - С. 3-12.

 

Аудио и видеоиздания

 

Два диалога о Малом театре: в 2 ч. / худож. Т. Носкова; ред. И. Богданова. – Москва: Диафильм, 1974. - 1 дфм. (44 кд.,59 кд.).

 

Левицкий, Р. В. А. Н. Островский в Малом театре [Изоматериал]: рисунки Р. Левицкого: комплект из 16 открыток / худож.: Левицкий Р.; авт. вступ. ст.: Царев М. - Москва: Изобраз. искусство, 1979. - 1 обл. (16 отд. л.).

 

А. Н. Островский - великий русский драматург: [диапозитив]. – Москва: Физэлектроприбор, 1974. - 1 ндп (38 дп.).

 

Театр на экране [Видеозапись]: вып. 9. - Москва: Торнадо ВИДЕО, [2009]. - 1 DVD. - Содерж.: Мещанин во дворянстве; Будденброки; Средство Макропулоса; Странная миссис Сэвидж; Гнездо глухаря; Опасный поворот; Трибунал; Охотник; Юнона и Авось; Цезарь и Клеопатра.

 

Место хранения изданий можно уточнить по телефонам: 35-60-00 («Библиотека Автограда»), 26-03-81 (Центральная библиотека им. В. Н. Татищева), а также у дежурного библиографа на сайте библиотеки https://libavtograd.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: