Беседа с мухаммеданскими муллами.




(Из дневника инородческого миссионера).

 

С 13 по 22-е июня месяца 1911 г. Я свершил миссионерскую поездку для собеседований с мусульманами и особенно с муллами, живущими в заводах Кушвинском, Надеждинском и Богословском, а равно на платиновых приисках, «Анонимного общества», и на шахтах. Со станции Гороблагодатской, в ожидание поезда на Нижнее-Туринский завод, я зашел к о. протоиерею Николаю Павловичу Левитскому, от которого узнал, что в Кувшинском заводе имеется «неуказанный» мулла для 75-80 душ татар рабочих. Этот мулла, Мухамедзян Фанзон, имеет здесь бакалейную лавку, торгует и вместе отправляет обязанности муллы, совершая общественные молитвы (намазы) для единоверцев. Но этого своей обязанностью Фанзов недоволен, по его словам, она оплачивается прихожанами. На платиновых приисках, где мусульман около 6000 тысяч, муллою состоит Мухаммед – Салим Абдухавиевич Хавиев, человек ещё молодой, мусульмански образованный и довольно культурный. На шахтах муллы не оказалась дома, о чем я очень пожалел. В Надежденском заводе, боле чем 6000 татар рабочих, состоит муллою также «образованный и «культурный» Шакерзян Ассадулин Хамидолин, который однажды писал письмо Его Преосвященству с просьбою запретить Руссой молодежи увлекать татарских девушек. Этот мулла ещё не чужд фанатизма, хотя по-видимому, искренно высказывает желание собираться священникам и муллам для собеседования «о вере» и лучшего выяснения божественности той или иной веры, т.е. христианской и мухамеданской.

Все беседы с муллами были общего характера, ибо возбуждались и решались почти одни и те же вопросы лишь в не одном порядке. А потому мы постараемся изложить здесь общее содержание бесед, лишь с указанием особенно своеобразны мнений отдельных личностей. Вообще нужно сказать, что муллы беседовали с полною откровенностью, возражали против христианства без страха и стыда, защищая своё мусульмантва упорно. Первая беседа состоялась с муллою Финзовым, в Кушвинском заводе. Мы разговорились «о вере» скоро и Мухамедзян охотно отзывался на мои вопросы, которые задавать приходилось мне первому. Так я начал: какое понятие о Боге делает вам ваш пророк Мухаммед? «Мухаммед говорит, что Бог един», но такового понятия о Боге для человека недостаточно, ибо желательно ему знать о Боге большее, подробнее; хочется знать каков Он по существу Своему и каков по жизни и характеру. Что же Мухаммед говорит о жизни и характере божества? «О Боге много говорить не приходится, ибо и знать о Нем много нельзя: Бога никто не видал, у Бога тела нет, как равно и у Него нет и жены, ни сына, нету у Него и товарища; нет у Него и места, ибо о Нем нельзя сказать, что ОН здесь или тут там». После этого, где же ваш «аллах»? но вы сам же говорите будто «аллах» ваш сидит на престоле поставленному на седьмом небе, как об этом написано в книжке «Миградж», т.е., путешествие Мухаммеда на небо верхом на «Альборане», этому рассказу мы мало верим: у «аллаха» нет места.» какой же он у вас несчастный: всякой своей он дал место, а себе самому не оставил… ну а как живет «аллах» ваш, каков он по характеру своей жизни и по свойствам? У «аллаха» 99 имен, а каков он по своему характеру, того знать никто не может. Мухаммед говорит, что «аллах» делает что хочет, распоряжается миром, как захочет; может сохранить и уничтожить, когда захочет, может поместить всю вселенную в ореховую скорлупу и бросить в «ад», если захочет. Он может делать всё, - худое и доброе… - а от сюда уже видно, что ваш «аллах» не имеет правила и закона жизни, он беззаконник, и порядка жизни у него нет. Какой же он «аллах»? «да кто же может дать ему закон выше «аллаха»?» «Бог делает, что за хочет»… - Бог и его жизнь самая верная истинно-чистая, а от нее произошла наша жизнь и потому она должна быть таковою же, как в Боге. Вот денница сатана испортил в себе жизнь и она стала неправильною, греховною. «этого мы не знаем по нашему и греховная жизнь от «аллаха», ибо всё от него произошло.» Отсюда видно, что вы не понимаете силу и важности греха в жизни человека, а потому и не осознаете нужды в помощи Божией для борьбы с этою порчею, не понимаете невозможности для человека спастись от страданий своими собственными силами, не ищете себе Божественного Спасение, и погибаете. Я готов сообщить вам, г. Мулла, христианское мировоззрение, истинная понятие о Боге и назначении человека. Тогда вы сами поймете свою преступность человека перед Богом и сознаете необходимость для Него божественной помощи при исправлении жизни своей. «Вы не толкуете о Спасителе, почитая таковым Иисуса, да будет над Ним мир… Нам за вас обидно и стыдно, что вы считаете сына Мариамы, Иисуса, Сыном Божиим, и таким образом измышляете три бога… Это ведь богохульство! Уясни же нам, как это ваши три бога не ссорятся? Как ещё вы говорите, что три бога в одном лице?» Не три бога в одном лице, а три лица (образа) в едином Боге… «а эта еще смешнее!» Даже несколько не смешно, если ты хотя сколько-нибудь поймешь, что Бог есть Дух.

Согласно христианского вероучения, Самим Богом непосредственно миру открытого, Бог есть Дух по Существу Своему, ничего вещественного в Себе не имеющий; Он един для всей вселенной, но являет себя миру в трех лицах или духовных образах. Ты, вероятно, понимаешь, что и человек именуется личностью (лицом) не за плотское лицо его, но по разуму. И Господь явил Себя не плотскими лицами, а духовными.

Первоисточник Божества есть Премудрость, являющая Себя миру рождающимся от Нее Словом – Сыном, Который есть второе лицо Премудрости, точнее, отображение Ее. Кроме сего, премудрость Божественная являет Себя миру образом жизни своей, или характером жизни своей, или Духом, исполненным любви. И вот образ жизни любви, или совершенная святость существа Божия есть третье лице Его, именуемое Дух святый. Таким образом наш христианский Бог един, но в Троице покланяемый; Он есть Троица Единосущная, нераздельная, «Как же может быть сын у Бога, когда у Него жены нет», снова возразил мулла. – Ты опять свое; ты толкуешь только о женах, которые тебе дают себя чувствовать, но не можешь понять духовного существа и жизни и жизни. От Бога – Духа бесплотного и сын рождается духовно, как слово от разума. Вот и у тебя слово рождается духовно, как слово от разума. Вот и у тебя слово рождается от ума твоего без жены – матери. У Бога Слово Сын рождается от Отца – Духа не отделяясь от Него, как Свет от солнца… Божество есть как бы духовное солнце в рождающемся от Него светом и теплотою. Ведь человеческая душа имеет слово и дух. Я никогда не узнал бы тебя, если бы не слышал слова твоего и не разумел образа жизни твоей, или твоего характера. Точно также нельзя познать Господа Бога единого, помимо слова – Сына Его и Духа жизни Его. Как мы уже убедились вы не знаете Бога, потому что не верите во Христа, который есть воплотившееся слово – Сын Божий, и не имеете Духа жизни Божьей, потому и не знает как надо жить. У Лиц Божества полное единство жизни: чтоб помыслить премудрость – Отец, то проявляет Слово Сын и осуществляет Дух жизни Его. Но вот у человека душа, которого есть «образ Божий», со времен грехопадения его, слово жизнь часто разногласит с сердцем и действуют в рознь, а оттого слабеют.

От вашей веры в единого «аллаха» нет и не может быть для вас пользы, но мы христиане от познания и веры в слово Божие поучаемся, премудрости Его, и от образа жизни – любви Божественной поучаемся любви и святости жизни Его. Вы, мусульмане, от своего самолюбивого и развращенного Мухаммеда, поучаетесь его греховной жизни, а от единого «аллаха» поучаетесь беспорядочной жизни, ибо у вашего «аллаха» у самого нет правил и закона жизни: он живет как захочет. От чего в нем нет постоянства и неизменяемости: сегодня он делает одно, после другое.… От чего и в Коране вашем есть 240 противоречий. Ваш «аллах» совершает даже добро и то, что Ему вздумается… «Да какое может быть зло в мире и жизни, когда все от «аллаха», все предопределено?» Сказал мулла. Вот в том что и зло вашей «веры», что мухамедова учение о вечном предопределении ложь есть.

Если бы всё было предопределено человеку, то не было бы в жизни его ни добра, ни зла; не было бы тогда нужды в «вере» и обрядах ее. Зло явилось в жизни, в жизни разумных существ как последствие нарушение порядка божественной жизни, приносящее вред жизни всего мира. Если грех и зло от самого Бога, то почему он не одобряет его, наказывает адом, как вы говорите? Да и может ли Сам Бог быть виновником извращения порядка своей собственной жизни, как равно и жизни созданий своих?! А если ОН – Бог – виновник зла, то Он же должен быть наказан муками «ада»… Зло не должно существовать в мире вечно, а потому Сам Бог является в мир на помощь человеку в борьбе со злом, ибо сам человек уничтожить зла не может. Создатель человека, Слово – Сын Божий, вселяется в человечество, сделавшись человеком, и полагает тем начало обновленной жизни для всего человечества, подавая ему образец святой жизни – любви своим учением и примером собственной жизни. Ты ведь знаешь, что Христос был безгрешен! Вот учись от Него святости, если хочешь спастись от страданий. А кроме учения и собственного примера Иисус Христос поддает человеку свою благодать в помощь и во очищение от греховной скверны. Вы, мусульмане, уверяете, что Бог Сам спасает человека, когда захочет, но сами же отвергаете спасение Его в Лице Иисуса Христа, предаетесь Мухаммеду – самому грешному человеку. Вы ожидаете своего спасения без всякого деятельного участия с вашей стороны, только Самим Богом, как бы насильно. Но Бог спасает нас не без нас, мы должны принимать подаваемые Богом средства к спасению нашему…, а вы отвергаете их. Бог указывает нам путь к спасению, а мы должны идти по нему. Этот путь ко спасению есть жизнь любви, ибо Христос говорит: «любите друг друга, как Я люблю вас; любите Бога больше всего и ближнего своего, как самих себя. Бог этим учением любви Сын Божий хочет исправить нашу самолюбивую жизнь греховную, диаволом внушенную человеку. «Все бы хорошо, да только ты везде даешь Сына Богу, хулишь его… Разве может быть сын у Бога, когда нет у него жены?!» -Ты мулла думаешь о Боге так, как о человеке и жизнь Его сравниваешь с своею собственною жизнью. Но, ведь, Бог есть Дух бесплотный. У тебя родится сын от твоей плоти, чрез жену; но у Бога – Духа рождается Слово – Сын, Как дух от духа, свет от света, слово от Разума, рождается без матери. Вы страшитесь и удивляетесь наименованию Иисуса Христа Сыном Божьим; но и по слову Мухаммеда Иисус есть Слово от Бога и Дух Его (Рух Уллаги): стало быть, ОН и по нашему Он есть Сын Божий и Слово Его; не слово – звук, частичное, а Слово – полнота премудрости Божьей. Кроме сего, вы знаете, что Иисус и по плоти родился только Матери, силою Отца – Бога; а потому Иисус и по плоти есть Сын Божий.

«А все-таки меня сильно возмущает ваше именование Иисуса Сыном Божьим и Мариами – Богоматерью… Знаю я, что христианство учит любви к Богу и ко всем людям, это хорошо. Но «Сын Божий» и «Богородица»… Слышать тяжело… Если бы не это, я готов бы принять христианскую веру. Ты все объясняешь хорошо, понятно; такого простого объяснения я не слыхивал; но рождение Сына у Бога мне не понятно». Так говорил мулла Фанзов. – хотя и не понимаешь, - веруй, ибо всего Божественного ум человеческий понять не может; помни одно: у Бога Духа Сын рождается не по-человечески. Самое плотское рождение Сына Божьего было не по-человечески, без Отца, рождение чудесное, сверхъестественное. Но вы и из этого не хотите понять, что Иисус несравненно выше вашего Мухаммеда, родившегося от кафиров – язычников, Абдулы и Амины, да и сам то был язычником. Считая Иисусом безгрешным, чудесно родившемся, чудотворцем, воскресшем из мертвых, вы, однако же, почитаете Его низшим развратного Мухаммеда, хищника и человека убийцы. Это ведь ещё более непонятно, чем рождение Сына от Бога, как свет от солнца. Мулла Фанзов сильно призадумался, что заметил и присутствующий диакон Хлынов.

«Ты всё» толкуешь, что нужно исправить жизнь человеческую, чтобы она была свята, чиста, как жизнь Самого Бога. Да ведь, никто не знает, как живет Бог. Мы находим достаточным, если человек руководствоваться книгами посланников и пророков, посылаемых Богом. А ты еще толкуешь о Спасителе, в Лице Иисуса. Зачем же Спаситель, когда Сам Бог может простить человеку грехи и спасти его от ада, если у него не хватит сил сохраниться от греха?! Так говорил мулла Фавиев. – Вы мулла говорите что пророков было тысячи, даже ещё 124 тысячи… Читали ли книги ли всех их, и сохраняли ли они народы от развращенной жизни? Знаете ли, как жить они учили? «Они учили веровать, что Бог един». – веровать что Бог един ещё не значит жить правильно, ибо и бесы веруют и трепещут, но живут во зле и страдают. Ты не читал книг всех пророков… Ну, вот скажи мне хотя то, как Мухаммед исправляет жизнь вашу, как учит жить? «Он велит жить, наслаждаясь, чем умеешь».. – Но самые то наслаждения составляют уже грех?! Наслаждениями человек портит свою жизнь и развращает; а таким образом и Мухаммед ваш помогает вам грешить и оскорблять Бога; он разрешает вам распутство, убийство, грабеж, и другие грех, и потому совсем не исправляет жизнь. Ты почитай книги других пророков и посмотри – не учили ли они доброй жизни? «Книги всех пророков заключаются в «коране», а потом нет нужды читать их… в коране сокрыто вся премудрость Божья… - А ты мулла не дури, ты ведь и сам хорошо понимаешь, что неправду говоришь. Если бы коран ваш был книгой мудрости, то вас мусульман, было бы много мудрецов; а ты укажи-ка мне, хотя одного мудреца из мусульман! Кроме бесноватых ваших «дивана», безумствующих, коран ваш не умудрил не одного… Нет ет у вас и не было ниодного мудреца и чудотворца, да и не будет никогда. В коране вашем даже о простых явлениях говорится ложь. Ты теперь сам знаешь о мире и человеке больше, чем Мухаммед,наполнивший свой коран народными сказками. Вы теперь – народ «культурный» и понимаете больше,чем полудикие арабы и сам Мухаммед. Арабам было простительно верить бредням Мхамеда, хотя и они верили ему лишь из страха «огня и меча». «А верите в Мухаммеда бессознательно, по темноте своей духовной? Так уж не вашу ли веру принять нам и покланяться с вами доскам и сушенным телам» (иконам и мощам) – сказал мулла Шакирзян. На твоем месте я бы постыдился бы высказывать такую глупость. Неужели вы думаете, что мы совсем дураки и сами себя обманываем? Неужели мы молимся угоникам Бжиим и ликам их, как бы закрывая глаза? Чего у вас нет, тому вы не верите: чего не понимаете, думаете, что и другие не понимают. Вы как слепцы, не видите света, предполагаете, что и другие во тьме. Наши христианские свяые, живущие божественною жизнью любви и добродетели, получают от Бога силы, сохраняющия их плоть, чрез которую подается благодать Божия и молящимся им. Эта благодать подается даже и чрез лики их, т. Е., чрез иконы их. А ваши д»дивана» (юродивые) отличаются гордостью и самолюбием, от чего бес вселяется в них, лишают их ума, и они становятся подобны диким зверям. Правда, на словах то вы предаете себя Богу – «аллаху», говоря: пусть делает он со мной все, что захочет… Но живете вы только для своих страстей, расслабляя тем силы духа и тела. Поэтому у вас никогда не было и не будет чудотворцев, начиная с Мухаммеда до антихриста – вашего «Аллаха». «От чудес мало пользы, ваш Христос творил чедеса, да не все уверовали в Него. Ныне нет чудес, а народ живет лучше». В каком отношении лучше? «Народ стал богат, одевается лучше, питается вкуснее».. Это только по-вашему лучше, ибо вы считаете пищу и одежду выше всего; но нравственность выше закона? Вера в Бога слабеет, родителей и старших не почитают, начальству не повинуются, друг другу не помогают. Впрочем «ваша вера» не знает «нравственности» и порядка жизни, ибо даже у вашего «аллаха» нет закона, вы с ним живете, как придется,- в добре или во зле – все равно, у вас все предопределено «аллахом», изменяющим законы, когда захочет… «А по вашему разве у Бога закон есть, или правила жизни?!» - спросил мулла деревни Кунашака, Абдуль-Кафи Габайдуллин.- У истинного Бога есть закон жизни, по которому он Сам живет и нам велит жить. Закон для жизни человечества Бог дал таков: веруй во единого Бога, идолам не покланяйся, именем Божиим не клянись, соблюдай день недельный, т.е. в недели один день посвящай служению Богу. Относительно жизни людей между собой Бог говорит: почитай отца – ать, начальство и старших себя; не воруй; не убивай никого;; не распутничай; не обианывай; не завидуй ничему чужому. Но Иисус Христос повелевает еще особенно хранить в чистоте свое сердце; Он говорит: блаженни чисти сердцем, кроткие, смиренные, милстивые, терпеливые, миролюбивые, ибо от состояния сердца нашего зависит жизнь и характер ее: от доброго сердца и жизнь бывает доброй, а от злого сердца – злая жизнь. «Да, это хорошо; нам с вами нужно почаще собираться для рассуждения о том, которая вера от Бога и учит лучшей жизни; а теперь мы еще не знаем того. На свете 77 вер, а которая лучше мы не знаем, да и узнать нельзя: всяк свою хвалит. А бог то един,» - сказал мулла Шакизян Хамидулин.- Всего верований на земле считается не 77, а более 1000; но религия, т.е., союз изни с Богом, только одна, ибо Бо един. Но вот вопрос: наш христианский Бог и ваш мусульманский «аллах» составляю ли единого Бога, или они суть два божества, по разности характера их жизни?! «Нет, у вас и у нас – един Бог.»

- В тотм-то и дело, что божество христиаское и «аллах» ваш беспредельно разнятся между собой. Истинный Бог христианский есть полота совершенств, совершая святость и любовь, неизменная правда, беспредельное всемогущество. Но ваш мусульманский «аллах» есть источник добра изла, изменчивый и недостойный, хитрый и лукавый, мстительный и злой, делающий, что захочет,не имеющий никакого закона жизни. Весьма возможно, что вы под именем «аллаха» чествуете самого сатану.

Отыскать истинную религию совсем нетрудно, если мы только искренне пожелаем искать ее. Но мы плохо ищем религию Божественную.. Вот вы мусульмане, даже боитесь искать истинную религию, слепо веруя Мухамедовым бредням.

Чтобы найти истинную религию или истинную жизнь, прежде нужно узнать, какою жизнью Сам Бог живет, от чего он счастлив и блажен. Как вы думаете, Бог счастлив или нет? Он живте в радости, или в не радости; доволен ли Он всеи или чего-нибудь у него не хватает?- Иначе сказать: Бог в раю или не в раю? «Что ты, что ты»… «конечно, Бог в раю… уж не в аду же быть Ему!... ад только для шайтана и для грешников», сказал мулла Хавиев.- А Бог стало быть святой, безгрешный? – А откуда приходит святость, когда человек бывает святым? – Он бывает святой, когда верит, что Бог един и не делает зла. Но ваш «аллах» считается вашим воновником зла, да и верить ему не в кого… Он какую держит веру? «???» - А может он безверный, «кафир»? «Что ты, разве можно так говорить о Боге? – Так отчего же Бог святой? «Чтобы не сделал Бог, для него все не грешно»… А если для Бога греха нет, то и для нас его нет… Вы не понимаете ничего, не знаете, почему Бог свят, не понимаете и сущности греха. Сущность святости заключается в любви, или в сердечном желании служить всеми силами души, до самозабения. В Господе Боге вся жизнь заключается в таковом стремлении, а потому он свят и блажен. Святость и блаженство от Бога не от Веры в кого либо, ноот самопреданности, от любви и служения своим созданиям. Но вот вы хотите быть в раю разврата только за веру, что Бог един, хотите, чтобы все служили вам: стало быть вы не хотите жить и живете не любовию сердца и служением, а своими страстями, чувственностью собственной плоти, служением себе. А потому вы живете на так, как истинный Бог живет, а совершенно противною Ему жизнью, самоугождением, которое есть язычество, блуждание человеческого ума. Видов этого блуждания более 1000 и все они суть язычество, как и ваше мусульманство; но истинная религия - жизнь любви божественной – Едина – «Против любви к Богу и ближнему мы сказать ничего не може, это хорошо. Но веры своей мы менять не будем», - сказал мулла Хавиев.- Да, привычка – вторая природа; изменить свою жизнь, особенно худую на добрую, очень трудно, хотя возможно. Вы привыкли жить и думать только чувстовами, а нравственной чистоты еще не понимаете, Да и вы допускаете в своей вере не мало глупостей: вот вы веруете что Иисус есть Бог… Разве можно допустить, чтобы Бог вошел во утробу девы и осквернился рождением от нея чрез детородную, скверную часть?! Разве можно допустить, чтобы Бог умер, как вы говорите об Иисусе, и вселенная осталась без Бога, хотя бы только и на три дня»? Так возражал слепец на беседе с 12-ю мусульманами в квартире купца Гизстуллина, в Каслях, 7 Июля.- правда мы веруем, что Иисус есть Истинный Бог, в чем убеждает нас Его чудесное рождение без отца, Его всеведение и всемогущество в чудесах: у Юога все возможно, кроме зла и греха, которых Он не может делать; ибо если Бог согрешит, то Он не будет, уже Богом, как ваш «аллах» не есть Бог. Но вот мы, говоря, что добро и зло от Бога уподобляете Его сатане… Далее: разве: Бог не может соединить свою жизнь с чистою жизнью Девы и родиться от Нея человеком, во спасение всего человечества? И оскверниться рождением от святой Марии Бог не мог, ибо и в коране у вас говорится, что Бог избрал ее и очистил. Оскверниться можно только грехом, а в деве Марии греха не было, да и Бог только освящает все. Затем, как, как дух, Бог и вочеловечевшись, оставался вездесущим, по всеведению своему, ибо плоть не может ограничивать Духа-Бога. А равно божество Иисуса и не умирало, как не умирает и душа человеческая вместе с телом его. Кроме всего сказанного, событие боговоплощения есть Божественное Таинство, каковым признает его и ваш Мухаммед. (Кор.3,39), а потомы ты и не прикасайся к нему своими чувственными устами. Если ты считаешь скверным бесстрастное рождение Иисуса от святой Девы; то не в высшей ли степени скверное, страстное рождение Мухаммеда от язычников, Абдуллы и Амины?! Равно и личное рождение каждого из вас страстно и скверно, а потому нуждается в освящении, а чем вы освящаетесь? Наше греховное рождение Иисус освящает в св.Крещении, силою Божественного Духа; а вы боитесь Крещения и остаетесь скверными: следует освящаться и вам, как во грехе рождающимся… Мулла молчал.

 

Екатеринбургский Епархиальный инородческий миссионер, протоиерей Александр Миропольский.[1]


[1] ЕЕВ 1912. - № 21 С.485 – 495.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: