Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
Цели:
ñпродолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
ñразвивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
ñразвивать дальнейшую творческую деятельность;
ñформировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.
.
Уметь
ñчитать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
ñрассуждать о прочитанном,
ñсвободно делиться своими мыслями,
ñпри анализе художественного произведения обращаться к тексту,
ñотстаивать личную позицию.
Знать
ñпроизведения русских писателей,
ñпозицию автора при характеристике героев.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой (1 мин)
Введение в тему, актуализация знаний (3-4 минуты) УСТНО
-У вас на столах лежат полосочки с пословицами, которые нужно собрать, их 5.
Читаем, что получилось, объясняем смысл. О каком качестве все пословицы? А что такое доброта? Правильно, именно о доброте мы сегодня и будем говорить.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
-Раздел, который мы начинаем изучать, называется «Природа и мы». Какое отношение к доброте этот раздел имеет?
Биография писателя.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.
|
Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки". Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать.
Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".
Знакомство с рассказом «Приемыш»
Работа с текстом
1) Ребята, читать рассказ мы будем по частям.
План нашей работы:
1. Познакомиться с героями
2. Определить, кто такой приемыш
3. Охарактеризовать главных героев
4. Выяснить главную мысль
5. Высказать свое отношение
Словарно-лексическая работа
При чтении встретятся трудные слова и выражения. Их значение мы разберем. (Если учащиеся не могут объяснить какое-то слово, они ищут его в "Толковом словаре" Ожегова)
ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.
|
ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.
САЙМА - рыбацкая стоянка.
МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.
МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.
Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то
Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением
Бобылём - в одиночестве
Увечить - физически расправляться, калечить
Хиреет - болеет, чахнет
Божья тварь - всё живое, созданное Богом
3) По ходу чтения постарайтесь заполнить табличку. К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку. ТАБЛИЦУ СПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ
№ п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака |
Пёстрая | ||||
Умная | ||||
Лучший друг человека | ||||
Гуляка | ||||
Бобыль | ||||
Князь князем | ||||
Божья тварь | ||||
Гордая | ||||
Настоящая | ||||
Царская | ||||
Старый | ||||
Утомлённый | ||||
Дряхлый | ||||
Жалкий |
№ п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака |
Пёстрая | + | |||
Умная | + | + | ||
Лучший друг человека | + | |||
Гуляка | + | |||
Бобыль | + | |||
Князь князем | + | |||
Божья тварь | + | |||
Гордая | + | |||
Настоящая | + | |||
Царская | + | |||
Старый | + | |||
Утомлённый | + | |||
Дряхлый | + | |||
Жалкий | + |
|
Анализ художественного произведения.
- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:
Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
(Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)
Итог урока
-Что вы узнали о писателе?
-Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Как вы думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам — людям.
Все пункты плана мы разобрали?
-Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.
Домашнее задание.
Стр 76-83 читать