Могила сулеймана в венгрии




Портрет Хюррем

Известно, что Хюррем пожелала иметь собственный портрет написанный европейским (по некоторым сведениям – венецианским) художником и позировала ему. Этот портрет находился во дворце Топкапы, единственный женский портрет среди портретов Османских правителей. Ни до, ни после Роксоланы живописцев (да и европейцев вообще) в гарем не допускали (исключение – Михримах, дочь Хюррем, её потрет существует).
Но тот портрет Роксоланы, что сегодня можно увидеть во дворце Топкапы, написан в более позднее время, в XIX веке. Так который же из известных портретов Хюррем написан «с натуры»? Вероятнее всего, это портрет кисти Тициана. Этот выдающийся венецианский живописец эпохи Ренессанса был современником Роксоланы, к тому же он написал и портрет Сулеймана. Сейчас эта картина находится в музее братьев Ринглинг, г. Сарасота, штат Флорида. там она находится с 1936 года, а где она находилась раньше – неизвестно.
Джорджио Вазари так описывает «Султаншу Ла Росса» изображенную на этом портрете: «Головной убор с заостренным концом, украшенный сапфирами, бриллиантами, жемчугом и рубинами с самым сапфиром надо лбом - традиционный для головного убора жены султана. Султанша держит куницу на поводке с драгоценными ожерельями, присоединенным к браслету, который сделан из такого же драгоценных камней, как и головной убор.».
Хотя возможно существовал и другой портрет работы Тициана, не сохранившийся до наших дней, но послуживший основой для более поздних портретов. Есть версия, что оригинал был утрачен во время пожара во дворце Топкапы.

Неизвестная жена Ибрагима Паши?!

Существует несколько версий, кто же была жена Паргалы Ибрагима Паши. Вот с одной из версий мне хотелось бы вас ознакомить, но прежде всего благодарю за предоставленную работу на турецком Елену Гремину, по которому был сделал перевод Фирузой Шафеевой. Спасибо за внимание!

Брак Ибрагима Паши 1495-1536 гг. (автор публикации Эбру Туран - ученица известного турецкого историка).
Возвышение Ибрагима, как фаворита Султана Сулеймана до Великого Визиря империи и значение элитности в начале 16-го века в Османской империи.
Среди самых знаменитых общественных деятелей, прославивших эпоху правления Сулеймана (1520-1566 гг.), был Ибрагим Паша, известный как «makbul» («фаворит») и «maktul» («убиенный»), который считался особенно интригующей фигурой. В 1523 г. этот друг детства, фаворит и раб Султана Сулеймана, был выдвинут на свои посты очень быстро, начав со служения лично Султану, он дошёл до поста Великого Визиря Османской империи. Не имея никакого опыта. В течение последующих 13 лет, имея самую огромную власть, он управлял империей как второй Султан. Будучи главным советником и главнокомандующим всех войск, он действовал от имени Султана и был его представителем во всех вопросах. Таким образом, Ибрагим Паша играл основную роль в возвеличивании роли Османской империи в мире, и Сулеймана как единоличного Правителя всех земель Османской империи. Но такая карьера закончилась однажды ночью в марте 1536 года, когда он был внезапно казнен без видимых причин по приказу Султана Сулеймана.
Вопреки того, что Ибрагим Паша осуществлял контроль над одной из самых знаменитых эр в Османской истории, он остается одним из наименее известных Великих Визирей, а годы предшествующие его назначению Великим Визирем - самые малоизвестные. Сведения, указанные в разных источниках о его происхождении, времени нахождения в рабстве и встрече с Султаном очень непоследовательны, смешаны со слухами и предположениями, и не всегда подтверждены историческими доказательствами. Кроме этого, личность жены Ибрагима Паши была предметом продолжающихся споров, так как историки вообще склонны считать, что женой Ибрагима Паши была одна из сесёр Сулеймана. Но никаких доказательств этого и доказательств обратного,так и не обнаружено.
Целью этой статьи и явилось исследование биографических данных об Ибрагиме Паше. Так же как и споры венецианцев и оттоманских документов. А затем, исследовать политическое значение брака Ибрагима Паши в его быстрейшем возвышении в карьере. Считаем, что его быстрый рост в карьере не является непонятным актом со стороны молодого Султана, который стремился продвинуть своего фаворита, а должен быть рассмотрен с позиций политики.

Свадьба Ибрагима Паши в 1524 году и его невеста.

Ибрагим Паша женился в мае 1524. Свадьба была роскошной, праздновалась на Ипподроме в течение двух недель. Её почтил своим присутствием Султан, который лично посетил празднества, наблюдая их от киоска, построенного для него во дворце Ибрагима Паши рядом с Ипподромом. После восхождения Султана Сулеймана на трон, при огромном скоплении городского населения и янычары его Визирями на Ипподроме, такие праздники проводилось очень много раз - обрезания его сыновей, свадьбы Принцесс Династии с высокопоставленными чиновниками Османской империи. Учитывая пышность свадьбы Ибрагима, многие современные историки и предполагали, что невестой Ибрагима также была одна из Принцесс. Это предположение усилилось после сообщения известного турецкого историка Исмаила Хэкки Узунчаршилы, который заявил в своей книге по истории Османской империи, что имя Пинцессы, которая была предположительно отдана в жены Ибрагиму Паше, была Хатидже Султан. Но потом фактически, в 1965 году, Узунчаршилы, опубликовал статью, в которой признал, что он был не прав, и что жена Ибрагима не была Оттоманской Принцессой. Узунчаршилы оправдал свою новую позицию, утверждая, что женой Паши была Мухсине Хатун, в честь которой была построена небольшая мечеть в районе Кумкапы, известная также как «Мечеть жены Ибрагима Паши», вокруг которой позже был построен район, названный её именем. 27 лет спустя, в 1966 году, Нигяр Анафарта привел дополнительные доказательства, подтверждающие версию Узунчаршилы, приведя как аргумент опубликованное письмо, написанное Паше его женой, и подписанное как «от Мухсине». Однако, несмотря на противоположные доказательства, вера, что Ибрагим Паша был женат на сестре Сулеймана, Хатидже Султан, продолжала иметь много сторонников среди историков, которые утверждали, что кроме этих писем, нет никаких данных о жене Ибрагима Паши. Так кто же была его женой, если не Хатидже Султан? Ответ был получен среди бумаг венецианского дипломата Пьетро Дзена в Стамбуле. В письме на четырех страницах, датированном 20 октября 1523 года и написанном Совету Десяти, сообщалось Дзеном так: «13-го числа этого месяца, ко мне приехал человек, чтобы увидеть меня. Он был приблизительно 35 лет, не очень хорошо одетым, делая себя в своем отчете его имя, указал, что это был племянник матери жены Великолепного Ибрагима Паши. Эта женщина была одной из дочерей Искендера Паши, который совершал набеги во Фриулях, и который был женат на женщине благородного происхождения из Перы. Которая умерла много лет назад, оставив ему двух дочерей. Одна из них была замужем за Якубом Агой, который умер, оставив её бездетной. Она была вдовой, и жила в Эдирне, во дворце отца, который и подарил ей мальчика Ибрагима. У второй дочери Искендера Паши было две дочери, одна из них была замужем за Санджакбеем одной из Провинций Султана, а вторая являлась женой Ибрагима Паши. Дочь не хотела выходить замуж за Ибрагима, так как он был рабом её тети, но ей пришлось согласиться, так как это было желание Султана.» Письмо Дзэна не только подтверждает информацию, данную в отчете в 1523 году о происхождении Ибрагима, но также и устанавливает, что его жена была внучкой Искандера Паши. Отношения Ибрагима Паши в браке с семьей Искандера Паши, могут также быть проверены через последние хроники 16-го столетия. В разделе, описывающем экспедицию Ибрагима Паши в Египет в 1524, Ибтихак отмечает: «Он (Ибрагим Паша) уехал из Алеппо и повернулся к Дамаску. Губернатор Дамаска, был сыном Искандера Паши и был одним из родственников благородной жены Ибрагима Паши.» Кроме этого, есть ещё данные о расходе средств из казначейства, которые фиксировали все выплаты, и которые упоминали о Михришах и Хафсе, как о дочерях Искендера, а Фатму как внучку Искендера.

Первой владелицей Ибрагима и была Михришах Хатун, более известная как Хаси Хатун, то есть побывавшая в Мекке и ставшая очень праведной. В своих письмах Ибрагим Паша называет её Хаси Хатун Хазретлери и передает пожелания здоровья ей и его теще, то есть её сестре. Как и её отец, Михришах Хатун была очень богатой. Факт, зарегистрированный многочисленными источниками показывает, что она обеспечила финансирование своей мечети, расположенной в районе Фатиха. Она видимо умерла в 1527 году, потому что было распоряжение Ибрагима Паши в том же году, ежедневно читать Коран для её души. Михришах Хатун была замужем за Якубом Агой, а другая дочь Искендера, Хафса - теща Ибрагима, которой он посылал поздравления в письмах, была замужем за Губернатором Никосии, Мустафой-беем. Хроники Оттоманской военной элиты 15 века изобилует упоминаниями о Мустафе-бее, поэтому трудно определить, кто же был отцом Мухсине. Известно только, что Мустафа-бей построил школу в Нише (Сербия) и мечеть в Стара-Загоре (Болгария), по-скольку на их обслуживание, он основал фонд, который поддерживался доходами от нескольких деревень, которыми он владел на основании дара Ибрагима Паши в Болгарии. Есть сведения, что Мустафа-бей умер в 1527 году.

Политика Ибрагима Пашм во время брака с Мухсине.
Хотя это показывает неоценимую информацию о Ибрагиме Паше и его жене, письмо Дзэн также поднимает интригующие вопросы для Оттоманского историка. Известно, что в течение века Сулеймана, это была обычная практика для военных и административных чиновников высшего ранга империи - Визири, женющиеся на Принцессах Династии, становились братьями Султана - или сыновьями в законе. Например, трое сестер Сулеймана были отданы в жены Ферхад, Мустафе и Лютфи Пашам. Его единственная дочь была замужем за Великим Визирем Рустем Пашой, а две внучки за Великими Визирями Мехмед Соколлу и Семиз Али Пашами. Как указала Лесли Пирс, женясь на Династии, они подымали свой статус, создавая уникальную связь личной жизни с Султаном, и принося ему пользу от этого. Среди всего, из Визирей и слуг Сулеймана, только Ибрагим Паша никогда не наслаждался этим. С момента восхождения на престол, Сулейман везде представлял Ибрагима как своего любимого друга, с которым он хотел бы разделить всё, что имел. Включая его Султанские полномочия, описанные венецианцами, как «дыхание и сердце Султана». Ибрагиму были подарены самые красивые дворцы, лошади, драгоценности, одежды, рабы и верблюды, которые в блеске и великолепии соответствовали только собственности Султана. Чудеса... Тогда, почему, Сулейман, который не был известен тем, что он отказал в самых высоких почестях его фавориту, также не сделал его зятем? Первое объяснение, которое немедленно приходит на ум, предлагает более раннее романтичное предложение Ибрагиму, хотя его чувства, это кажется, первоначально едва оплачивались.

Если бы это имело место, тогда брак произошел бы раньше, по крайней мере между октябрем 1521 и маем 1522 гг., когда Сулейман предоставил Ибрагиму частный дворец в Ипподроме, где он мог завести семью. Другое объяснение объясняется нехваткой Оттоманских Принцесс, которые могли быть даны Паше в жены. Хотя три из сестер Сулеймана — Ханим, Бейхан и Шах Султанши — уже были замужем к 1524 году, и таким образом, не имели возможности выйти замуж, хотя конечно была возможность найти подходящую кандидатуру для Ибрагима среди остальной Султанской семьи. Косвенные доказательства предполагаю однако, что Мухсине была выбрана в качестве невесты Ибрагима, и что брак Ибрагима Паши был прежде всего политической договоренностью, связанной с его необычно стремительным повышением в должности Великого Визиря. Кроме того, венецианские источники указывают, что немедленно после того, как брак имел место, Сулейман заказал огромное количество сахара из Кипра для празднований. Кажется, что с самого начала, свадьба была задумана как крупномасштабно общественное мероприятие, и была поэтому сознательно отложена до весны, когда погода позволит внешние празднества, в которых все люди в городе могли принять участие. Озабоченность получением общественного признания для брака Паши, беспрецедентное великолепие, окружающее свадьбу и полную Династическую приверженность случаю, всё говорит о том, что брак Ибрагима с Мухсине, считали вопросом повышенной политической важности. Чтобы иметь возможность расшифровать политическое значение, лежащее в основе этого брака, нужно сначала исследовать, почему Ибрагим Паша не соответствовал обычной практике времени и не женился на женщине от Династии. Эта задача потребует объяснения альянса этого брака между Оттоманской Династией и рабской элитой, которая произошла во второй половине пятнадцатого столетия.

Благодарим за предоставленную работу на турецком - Елену Гремину.Перевод: Фируза Шафеева

 

Распорядок дня султана Сулеймана

Утро. Когда султан утром вставал с кушетки, его должны были одевать люди из числа его наиболее приближенных придворных: в верхнюю одежду, одеваемую лишь однажды, с двадцатью золотыми дукатами в одном кармане и с тысячью серебряных монет в другом, и кафтан, и не розданные монеты в конце дня становились «чаевыми» для постельничего.

Еда для его трех трапез на протяжении дня подносилась ему длинной процессией пажей, чтобы быть съеденной в одиночестве с превосходных фарфоровых и серебряных блюд, расставлявшихся на низком серебряном столике, с подслащенной и ароматизированной водой (изредка вином) для питья, в присутствии стоящего рядом доктора в качестве меры предосторожности от возможного отравления.

Спал султан на трех малинового цвета бархатных матрацах - один из пуха и два из хлопка, - покрытых простынями из дорогой тонкой ткани, а в зимнее время - завернувшись в мягчайший соболий мех или мех черной лисицы, с головой, покоящейся на двух зеленого цвета подушках с витым орнаментом. Над его кушеткой возвышался золоченый балдахин, а вокруг - четыре высоких восковых свечи на серебряных подсвечниках, при которых на протяжении всей ночи находились четыре вооруженных стража, тушившие свечи с той стороны, в которую мог повернуться султан, и охранявшие его до пробуждения. Каждую ночь в качестве меры безопасности он, по своему усмотрению, будет спать в другой комнате, которую его постельничьи должны будут тем временем подготовить.

День. Большая часть его дня была занята официальными аудиенциями и консультациями с чиновниками. Но когда не было заседаний Дивана, он мог посвящать свое время досугу, возможно, читая Книгу Александра - легендарный отчет персидского писателя о подвигах великого завоевателя; или изучая религиозные и философские трактаты; или слушая музыку; или же смеясь над ужимками карликов; или наблюдая за извивающимися телами борцов; или, возможно, развлекаясь остротами придворных шутников.

Вечер. Во второй половине дня, после сиесты на двух матрацах - одном, парчовом, шитом серебром, и другом - шитом золотом, он нередко мог переправляться через пролив на азиатский берег Босфора, чтобы отдохнуть в здешних садах. Или, напротив, сам дворец мог предложить ему отдых и восстановление сил в саду третьего двора, засаженном пальмами, кипарисами и лавровыми деревьями, украшенном павильоном со стеклянным верхом, над которым струились каскады сверкающей воды.

 

комментарий Греминой на форуме
ПОЧЕМУ СУЛИК НЕ ДАЛ СВОБОДЫИБРАГИМУ? ПОТОМУ ЛИЧНЫЙ РАБ СУЛТАНА НЕ ИМЕЛ ЗАЩИТЫПЕРЕД ЗАКОНОМ!
Меня всегда удивляло, почему Сулик не дал Ибрагиму свободу. Ведь султану достаточно было сказать, как пишет историк Дженкинс, одну фразу "Ты освобождаешься, ты свободен" - и все, конец рабству! Казалось бы, это так просто - освободи человека, которого называешь другом и братом, и он будет служить тебе, но свободным, как тот же Искендер Челеби, Аяз-паша или Джелялзаде. А камень с его души упадет, и тыкать рабством его не будут, а ему ж и так тяжело, править империей как "второй султан", но будучи рабом. Еще меня удивляло, что Искендера и Ферхада судили, а Ибрагима придушили без суда. А как же закон?
И вот мне подарили оксфордский словарь Истории ОИ, и простая статья "Kul"- раб султана, все объяснила.
Итак-Kul, или kapikulu - раб султана. Рекрутировались во дворец из мальчиков, отобранных у родителей в христианских провинциях (девширме, или "налог кровью"). В ходе обучения во дворцовой школе решалось, станут ли они янычарами или продолжат служить во дворце, продвигаясь все выше. Много военачальников, визирей и даже великих визирей появилось именно благодаря этой системе. Хотя эта система - «капыкулу» была введена султаном Мурадом Первым, полностью она развилась при Мехмете Втором. Для укрепления своей абсолютной власти, Мехмет старался назначать именно «капыкулу», т е личных рабов, на ключевые позиции в администрации, включая позицию великого визиря. Будучи личным рабом повелителя, «капыкулу» не имел защиты перед законом и мог быть предан смерти без суда. В дальнейшем, хотя в 17 веке «налог кровью» был отменен, все государственные служащие и военные, уже даже мусульманского происхождения, по-прежнему рассматривались как «капыкулу», не имеющие защиты перед законом. Система «капыкулу», т е рабства госслужащих, была отменена указом султана в 1839 году, в ходе административных реформ - тогда же, когда великого визиря стали называть «премьер-министр».
По книге Historical Dictionary of the Ottoman Empire (Historical Dictionaries of Ancient Civilizations and Historical Eras),Selcuk Aksin Somel Oxford

 

«ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА КАЗНИ – ЗАВИСТЬ»: ДВА ВЕЛИКИХ СУЛТАНА И ТРИ КАЗНЕННЫХ ВИЗИРЯ
«Сотрудничество «хозяин-раб» на благо Империи – может быть вполне прочувствовано, глядя на то, как вдвоем представляли «великолепие Сулеймана» - сам султан Сулейман и Ибрагим-паша, его великий визирь и близкий друг.

Ведь Ибрагим, грек из Эпирской Парги, знал толк, как в древней истории, так и в тонкостях соперничества с современными им европейскими монархами.

И все же Ибрагим был внезапно казнен султаном – В 1536 году, на вершине своего могущества, сразу после руководства обширной военной кампанией и взятия Багдада.
Ибрагим был вовсе не первым знаменитым великим визирем, устраненным своим «создателем». Например, Мехмед Фатих казнил своего верного визиря Махмуда-Пашу после 20летней службы и множества блестящих побед. Джанмария Анджолелло, итальянский служащий одного из сыновей Мехмета, считал, что причиной этого был страх перед влиянием Махмуда на армию: «Причина по которой Великий Турок казнил Махмуда Пашу была единственная - зависть».

Махмуд-паша был первым великим визирем, выращенным в системе «капыкулу», т е личным рабом султана, обращенным в ислам и прошедшим обучение.
До Махмуда великими визирями становились именитые турки, потомственные мусульмане из знатных семей.
Таков был предыдущий великий визирь Мехмета Фетиха –Халиль-паша из знаменитого османского рода Чандырлы. Члены этого клана визирей и высших сановников были так же влиятельны и уважаемы, как члены династии. И именно это все больше раздражало Мехмета.
Известно, что между ними были конфликты – отец Мехмета султан Мурад приставил Халиля-пашу к сыну и дал визирю большие полномочия. И строгий воспитатель не раз применял власть и не считался с волей шехзаде – так, известно, что Халиль велел казнить друга юного Мехмета - суфия-дервиша, бродячего проповедника, который спрятался в покоях шехзаде.
Когда Мехмет стал султаном, он исполнил две своих мечты - взял Константинополь и чуть ни на следующий день казнил своего великого визиря, после 14 лет службы, обвинив во взятках! ХАЛИЛ-ПАША БЫЛ ПЕРВЫМ ВЕЛИКИМ ВИЗИРЬ В ОИ, КАЗНЕННЫМ СУЛТАНОМ! Но не последним. Процесс только запускался!
Семья Чандарлы была отлучена от власти, а Мехмет создал систему «капыкулу». Отныне султаны опирались не на знатных турок, а на личных рабов султана, немусульманского происхождения, которых можно было выбирать по их талантам, использовать их способности на полную катушку и казнить без суда и следствия ("капыкулу", личных рабов султана, не защищал закон, как свободных граждан ОИ)
Так случилось и с Махмудом-пашой, чьей виной была, по версии очевидцев, только излишняя успешность в течении 20 лет службы султану и слишком большая популярность в армии.
По книге REREADING THE BLACK LEGEND The Discourses of Religious and Racial Differencein the Renaissance Empires Margaret R. Greer,Walter D. Mignolo, Maureen Quilligan
The University of Chicago Press, Ltd., London

 

Мехмет Фатих.
В энциклопедии по ОИ, что именно Фатих, надорвавшись на своем первом великом визире-аристократе Халил-паше из династии визирей Чандырлы (которого он арестовал на второй день после взятия стамбула и почти сразу казнил) и придумал эту систему - назначать великих визирей из личных рабов, КОТОРЫХ НЕ ЗАЩИЩАЛ СУД. Т е можно было выбрать самыхсамых перспективных из юных рабов, которых по смышлености и одаренности с полЕвропы выбирали, продвинуть их, отжать из них на госслужбе все соки и казнить без суда, когда они теряют эффективность или делаются слишком успешным. Этого Махмуда-пашу, которому 4 лимона платили, Фатих казнил после 20 лет беспорочной службы, как пишут современники "из зависти"

 

ВОЕННЫЕ ПОХОДЫСУЛЕЙМАНА ВЕЛИКОЛЕПНОГО

1521 г. – поход в Венгрию, осада Белграда (19.05.1521 - 18.09.1521 гг., продолжительность 4 месяца)

1522 г. - осада крепости Родос (16.06.1522 - 29.01.1523гг., продолжительность 7,5 месяцев)

1526 г. – поход в Венгрию, осада крепости Петерварадин (23.04.1526 - 05.10.1526 гг., продолжительность 5,5 месяцев)

1526 г. – сражение у города Мохач. 1526 г. – подавление восстания в Киликии 1529 г. – захват Буды 1529 г. – штурм Вены(10.05.1529 - 16.12.1529 гг., продолжительность 7 месяцев)

532—1533 гг. - четвертый поход в Венгрию (25.04.1532 - 21.11.1532 гг., продолжительность 7 месяцев)

1533 г. – поход на Персию, захват Тебриза (11.06.1534 - 08.01.1536 гг., продолжительность 19 месяцев) 1534 г. - захват Багдада.

1538 г. – разорение Молдовы (08.07.1538 - 16.08.1538 гг., продолжительность 1 месяц)

1538 г. - захват Адена, военно-морская экспедиция к берегам Индии.

1537—1539 гг. - турецкий флот под командованием Хайреддина Барбароссы разорил и обложил данью более 20 островов в Адриатическом море, принадлежавших венецианцам. Захват городов и сел в Далмации. (17.05.1537 - 22.11.1537 гг., продолжительность 6 месяцев)

1540—1547 гг. - бои в Венгрии.

1541 г. – захват Буды (22.06.1541 - 27.11.1541 гг., продолжительность 5 месяцев). 1541 г. – захват Алжира

1543 г. — захват крепости Эстергом. В Буде был размещен янычарский гарнизон, на всей территории Венгрии, захваченной турками, начала функционировать турецкая администрация (23.04.1543 - 16.11.1543 гг. - продолжительность 7 месяцев)

1548 г. – проход по землям Южного Азербайджана и захват Тебриза (29.03.1548 - 21.12.1549 гг., продолжительность 21 месяц)

1548 г. – осада крепости Ван и захват бассейна озера Ван в Южной Армении. Турки вторглись также в Восточную Армению и Южную Грузию. В Иране турецкие части дошли до Кашана и Кума, овладели Исфаханом.

1552 г. – захват Темешвара 1552 г. - турецкая эскадра направилась из Суэца к берегам Омана.

1552 г. - турки взяли город Темешвар и крепость Веспрем

1553г. - захват Эгера (28.08.1553 - 31.07.1555 гг., продолжительность 23 месяца)

1547—1554 гг. – захват Маската (крупной португальской крепости).

1551 — 1562 гг. - очередная австро-турецкая война 1554 г. – морские бои с Португалией.

1560г. – османский флот одержал еще одну большую морскую победу. Вблизи побережья Северной Африки, у острова Джерба, турецкая армада вступила в сражение с объединенными эскадрами Мальты, Венеции, Генуи и Флоренции

1566—1568 гг. – австро-турецкая война за обладание Трансильванским княжеством

1566 г. – захват Сигетвара (01.05.1566 - 07.09.1566 гг., продолжительность 4 месяца).

 

КОРОЛЬ ЛАЙОШ И КОРОЛЕВА МАРИЯ

«Если бы она (Мария) могла превратиться в короля, наши дела были бы намного лучше» - из письма венгерского придворного.
Мария Венгерская была родной сестрой императора Карла и эрцгерцога Фердинанда, их обручали с Лайошем, когда они оба были еще младенцами. В 1521 году в возрасте 16 лет она покинула Вену и переехала в Венгрию, где ей предстояло наконец-то познакомиться со своим мужем и стать королевой.
Король Лайош был далек от образа, созданного в сериале. В конце концов, в 1521 году ему было только 15 лет.
«Лайош был так добросердечен, так предан, так обаятелен, что даже красноречивый Франческо Масссаро не находил слов, чтобы описать его. Его щедрость не знала границ. Он, не имевший ничего, готов был пожертвовать всем. Его солнечная, радостная натура не знала ни злости, ни мстительности, ни подозрений. Никто никогда не видел его в гневе, и он с готовностью прощал любое оскорбление. Как его отец, Лайош хотел видеть в людях только хорошее. Высокий, растущий слишком быстро, с дружелюбным и открытым лицом, он напоминал доброго, игривого щенка… Серьезная сторона жизни оставляла его безоружным. И хотя он был умен и мог изъясняться на четырех языках, размышления и принятия решений были для него пыткой.»
Положение Лайоша можно понять из письма австрийского придворного:«… Они (венгерская знать) прибрали его доходы к рукам до такой степени, что ему нечего есть, у него нет даже хорошего пальто, и королева вынуждена его одевать… Нет ни власти, ничего, он должен танцевать под их дудку…»
Его молодая жена так же, как и Лайош, любила охоту и спорт, но по характеру она была полной его противоположностью.
«Мария понимала, что ее будущее зависит от будущего Венгрии. И она старалась сделать все возможное, чтобы быть полезной. Она писала братьям, призывая их помириться со всеми христианскими государями и совместно отразить турецкую угрозу от Венгрии и Европы. Она пыталась, насколько могла, учитывая окружающую враждебность, следить и за личными интересами мужа. Из своих денег она финансировала обновление его гардероба. Ей пришлось сражаться даже с фрейлинами и придворными, вытеснившими молодого короля из лучших покоев…
Быть хозяйкой или быть служанкой – вот в чем вопрос. И Мария, внучка и сестра императоров, не могла позволить себе быть униженной. Она, королева Венгрии, должна смотреть, как над ней и ее мужем смеются, презирают, обманывают и грабят?»
К сожалению, всего этого оказалось мало, и 29 августа 1526 года 26-тысячная венгерская армия вступила в бой со 100-тысячным османским войском. Катастрофический для венгров исход битвы был решен меньше чем за два часа, а сам Лайош утонул на переправе. Ему было только двадцать лет.
Мария, овдовев в 21, отказалась повторно выходить замуж. Позже, по настоянию брата Карла, она была правительницей Нидерландов.
Перед смертью она завещала, чтобы ее медальон в виде сердца, который когда-то носил ее муж, был расправлен, а золото роздано в пользу бедных.

 

Пост marena57 c форума ТДД

Я нашла в интернете историческую справку,которая показывает,что Роксолана была уважаема султаном и,соответственно,всеми остальными-не зависимо от ранга как жена султана.В сериале она истеричка и базарная баба-такое представление современной Турции о хохлушках,заполонивших Турцию.Привожу цитату:"Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем, и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной"
И еще,перечитала всю доступную литературу о Роксолане,и сделала вывод,что Загребельный ближе всего к исторической достоверности,он изучил все известные документы в России и работал с документами в Турции,вот 88страница его книги,где он рассказывает о своей работе над книгой:"Современники, привыкшие к жестокости и коварству властелинов, становились слишком легковерными, когда речь шла о преступлениях и убийствах. Не имея точных свидетельств, не надеясь на установление истины, иностранные послы, путешественники, летописцы, полемисты лихорадочно хватались за любые слухи, становились жертвами малозначительных и не очень достоверных пересудов. Так из неопределенности, таинственности, сплетен и поклепов, которыми очень плотно была окружена фигура Роксоланы во время ее жизни, уже для современников, в особенности же для потомков, эта женщина предстала не только всемогущей, мудрой и необычной в своей судьбе, но и преступной, этакой леди Макбет с Украины. Этому способствовали непроверенные, а порой и просто выдуманные донесения из Царьграда венецианских послов Наваджеро и Тревизано, письма австрийского посла Бусбега, сообщения французского посла в Венеции де Сельва, лишенная какого бы то ни было научного значения компиляция бургундца Николая Моффанского, изданная во Франкфурте-на-Майне в 1584 году, и иллюстрированный труд Буасарда "Жизнь и портреты турецких султанов" (Франкфурт-на-Майне, 1596).
Мы не удивляемся османским историкам Али-Челеби (XVI ст.), Печеви и Солак-заде (XVII ст.), которые свободно и пространно пересказывают непроверенные слухи о коварстве Роксоланы, потому что не в традициях мусульманских компиляторов было доискиваться истины тогда, когда речь шла о женщине, да еще и чужестранке. Известно же, что когда складывается какая-нибудь традиция, ломать ее уже никто не хочет. Уже в 1979 году в Стамбуле вышла книга Зейнеп Дурукан "Гарем дворца Топкапы", где автор снова рисует Роксолану-Хуррем как женщину коварную и жестокую, хотя, правда, и пытается объяснить эту жестокость стремлением спасти себя и своих детей.

Европейские писатели не отошли от этого устаревшего взгляда на Роксолану, и еще польский поэт Самуэль Твардовский (1595 - 1661) в своей поэме "Великое посольство" повторил все обвинения против Роксоланы, а ведь мог бы опровергнуть хотя бы некоторые из них, воспользовавшись своим пребыванием в Стамбуле.
О Роксолане написали романы немецкий писатель Йоханнес Тралов и финский - Мики Вальтари. У Тралова Роксолана почему-то стала дочерью крымского хана, которую захватили в плен запорожские казаки, а уже от них она попадает в гарем турецкого султана. Роман, собственно, сплошь строится на таких анахронизмах и странных выдумках и потому не заслуживает серьезного внимания.
Вальтари в своих исторических писаниях вообще увлекается ужасами, а еще больше пренебрежительным отношением даже к известным историческим источникам. Это он продемонстрировал, например, в своем историческом романе "Египтянин Синух", в котором от известного в науке папируса Синуха не осталось ни малейшего следа, зато царит неудержимая и неконтролируемая авторская фантазия. То же самое Вальтари сделал и с Роксоланой, изобразив ее уже и не просто леди Макбет с Украины, а настоящей ведьмой с Лысой горы.
Писания украинских авторов разных времен также не очень помогли мне установить истину. Там тоже господствует незадокументированная выдумка, правда, характера уже сплошь апологетического: Роксолана изображается чуть ли не святой, она борется за свободу родной земли, добивается у султана прекращения татарских набегов на Украину (на самом же деле их было свыше 30 за время ее господства), расширяет и укрепляет Запорожскую Сечь (на самом же деле Сечь возникает только после смерти Роксоланы) и т. д. Все это унижает и самое Роксолану, и ее неудачных восхвалителей.
Автор этого романа решил пойти по пути точнейшего соблюдения исторической истины, используя для этого только достоверные источники и документы и безжалостно отбрасывая все неопределенное. Невольно возникало искушение наполнить книгу как можно большим числом документов, но, зная, какими обременительными становятся документы во многих современных книгах, автор пытался удерживаться от этого искушения, лишь изредка включая в текст романа аутентичные письма Роксоланы (к Сулейману и к польскому королю Зигмунту-Августу), отрывки из некоторых ее стихотворений, образцы стилистики того периода из султанских фирманов, османских и армянских хронистов да еще, разумеется, образцы восточной поэзии.
Лишь изредка автор, не надеясь получить нужный документ, шел по пути логического воссоздания, но и тут стремился подкреплять свои построения фактами, которые окружали бы его и поддерживали так же, как каменные контрфорсы поддерживают здания готического собора. Это можно было бы проиллюстрировать на примере главы "Днепр". Об экспедиции дьяка Ржевского по Днепру известно из русских летописей, писали о ней все историки, начиная от Карамзина и Соловьева, но нигде не найдем объяснений возникновения этой необычной экспедиции и почти не знаем обстоятельных подробностей. Есть неопределенное упоминание о пленном, который "выбежал из Крыма" и сказал о возможном нападении крымчаков, хотя это не могло бы стать причиной для снаряжения столь крупного похода. Хронологически экспедиция Ржевского совпадает именно с теми смутными временами, когда в Турции вспыхнуло восстание Лжемустафы, когда борьба за султанский престол была в разгаре, когда Сулейман так изнурил свое государство, что вынужден был заключить мир с персидским шахом и отступить с пустыми руками после чуть ли не трехлетней войны. Наверное, охваченная отчаянием Роксолана именно в это время снова и снова посылала своего поверенного Гасан-агу (фигура невыдуманная, потому что она названа в письмах Роксоланы) к польскому королю, подговаривая того ударить по крымскому вассалу султана. Вполне вероятно, что, зная нерешительность Зигмунта-Августа, Роксолана могла велеть Гасану в случае неудачи у короля обратиться к молодому и воинственному московскому царю Ивану Васильевичу, который к тому времени уже завоевал Казанское царство и намеревался сделать то же самое с Астраханью. Из исторических источников известно, что римские папы, начиная уже с XV столетия, налаживают тесные дипломатические взаимоотношения с Москвой, пытаясь использовать могучих московских князей в своей незатихающей войне с османской Турцией. Флорентийский собор, брак Софии Палеолог с Иваном III - вот те шаги (пусть и неудачные), которые предпринимало папство в этом направлении еще в XV столетии.
В XVI столетии значение Московии как политической силы выросло невероятно. "Изумленная Европа, - писал Маркс, - в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства". (Цитирую по изданию: Академия наук СССР. Институт всеобщей истории. Средние века. Сборник. Выпуск 34-й. М., "Наука", 1971, с. 206 - 207.)
Папа Лев X пытался договориться с русским правительством о церковной унии и совместной борьбе с турками. Хотя ему это не удалось, папа Климент VII продолжает политику привлечения Москвы на свою сторону. Известно с тех времен большое письмо астронома и теолога Альберта Питтиуса, писавшего под псевдонимом Кампензе, - это фактически первая политическая брошюра о Московском государстве. Интерес к Московии был столь велик, что по заказу архиепископа Казенского итальянец Паоло Джовио делает описание Московской земли со слов Дмитрия Герасимова, посла Василия III к папе Клименту VII. Вся первая половина XVI столетия - это нарастание интереса католического мира к своему возможному союзнику в борьбе против нечестивых, о чем свидетельствуют довольно известные посольства в Москву Сигизмунда Герберштейна, а также его прославленные "Записки о Московских делах", точно так же как "Трактат о двух Сарматиях" Матвея Миховского (Краков, 1517, 1521)"

 

и ЕЩЕ ВОТ ТАКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОТ сОФЬИ Бенуа:" Реальный свидетель тех событий Ганс Дерншвам, прибывший в Стамбул в 1555 году, в своих путевых заметках писал: «Сулейман больше других наложниц полюбил эту девушку с русскими корнями, из неизвестной семьи. Хюррем же смогла получить документ о свободе и стать его законной женой во дворце. Помимо султана Сулеймана Великолепного, нет в истории падишаха, который бы настолько прислушивался к мнению своей жены. Что бы она ни пожелала, он тут же исполнял».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: