Нормы построения словосочетания




Словосочетание состоит из двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически (слова соединены подчинительной связью, т.е. одно слово зависит от другого). Трудности при построении словосочетания обычно связаны с управлением и согласованием. Рассмотрим нормы построения словосочетания, в котором видом связи слов является согласование.

Часто делают ошибки при согласовании определения и определяемого слова, которое выражено несклоняемым существительным, например, австралийское кенгуру, красивые Сочи, яркая бра. Почему возникают такие ошибки? Они возникают из-за незнания говорящим или пишущим рода несклоняемого существительного, либо с незнанием того, что существительное не склоняется (например, по аналогии с существительными множественного числа с окончанием ошибочно склоняется существительное Сочи: в Сочах, отсюда красивые Сочи). Чтобы избежать таких ошибок, можно обратиться к толковому словарю.

Трудности также возникают при согласовании определения и определяемого слова, которое выражено существительным общего рода. Как правильно построить словосочетание: этот староста или эта староста? Согласование зависит от пола обозначаемого лица: Наш староста не пришёл на собрание. Их сын такой непоседа! Наша староста не пришла на занятие. Их дочь такая непоседа! От существительных общего рода необходимо отличать существительные мужского рода, которые обозначают лиц обоих полов по профессии, должности (педагог, мастер, врач, секретарь, директор) и не имеют пар женского рода, и существительные женского рода, которые обозначают лиц обоих полов и не имеют пар мужского рода (звезда, сиделка, личность, знаменитость). Определения согласуются с такими существительными не по смыслу, а грамматически: Как талантливый педагог, она не могла поступить по-другому. Известная личность Абдулов дал интервью после съёмок.

Определение при сочетании нарицательного существительного мужского рода и собственного имени лица женского рода согласуется с тем существительным, с которым связано по смыслу: Хороший врач Сергеева поговорила с больным. Вошедшая в палату врач Сергеева провела осмотр больных.

Определение при сложных существительных согласуется с той частью слова, которая обозначает более широкое понятие (Новое кресло-кровать стояло у стены) или конкретный предмет (Наш чудо-ребёнок в очередной раз всех насмешил).

Определение при сочетании числительного (два, три, четыре) с существительным может иметь форму именительного падежа множественного числа и форму родительного падежа множественного числа.

Определение имеет форму родительного падежа множественного числа, если находится между числительным и существительным м.р. и ср.р.: двадцать два мягких стула, двадцать два мягких кресла. В форме родительного падежа множественного числа употребляются также прилагательные целый, полный: Он не видел сына целых два месяца. Я выпил полных три два стакана сока.

Определение имеет форму именительного падежа множественного числа:

1. если стоит между числительным и существительным женского рода: две красивые блузки;

2. если стоит перед числительным: новые четыре фильма, последние двадцать спектаклей;

3. если стоит после существительного: Там лежали два сувенира, купленные нами в книжноммагазине.

Кроме трудностей в согласовании, существуют трудности и в управлении. Нормы управления – правильный выбор предлога, а также падежной формы зависимого слова. Рассмотрим некоторые трудные случаи выбора падежа.

Производные предлоги (предлоги, образованные от других частей речи) благодаря, согласно, вопреки, употребляющиеся для выражения причинно-следственных отношений, управляют дательным падежом: благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки уставу.

Некоторые близкие по значению или однокоренные слова требуют разных форм зависимых слов: оплатить что – платить, уплатить за что; плата, уплата за что – оплата чего; обращать внимание на что-либо – уделять внимание чему-либо; различать что и что – отличать что от чего; различия между чем и чем – отличие чего от чего; отозваться, отзываться, дать отзыв о чём – дать рецензию на что; превосходство над кем (чем) – преимущество перед кем (чем); обидеться, обижаться на что – обижен чем; обрадоваться чему – обрадован чем, удивляться, удивиться чему – удивлен чем.

Одни и те же глаголы могут управлять разными падежами для выражения разных значений: воплотить в чем (выразить в конкретной форме: воплотить мечту в новом музыкальном альбоме) – воплотить во что (осуществить: воплотить мечту в жизнь); гарантировать кому что (обеспечить: гарантировать качественный ремонт часов) – гарантировать кого от чего (защитить, оградить: гарантировать людей от нападений); заплатить за что (отдать деньги за что-либо: заплатить за журнал) – заплатить что (возместить что-либо: заплатить налоги); удостоить чего (признав достойным, наградить чем-либо: удостоить награды) – удостоить чем (сделать что-либо в знак внимания: удостоить взглядом).

Трудности возникают не только при выборе падежной формы, но и при выборе предлога: пришёл из института – пришел с института. Норме литературного языка соответствует первое словосочетание. Второе словосочетание является просторечным. Пары предлогов в – из и на – с не могут пересекаться: уйти в школу – прийти из школы, войти в автобус – выйти из автобуса; уехать на соревнования – приехать с соревнований, отправиться на завод – вернуться с завода.

Выбор предлога в словосочетании может определяться стилем речи. Например, в паре синонимических словосочетаний пройти около километрапройти с километр второе имеет разговорный характер. Выбор предлога может влиять на различные оттенки значения синонимических словосочетаний, например: разорвать в клочки («разорвать на мелкие части, не поддающиеся счёту») – разорвать на клочки («разорвать на части, поддающиеся счёту»).


2. Нормы построения простого предложения

К нормам построения предложения относят нормы согласования подлежащего и сказуемого. Частотны ошибки при согласовании подлежащего, выраженного собирательным числительным с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть) и сказуемого: Меньшинство группыпришли на занятие (соответствует норме: Меньшинство пришло на занятие).

Сказуемое имеет форму единственного числа:

1. если при собирательном существительном нет зависимых слов: Большинство радовалось победе;

2. если при собирательном существительном есть зависимое слово в родительном падеже единственного числа: Большинство молодежи было радо появлению новой социальной программы;

3. еслисказуемое выражено страдательным глаголом или страдательным причастием: Ряд студентов был опрошен в течение прошедшего времени;

4. если в состав подлежащего входят слова лет, дней, часов: Большинство дней этого месяца ушло на подготовку к экзаменам.

Сказуемое употребляется в форме множественного числа:

1. если подлежащее и сказуемое оторваны друг от друга: Ряд представителей разных фирм участвовали в семинаре.

2. если при подлежащем есть несколько управляемых слов в форме родительного падежа множественного числа: Большинство писателей, учёных, педагогов выступили за реформу образования;

3. если при подлежащем есть однородные сказуемые: Большинство студентов своевременно выполнили контрольные работы, сдали зачёты и подготовились к экзаменам:

4. если именная часть сказуемого имеет форму множественного числа: Большинство были призёрами соревнований.

Сказуемое может употребляться как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет зависимые слова в форме родительного падежа множественного числа. При возможности вариантов существует тенденция к согласованию подлежащего и сказуемого по смыслу.

Сказуемого при подлежащем, выраженном числительным с зависимым словом в родительном падеже, может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Сказуемое имеет форму единственного числа, если:

1. подлежащее стоит после сказуемого: Было решено пять задач; Не пришло на занятие трое студентов;

2. подлежащее называет неодушевлённый предмет и осложнено вторым родительным падежом: Два стакана чая стояло на столе;

3. подлежащее – количественное сочетание со словом один: Двадцать один человек получил премию;

4. подлежащее – количественное сочетание со словами полтора, полтораста;

5. подлежащее – количественное сочетание со словами столько,сколько, много, немного, мало, немало: Сколько человек пришло на лекцию? Немало праздников организовано нашей компанией;

6. в состав подлежащего входят слова всего, лишь, только: Всего шесть студентов сдали зачёт;

7. подлежащее обозначает промежуток времени: Десять дней прошло после нашей встречи;

8. подлежащее обозначает меру веса: Два килограмма яблок лежало на столе;

9. подлежащее обозначает меру пространства: Восемь метров дороги проложено за 7 часов;

10. подлежащее имеет значение приблизительности: В Челябинске живёт около миллиона человек;

11. слова в составе подлежащего отдалены друг от друга: Студентов пришло пятеро;

12. подлежащее – сочетание по кому-нибудь/чему-нибудь: В коробку помещалось по четыре банки.

Сказуемое употребляется в форме множественного числа, если:

1. подлежащее – количественное сочетание со словом оба (обе): Оба упражнения составлены;

2. в составе подлежащего есть определение: Эти восемь задач решены; Все семь вопросов были записаны на занятии;

3. к подлежащему относится придаточная часть со словом который: Десять задач, которые мы решили на практическом занятии, были и в экзаменационных билетах.

Сказуемое может стоять как в форме множественного числа, так и в форме единственного числа, если в составе подлежащего есть слово несколько.

Ошибки часто возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, имеющем при себе приложение: Магазин «Магмика» появилась в нашем городе недавно.

Как правило, сказуемое согласуется с подлежащим, приложение не влияет на подлежащее. При сочетании видового понятия и родового функцию приложения выполняет видовое понятие: Трава зверобой росла везде. При сочетании нарицательного существительного и собственного существительного в роли подлежащего выступает собственное существительное, обозначающее имя человека: В класс вошла директор школы Елена Алексеевна. Если в предложении имя собственное не относится к человеку, то оно является приложением: Журнал «Наука и жизнь» вышел 10 сентября. Пояснительные слова, присоединительные конструкции, стоящие при подлежащем не влияют на согласование: Всё, даже природа, радовалось. При согласовании сказуемого со сложным существительным учитываются смысловые отношения между частями сложного слова: сказуемое согласуется с той частью слова, которая обозначает более широкое понятие (Кресло-кровать стояло у стены) или конкретный предмет (Чудо-студент всех развеселил).

Кроме неправильного согласования подлежащего и сказуемого, ошибки возникают при построении однородного ряда: сочетание полной и краткой форм прилагательных (Моя речь ясна, точна, логична, иногда яркаяи эмоциональная), сочетание существительного и неопределённой формы глагола (Книги помогают нам в учёбе и выбирать профессию), использование слов, обозначающих несопоставимые понятия (Мы пошли в поход, с собой взяликартошку, палатку и Марию Ивановну), родовое и видовое понятие (Мы читали стихотворения и произведения Пушкина) и др.

В качестве однородных членов предложения могут использоваться только слова, обозначающие сопоставимые понятия: Мы пошли в поход, с собой взяли картошку, лук, мясо.

В однородный ряд могут входить слова, обозначающие непересекающиеся понятия: Мы читали стихотворения и повести Пушкина.

Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи (Он шел босой и без рубахи), но не могут в однородный ряд входить существительное и глагол в неопределенной форме, полная и краткая формы прилагательных, простое глагольное и составное именное сказуемое.

При построении однородного ряда необходимо помнить, что зависимое слово должно употребляться в одном и том же падеже при главных словах: Мы должны организовывать и контролировать работу студентов. Синтаксическая норма нарушена в предложении: Мы должны руководить и организовывать работу студентов. Обобщающее слово при однородном ряде должно стоять в той же форме, что и другие члены однородного ряда. В предложении В саду я увидел цветы: георгин, гладиолус, ромашка, астра это правило нарушено.

При построении предложения часто возникают трудности, связанные с употреблении причастного и деепричастного оборотов.

Деепричастие – форма глагола, которая обозначает добавочное действие, выполняемое кем-либо. Поэтому в предложении деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Иначе возникает ошибка: Не чувствуя усталости, наш путь продолжался.

Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. Причастный оборот может стоять до или после определяемого слова. Определяемое слово внутри причастного оборота приводит к двусмысленности высказывания: Мы наблюдали за выступавшими детьми на сцене.

Неудачный порядок слов в предложении может приводить к искажению смысла высказывания: Мы купили игрушки для детей из пластмассы. В русском языке свободный порядок слов, но он может влиять на смысловые и оценочные оттенки предложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: